Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Рудина О.В. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Библиографическое описание:
Рудина О.В. Проектная деятельность как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения окружающего мира // Современная начальная школа. 2021. № 26. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/26.pdf.

В настоящее время в образовательной деятельности педагоги используют различные формы и методы обучения для того, чтобы ребенку не только было проще освоить материал, но и процесс освоения информации стал более увлекательным. Одним из таких методов обучения является проектная деятельность.

Еще более трехсот лет назад великий чешский мыслитель, основоположник теоретической педагогики Я.А.Коменский высказал идею внесения в деятельность педагога исследовательского стимула для успешности обучения. Он писал: «Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдая сами небо и землю, дубы, буки, т.е. чтобы они исследовали и познавали самые предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения».

Эта идея впоследствии получила развитие в работах многих известных философов и педагогов. Французский философ Ж.Ж. Руссо провозгласил тезис о том, что первые наши учителя философии – это наши ноги, руки, глаза. Он советовал в ходе общения с ребенком ставить доступные его пониманию вопросы и предоставлять ему решить их. «Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает её».

Для того чтобы понять, что подразумевается под проектной деятельностью, нужно дать чёткое определение термину «проект». В словаре В.И. Даля проект определяется как план, предположение, предначертание, задуманное, предположенное дело, и самое изложение его на письме или в чертеже.

Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован и оценен. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость.

Исследование, как тип учебной деятельности представляет собой познание окружающего мира посредством теоретических конструкций - методов, организующих мышление и деятельность познающего. Под учебным проектом понимается совместная обоснованная спланированная и осознанная деятельность обучаемых, которая имеет общую проблему, цель, согласованные методы и направленная на формирование у них определенной системы интеллектуальных и практических умений.

Существует несколько классификаций учебных проектов.

Э. Коллинг выделяет четыре типа проектов: проекты игр, экскурсионные проекты, повествовательные проекты, конструктивные проекты.

Н. Ю. Пахомова предложила классифицировать учебные проекты, исходя из следующих типологических признаков: по ведущей деятельности, по используемым технологиям, по сфере применения результатов, по организационным формам проведения работы над проектом по отношению к предметной урочной системе.

Е.С. Полат предложила свою классификацию учебных проектов. Она разделила учебные проекты по определенным критериям и признакам.

По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные.

По предметно-содержательной области: монопредметные, надпредметные и межпредметные.

По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных - продолжительностью от месяца и более.

По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные. Можно также рассматривать учебные проекты по степени самостоятельности учащихся и формам учительского руководства проектами.

Формы представления учебного проекта могут быть различными: рисунок, сочинение, карта, буклет, реклама, презентация с использованием информационных программ, творческое представление и др.

Анализ теоретико-методологической литературы по теме исследования позволяет сделать вывод о том, что в контексте ФГОС НОО второго поколения учебный проект представляет собой задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, целенаправленную деятельность, и форму организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, а также результат деятельности как найденный учащимися способ решения проблемы создания проекта.

В основе учебного проектирования лежит формирование регулятивных универсальных учебных действий учащихся, способствующих умению самостоятельно ставить цели, планировать, прогнозировать, контролировать и давать оценку своей собственной деятельности. Проектная деятельность всегда направлена на самостоятельную индивидуальную, парную, групповую деятельность школьников, которую учащиеся должны выполнять в течение определенного промежутка времени. Результативность проекта должна быть оформлена в виде какого-либо отчета.

Таким образом, в ходе решения проектных задач у младших школьников (1-4 класс) могут быть сформированы следующие регулятивные способности:

• рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное: почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

• целеполагать (ставить и удерживать цель);

• планировать (составлять план своей деятельности).

Выполняя проект или проектную задачу, у школьников формируются умения искать информацию.

В ходе своих действий мы пользовались этапами формирования умений осуществлять поиск информации по Гендиной Н.И., представленные в Табл. 1.

Таблица 1

Содержание деятельностного этапа

Классы

Основные направления формирования умения осуществлять поиск информации

Приемы формирования

1

Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Ориентироваться в сети интернет (выбирать браузер, поисковую систему).

Извлекать информацию из текста, рисунка, схематического рисунка.

В процессе обсуждения темы урока учитель вместе учащимися осуществляет постановку вопросов, на которые необходимо найти ответ.

Задание: сформулировать и забить в поисковую строку необходимый запрос по теме своего проекта.

Найти и зачитать описание к рисунку, найти название рисунка, объяснить, что изображено на рисунке (схеме)

2

Определять, что нужна дополнительная информация для выполнения задания.

Понимать, в каких источниках (сайтах) можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

Постановка вопросов о том, какая информация необходима при ответе на конкретный запрос.

Задания на умение подбирать литературу по разным темам. Занятие в компьютерном классе, включающее задания на поиск книг с помощью электронного каталога по различным темам (об использовании человеком науки и техники, об истории человечества, об исследователях и ученых и пр.)

3

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для выполнения проектной деятельности.

Отбирать необходимые источники информации среди предложенных сайтов, электронных словарей, энциклопедий, справочников.

Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)

Постановка вопроса учителя о том, какие вопросы можно рассмотреть в рамках изучения своей темы.

