Библиографическое описание:
Андреева М.А. Методические подходы в коррекционно-педагогической работе по развитию связной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи // Современная начальная школа. 2021. № 31. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/31.pdf.
Развитие устной связной речи составляет основную задачу лингвистического развития детей. Вопросы развития связной речи рассматриваются в двух направлениях: обучение диалогической и монологической речи. Существует многочисленная литература, раскрывающая методический аспект этой проблемы.
Диалогическая речь реализуется в процессе разговоров воспитателя с детьми в повседневном общении и в форме специально подготовленных бесед. Методика проведения разговора с детьми излагается в работах Е.И. Тихеевой и Е.А. Флериной. Классификация бесед, их целевая установка и метод проведения разработаны Е.А. Флериной.
Роль беседы и методика её проведения находят отражение в фундаментальном исследовании Е.И. Радиной. Представляют интерес и сегодня её мысли о принципах отбора содержания для бесед, месте беседы среди других методов, структура беседы и приемы активизации мышления и речи детей. Дальнейшее развитие идеи Е.И. Радиной находим в публикациях Э.П. Коротковой, Н.М. Крыловой, В.И. Логиновой, и других исследователей. В частности, Н.М. Крылова проверяла влияние беседы на развитие мышления и речи в процессе систематизации и обобщения знаний детей.
Вопросы развития монологической формы связной речи в целом в теории и практике изучены. В.В. Гербова считает, что к наиболее актуальным проблемам недостаточно изученным до недавнего времени можно отнести вопросы обучения монологам – описаниям, связным высказываниям типа рассуждений. Уточняют и дополняют методику обучения монологической речи исследования Н.Г. Смольниковой и О.С. Ушаковой о развитии структуры связного высказывания у детей; Е.А. Смирновой и О.С. Ушаковой об использовании серии сюжетных картин в развитии связной речи.
Кроме того, существуют исследования Н.Ф. Виноградовой Л.М. Гурович, и А.М. Дементьевой, освещающие разные стороны обучения детей рассказыванию. В свете интересующей нас проблемы необходимо знание особенностей восприятия картинки, представленное в психологическом исследовании С.Н. Карповой.
Во многих трудах по педагогике обучение детей рассказыванию рассматривается как одно из главных средств развития связной речи, развития речевой активности и творческой инициативы. Отмечается влияние занятий по обучению рассказыванию на развитие психических процессов и познавательных способностей. Подчеркивается важная роль обучения рассказыванию в развитии монологической формы речи. К основным методам обучения детей связной монологической речи авторы относят обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам) и устному сочинению по воображению.
Каждый вид обучения рассказыванию как метод развития связной речи имеет свои особенности, определенную структуру учебных занятий и методические приемы.
Общимипринципами обучения являются: построение занятий в соответствии с возрастными особенностями детей, отведение важной роли речевому образцу педагога, применение игровых приемов, широкое использование средств наглядности, выбор методов и приемов с учетом задач обучения детей родному языку.
Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения предполагает развитие умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.
В программе коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи приводятся рекомендации по развитию связной речи в соответствии с периодами обучения. Предусматривается постепенное усложнение содержания работы по развитию связной речи, в том числе и на специальных занятиях по обучению рассказыванию.
Вся коррекционная работа делится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по развитию словаря, фразовой речи и выходу в связную речь. Развитие связной речи – основная задача третьего этапа. Работа начинается с понятия о слове, о связи слов в предложении. Предполагается обучать детей сначала подробному, затем выборочному и творческому пересказу. Любому виду пересказа предшествует анализ текста. Завершается работа над развитием связной речью обучением составлению рассказа на основе личного опыта.
При работе над развитием связной речи детей с общим недоразвитием речи используются вспомогательные средства, такие как наглядность и моделирование плана высказывания.
Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. В результате обозначается следующий порядок работы:
-пересказ рассказа по наглядному действию;
-рассказ по следам наглядного (демонстрируемого) действия;
-пересказ рассказа по серии сюжетных картин;
-составление рассказа по серии сюжетных картин;
-пересказ рассказа по сюжетной картине;
-рассказ по сюжетной картине.
Особенностью данной системы работы является то, что, последовательно применяя этапы обучения, удается развивать связную речь у тех детей, которые изначально не владели развернутыми смысловыми высказываниями.
Отметим, что систематическая работа в данном направлении, обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания. При этом дети усваивают посредством имитации нормативные основы устной речи, упражняются в правильном употреблении языковых средств по аналогии с содержащимися в произведении для пересказа.
Использование при обучении высокохудожественных произведений детской литературы позволяет целенаправленно проводить работу по воспитанию у детей «чувства языка» - внимания к лексической, грамматической, синтаксической сторонам речи, что имеет особое значение в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи.
Безусловно, развитие связной речи у детей младшего школьного возраста имеет ряд особенностей, что обуславливает актуальность применения различных методических подходов в коррекционно-педагогической работе, направленных на развитие умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, определять содержание высказывания.
