Высшая школа делового администрирования
Конференции
Ноябрь 2022

ОРГАНИЗАЦИЯ ФОРМ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Федорова Кристина Валерьевна
студент
ГБПОУ РО "Шахтинский педагогический колледж" г. Шахты

Аннотация.
В статье рассматривается организация форм методической работы с использованием интерактивных технологий, которые используются для повышения эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми.

Ключевые слова. Взаимодействие, интерактив, эффективность

Дошкольное образование является фундаментом образовательной системы страны и имеет большое социально-экономическое значение, которое обуславливается необходимостью организованной, комплексной реализации программы развития детей дошкольного возраста. Поэтому развитие данной сферы является приоритетным направлением государственной политики.

XXI век по праву можно считать веком расцвета инновационных технологий, которые активно внедряются в самые разнообразные сферы человеческой деятельности. Образование среди них закономерно становится одним из самых значительных.

Возросшие требования к технологичности образовательного процесса обусловлены острой потребностью в обязательном предвидении результатов и перспектив развития. C введением интерактивных технологий в дошкольные образовательные организации по ФГОС, усовершенствованные формы методической работы становятся ключевой проблемой для педагогов. Ведь с такими изменениями меняется и работа воспитателя, которая требует от него постоянной готовности обеспечивать интерактивные технологии и творческие процессы. Многие педагоги отказываются вводить в свою работу современные формы организации дошкольной деятельности, что служит частой проблемой в неполноценной подачи знаний дошкольникам.

В настоящее время наибольшей популярностью пользуются те технологии, которые позволяют педагогу создавать наиболее комфортные условия для обучения, взаимодействие между участниками учебного процесса и саморазвитие учащихся. Одними из таких технологий являются интерактивные.

Интерактивные технологии – это ряд педагогических методик, обеспечивающих необходимый образовательный эффект, посредством воспитанников в совместную с педагогом деятельность, по заданным правилам и условиям.

Интерактивные технологии предусматривают обязательное взаимодействие педагога с воспитанниками, а также воспитанников между собой. Это отличает их от другого вида активных методов и технологий воспитания, в рамках которых предполагается взаимодействие только между педагогом и воспитанником. При этом развитие интерактивных технологии осуществляется в русле расширения понимания системы профессионально значимых умений, которыми необходимо овладеть педагогу для достижения образовательной цели.

Принцип интеграции, предполагающий взаимодействие образовательных областей с использованием интерактивных технологий, требует переориентации педагогов дошкольного образовательного учреждения со старой модели организации образовательного процесса на усовершенствованную, которая основана на современных формах методической работы.

Методическая работа – это основной вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией образовательной организации, педагогами в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на занятиях, уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.

Главной задачей методической работы в дошкольной образовательной организации является оказание своевременной помощи педагогу с целью усовершенствования его профессиональной подготовки и повышению результативности достижений воспитанников. Таких результатов можно достичь только с использованием интерактивных технологий.

В настоящее время, ключевыми интерактивными технологиями являются: экспериментирование; семинары; семинары-практикумы; деловые игры; экспресс-задания; мозговые штурмы; наглядные материалы; вебинары; тренинги; кейсы.

Формы методической работы с использованием интерактивных технологий – это специальный способ познавательной и коммуникативной деятельности, который позволяет педагогу улучшить качество усвоения знаний дошкольниками. А также позволяют активизировать деятельность воспитателей, повышают степень мотивации, эмоциональности, творчества, способствуют установлению сотрудничества между коллегами. Важное условие для реализации этих форм - положительное состояние психологического климата в коллективе, как фактора, формирующего эмоциональное благополучие. Для этого применяются различные методики (релаксация, элементы арт-терапии, психогимнастика) в группе и индивидуально. Перед началом занятия, проводятся беседы, в которых формируются положительные установки к новой деятельности.

Экспериментирование – это особый способ духовно – практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

Важнейшая особенность эксперимента состоит в том, что в процессе его осуществлении ребенок, педагог или же родитель приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его; изменять это явление в том или ином направлении. Для педагогов это отличная возможность выявить особенности определенной группы или же одного дошкольника.

Главное достоинство применения экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

1. Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, о мире живой и неживой природы.

2. Идёт обогащение памяти ребёнка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

3. Развивается речь ребёнка, так как ему необходимо давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

4. Происходит накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

5. Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, способности преобразовывать какие-либо предметы или явления для достижения определённого результата.

6. В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Семинары – это групповые занятия по определенному плану под руководством опытных педагогов, специалистов. Семинары имеют цель повысить теоретический уровень воспитателей по конкретному вопросу воспитательно образовательной работы с детьми, тематика семинаров связана с задачами плана, с целями развития ДУ.

Семинар может состоять из нескольких занятий, где сочетается обсуждение вопросов теории, проблем практики, знакомство с новинками литературы и передовым опытом. Их количество, частота проведения зависят от конкретной темы. Руководителем семинара может быть заведующий, заместитель заведующей, специалисты д/с, школы и другие, именно они продумывают программу, план работы.