Задание обратиться к словарю и найти значение слова. Обратиться к электронной энциклопедии, чтобы узнать, какие животные живут в тундре, степи… Работа в библиотеке с различными источниками информации.

Рассказать, какие новые знания почерпнули из таблицы (иллюстрации, схемы…)

4

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.

Самостоятельно отбирать для решения учебных задач необходимые сайты, электронные словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (сеть Интернет), умение обрабатывать эту информацию.

Например, найти статью в интернете и самостоятельно ответить на ряд вопросов.

Задание найти дополнительную информацию к уроку по определенным темам. Работа в библиотеке с различными источниками информации.

Поручение индивидуальных сообщений, выступлений, рефератов на заданные темы



Как отмечается в научной литературе, при поиске информации детьми, роль учителя изменяется в зависимости от этапов работы над проектной деятельностью. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

- консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п. При реализации проектов учитель - это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»; Консультирование может происходить в несколько этапов в зависимости от стадии работы над проектом. Учитель ведет консультирование как индивидуально, так и в группе.

- мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности - залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель придерживается принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;

- фасилитирует. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;

- наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволяет учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и пойдет в основу его действий по оценке уровня сформированности компетентностей учащихся.

Учитель может организовывать проектную работу учащихся в зависимости от этапов и цели конкретного проекта, а также от сложившейся проектной ситуации.

В начальной школе этапы создания проекта нужно рассматривать более детально, на каждом из этапов формируются определенные регулятивные универсальные учебные действия.

Погружение в учебный проект в общем виде может состоять из 4 основных этапов:

1 этап. Формирует такое регулятивное универсальное учебное действие как умение определять цель деятельности. На этом этапе важно выявить исследовательский интерес и предпочтения ребенка. В ходе деятельности происходит адекватный выбор темы будущего исследования. При подборе направления исследования учитываются многие параметры: интерес, желание самого ребенка, его интеллектуальные способности, материальные и технические возможности семьи. На этапе погружения в проект осуществляется деятельность по определению проблемы, целеполаганию, постановке задач, предстоящей деятельности.

2 этап. На 2 этапе формируется целый ряд регулятивных универсальных учебных действий:

· умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способов взаимодействия;

· умение ставить вопросы - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

На этом этапе организуется групповая, или индивидуальная работа, которая позволяет всем участникам проектно-исследовательской деятельности обсудить значимые для них вопросы. Осуществляется планирование и при помощи педагога разрабатываются программы исследования.

3 этап. Формирует умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем.

На этом этапе формулируются цели и задачи исследования. Ведется поиск информации по теме исследования. Чаще всего ученики ищут информацию в школьных, и домашних библиотеках.

4 этап. Этап защиты проекта (презентация). На этом этапе формируются такие регулятивные действия как умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Презентационный отчет является заключительным и очень важным в проектно-исследовательской работе. Школьники оформляют результаты исследования с помощью компьютерных технологий, рисунков, сочинений, видеофрагментов, фото отчетов, выставок со своими творческими работами и др. Они готовят публичные выступления на классных часах, на школьных конференциях, в которых принимают участие не только дети и их родители, но и учителя старших классов. В ходе конференции обсуждаются результаты проектно - исследовательской работы, ставятся задачи для дальнейшего обучения.

На основании анализа исследований по данной проблеме можно выделить следующие функции, выполняемые проектной деятельностью:

· управляющая функция – ориентация на цель, планирование, контроль успешности продвижения к цели;

· развивающая функция – прогнозирование процессов становления социально значимых качеств личности и поддержка ее индивидуальности, качественного изменения субъектов и объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений, преобразование их внешних и внутренних связей;

· познавательная функция – конструирование содержания учебной деятельности и процесса ее реализации, выявление тенденций развития образовательной системы, проникновение в будущее.

Немаловажную роль играет выбор учебного предмета, по которому создается проект. Если рассматривать такие предметы как русский язык, математика, литературное чтение, то реализация проектной деятельности на этих дисциплинах имеет относительно невысокую эффективность. Поскольку систематическое построение учебной программы - условие высокого качества знаний «на выходе» - диктует жесткий отбор форм и методов обучения. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.

Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), иностранные языки, информатика, изобразительное искусство, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

Таким образом, проектная деятельность позволяет реализовать личностно - ориентированное деятельностное обучение, формирует опыт самообразовательной деятельности, поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной и психомоторной областях на всех уровнях - знания, понимания, применения, кроме этого, способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий.

Библиографический список

1. Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения: учеб.-метод. пособие [Текст] / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 104 с.

2. Даль, В. И. «Иллюстрированный толковый словарь русского языка», М.: «Астрель. Хранитель», 2006. 98 с.

3. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11. – 59 с.

4. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2004.20- 25 с.

5. Сейдниязова, Н.В Методические рекомендации по формированию универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста [Текст] / Н.В. Сейдниязова. – М.: 2014.- 12 с.

6. Хижнякова, О.Н. Педагогическое проектирование учебной деятельности младших школьников в условиях развивающего обучения: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. - Владикавказ, 2009. – 25 с.