Андреева М.А. Методические подходы в коррекционно-педагогической работе по развитию связной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи // Современная начальная школа. 2021. № 31. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/31.pdf.
Развитие устной связной речи составляет основную задачу лингвистического развития детей. Вопросы развития связной речи рассматриваются в двух направлениях: обучение диалогической и монологической речи. Существует многочисленная литература, раскрывающая методический аспект этой проблемы.
Диалогическая речь реализуется в процессе разговоров воспитателя с детьми в повседневном общении и в форме специально подготовленных бесед. Методика проведения разговора с детьми излагается в работах Е.И. Тихеевой и Е.А. Флериной. Классификация бесед, их целевая установка и метод проведения разработаны Е.А. Флериной.
Роль беседы и методика её проведения находят отражение в фундаментальном исследовании Е.И. Радиной. Представляют интерес и сегодня её мысли о принципах отбора содержания для бесед, месте беседы среди других методов, структура беседы и приемы активизации мышления и речи детей. Дальнейшее развитие идеи Е.И. Радиной находим в публикациях Э.П. Коротковой, Н.М. Крыловой, В.И. Логиновой, и других исследователей. В частности, Н.М. Крылова проверяла влияние беседы на развитие мышления и речи в процессе систематизации и обобщения знаний детей.
Вопросы развития монологической формы связной речи в целом в теории и практике изучены. В.В. Гербова считает, что к наиболее актуальным проблемам недостаточно изученным до недавнего времени можно отнести вопросы обучения монологам – описаниям, связным высказываниям типа рассуждений. Уточняют и дополняют методику обучения монологической речи исследования Н.Г. Смольниковой и О.С. Ушаковой о развитии структуры связного высказывания у детей; Е.А. Смирновой и О.С. Ушаковой об использовании серии сюжетных картин в развитии связной речи.
Кроме того, существуют исследования Н.Ф. Виноградовой Л.М. Гурович, и А.М. Дементьевой, освещающие разные стороны обучения детей рассказыванию. В свете интересующей нас проблемы необходимо знание особенностей восприятия картинки, представленное в психологическом исследовании С.Н. Карповой.
Во многих трудах по педагогике обучение детей рассказыванию рассматривается как одно из главных средств развития связной речи, развития речевой активности и творческой инициативы. Отмечается влияние занятий по обучению рассказыванию на развитие психических процессов и познавательных способностей. Подчеркивается важная роль обучения рассказыванию в развитии монологической формы речи. К основным методам обучения детей связной монологической речи авторы относят обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам) и устному сочинению по воображению.
Каждый вид обучения рассказыванию как метод развития связной речи имеет свои особенности, определенную структуру учебных занятий и методические приемы.
Общимипринципами обучения являются: построение занятий в соответствии с возрастными особенностями детей, отведение важной роли речевому образцу педагога, применение игровых приемов, широкое использование средств наглядности, выбор методов и приемов с учетом задач обучения детей родному языку.
Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения предполагает развитие умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.
В программе коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи приводятся рекомендации по развитию связной речи в соответствии с периодами обучения. Предусматривается постепенное усложнение содержания работы по развитию связной речи, в том числе и на специальных занятиях по обучению рассказыванию.
Вся коррекционная работа делится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по развитию словаря, фразовой речи и выходу в связную речь. Развитие связной речи – основная задача третьего этапа. Работа начинается с понятия о слове, о связи слов в предложении. Предполагается обучать детей сначала подробному, затем выборочному и творческому пересказу. Любому виду пересказа предшествует анализ текста. Завершается работа над развитием связной речью обучением составлению рассказа на основе личного опыта.
При работе над развитием связной речи детей с общим недоразвитием речи используются вспомогательные средства, такие как наглядность и моделирование плана высказывания.
Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. В результате обозначается следующий порядок работы:
-пересказ рассказа по наглядному действию;
-рассказ по следам наглядного (демонстрируемого) действия;
-пересказ рассказа по серии сюжетных картин;
-составление рассказа по серии сюжетных картин;
-пересказ рассказа по сюжетной картине;
-рассказ по сюжетной картине.
Особенностью данной системы работы является то, что, последовательно применяя этапы обучения, удается развивать связную речь у тех детей, которые изначально не владели развернутыми смысловыми высказываниями.
Отметим, что систематическая работа в данном направлении, обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания. При этом дети усваивают посредством имитации нормативные основы устной речи, упражняются в правильном употреблении языковых средств по аналогии с содержащимися в произведении для пересказа.
Использование при обучении высокохудожественных произведений детской литературы позволяет целенаправленно проводить работу по воспитанию у детей «чувства языка» - внимания к лексической, грамматической, синтаксической сторонам речи, что имеет особое значение в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи.
Безусловно, развитие связной речи у детей младшего школьного возраста имеет ряд особенностей, что обуславливает актуальность применения различных методических подходов в коррекционно-педагогической работе, направленных на развитие умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, определять содержание высказывания.