Участие в работе семинара добровольное, поэтому при выборе темы необходимо учитывать пожелания и потребности педагогов конкретного сада. Необходимо предусмотреть подготовку участников семинара к занятиям.

Вместе с планом работы семинара в метод. кабинете вывешивается список литературы, рекомендованный к конкретному занятию, подбирается картотека, подготовлена выставка. Могут быть даны персональные задания каждому педагогу: провести диагностику, опрос детей группы, и т. д. семинар заканчивается выработкой рекомендаций о возможности использования в работе изученной проблемы или разработкой плана дальнейшего изучения конкретных вопросов данной темы.

Семинары – практикумы направленны на повышение уровня практичной подготовки воспитателя, совершение практических навыков, необходимых в работе с детьми. Тематика семинаров-практикумов строится на запросах воспитательной работы и также связана с задачами годового плана. Руководителями могут быть люди, хорошо владеющими необходимыми навыками. Работа семинаров-практикумов всегда имеет какой-то материальный результат. Можно устроить выставку работ воспитателей, участники могут подготовить вечер отдыха, на котором прозвучат песни или стихи.

Итогом работы могут быть также наглядные материалы, подготовленные руками воспитанников, рекомендации к их использованию (например, этапы обучению рисования, использование разной техники аппликации, конструирование из бумаги и т. д.) которыми могу воспользоваться все педагоги. Место проведения может быть метод кабинет, музей, выставочный зал и т.д.

Деловая игра – это метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятие решений в различных ситуациях по заданным или вырабатываемым самими участниками правила. Деловые игры позволяют максимально активизировать участников для достижения поставленной цели.

Подготовка и проведение деловой игры – процесс творческий. Взяв модель уже разработанной игры, можно изменить отдельные её элементы, или содержание без изменения модели. Непосредственная разработка материалов деловой игры включает в себя следующие этапы: создание проекта деловой игры; описание последовательности действий; описание организации проведения игры; составление заданий для участников; подготовка оборудования. Деловая игра разрабатывается на основе методики активизации обучения педагогов.

Экспресс задания – это ряд заданий, которые можно подстроить для каждого, зависит от методической работы с коллективом, воспитанниками, родителями. Сами задания представлены представляют собой небольшое количество вариантов решения и тем самым занимают мало времени.

Мозговые штурмы – это технология, полезная для усваивания сложных материалов и развития творческого потенциала. Ведь «мозговой штурм» предоставляет возможность участникам высказывать различные мнения для решения определенной проблемы. Основная цель мозгового штурма – это помощь в «расковании» сознания и подсознания для появления новых идей.

Наглядные материалы – это материалы, основанные на зрительном восприятии, помогающие запомнить материал не только с помощью слухового анализатора. Так педагог может рассказать тему без лишних усилий и знать, что такая работа даст свои плоды в будущем.

Вебинары – это форма работы для повышения знаний воспитателей и родителей, которая проходит в интернете, в отличии от семинара.

Постепенно новое понятие вебинар вживается в нашу реальность и несколько видоизменяется. Сейчас вебинар – это не только семинар онлайн, но и занятия онлайн, лекции онлайн, организованные при помощи web-технологий в режиме реального времени. Во время вебинара его участники находятся у своих компьютеров, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника.

Главная особенность вебинаров – интерактивность, возможность демонстрировать, отдавать, принимать и обсуждать информацию.

Тренинги – это технология активного обучения, направленная на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок. Тренинг - форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.

С помощью тренингов можно раскрыть любого родителя или дошкольника. Дать установку на получение определенных знаний и не сомневаться, что эти знания будут не распределены.

Кейсы - техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Отлично подходит для проведения собраний в дошкольной образовательной организации. Участники должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Использование интерактивных технологий в педагогическом процессе побуждает педагога к постоянному творчеству, а в этой связи к совершенствованию, изменению, профессиональному и личностному росту, развитию.

Повышение профессиональной компетентности педагогов, в результате использования форм методической работы с использованием интерактивных технологий, позволяет выйти на такие результаты: стабильность оптимального уровня освоения детьми программы; улучшение психологического микроклимата в коллективе; рост творческой активности педагогов и их удовлетворенность результатами своей работы; рост педагогической компетентности педагогов, уровня, уровня их квалификации.

Список используемой литературы

1. Атемаскина, Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОО: учебное–методическое пособие / Ю. В. Атемаскина, Л. Г. Богославец. – СПб.: ООО Издательство Детство – пресс, 2020. – 229 с.

2. Гульчевская, В. Г. Современные педагогические технологии / В. Г. Гульчевская. – М.: Академия, 2022. – 236 с.

3. Панфилова, А. П. Интерактивные педагогические технологии / А. П. Панфилова. - М.: ИЦ Академия, 2022. – 158 с.

4. Попова, Н. Н. Роль научно-методической службы в повышении методической компетентности / Н. Н. Попова // Методист. - 2018. - № 2. – С. 54-56

5. Соловова, Н. А. Управление методической работой ДОУ: от традиций к инновациям / Н. А. Соловова, Н. В. Кузьминова // Воспитатель ДОУ. 2020. № 8. – С. 40-46