учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 7, г. Артём, Приморский край
СЛАЙД 1
Хочу предоставить вашему вниманию один из используемых мной в моей педагогической деятельности метод. Этот метод - Кластер.
Что может сделать процесс обучения более эффективным? Поможет детям лучше запоминать информацию? Одним из отличных способов добиться этого является использование на уроках приёма «кластер». Что же это такое?
СЛАЙД 2
Сам термин в переводе означает «созвездие» или «пучок». Кластером называется графический прием систематизации знаний в виде «грозди» или «пучка» взаимосвязанных фактов.
Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала. Он служит наглядной схемой-подспорьем для учащегося.
Прием «кластер» в начальной школе – это один из методов технологии критического мышления, стимулирующей интеллектуальное развитие учеников.
СЛАЙД 3
Прием кластеров универсален. Он может применяться на любом этапе урока: для актуализации и систематизации знаний, постановки проблемы, для фиксирования новой информации, для установления логической связи между понятиями, на стадии рефлексии.
Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях.
СЛАЙД 4
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.
СЛАЙД 5
Достоинства и результаты применения этого метода
В процессе данной работы у учащихся формируются и развиваются умения:
· формулировать вопросы;
· находить главное в большом объеме учебного материала;
· устанавливать причинно-следственные и логические связи;
· строить умозаключения;
· переходить от частного к общему, воспринимая проблему в общем виде;
· проводить аналогии, сравнивать и анализировать.
СЛАЙД 6
Существуют различные виды кластеров:
· планета и её спутники
· блок-схемы
· бумажный кластер
· кластер с нумерацией слов для составления рассказа
· кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо записи слов
· групповые кластеры с использованием в каждой группе разных фрагментов одной темы с целью составления коллективного рассказа
· обратный кластер
· грамматический кластер
На этапе закрепления и систематизации изученного материала самой востребованной и продуктивной моделью кластера является «Планета и ее спутники». Ею удобно воспользоваться также на этапе целеполагания, повторения изученного материала.
Последовательность действий при создании кластера проста и логична:
1) посередине чистого листа (классной доски) фиксируется ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы;
2) вокруг записываются слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, понятия, подходящие для данной темы;
3) по мере записи появившиеся слова соединяются разного рода символами (прямыми линиями, векторами, арифметическими знаками) с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
СЛАЙД 7
Работу по обучению приему кластера можно «разбить» на несколько этапов:
1) коллективное составление кластера вместе с учителем;
2) коллективное составление кластера учащимися;
3) составление кластера в группе;
4) создание кластера в паре;
5) индивидуальная работа школьника на уроке.
Таким образом, полагаю, очень грамотно обучать умению составлять кластер на уроках именно поэтапно, на протяжении нескольких учебных занятий. Это целесообразно как с точки зрения методической, так и психолого-педагогической.
На слайде представлен наш договор с учащимися или правила совместной работы над кластером.
СЛАЙД 8
Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.
Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую.
СЛАЙД 9
Применение приёма «кластер»:
· Позволяет охватить значительно больший объем учебного материала.
· Вовлекает всех учеников в обучающий процесс.
· Деятельность интересна детям.
· Ученики открыты и активны, так как у них нет страха высказать неправильное суждение.
· Организует творческую деятельность, обеспечивает полет фантазии.
СЛАЙДЫ 10 - 15
А сейчас я представлю вам какие кластеры мы с ребятами составляем во время уроков.
Например, для 1 и 2 класса на уроках окружающего мира я использую картинный кластер
Изучая тему 3 класса свойства воздуха, использую тип кластера «планеты и ее спутники», этот же тип кластера, но несколько в ином виде мы составляли на уроках русского языка и литературного чтения.
На уроках математики, при разборе задачи хорошо работает кластер «блок-схема» и он же на уроке русского языка.
СЛАЙД – последний - 16
Я считаю, что, разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. Важен результат. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.
Правила оформления кластера на уроке
В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.
Блок-схема
Алгоритм выполнения какого-то вида работы (к примеру, планы морфологических разборов) можно представить в виде блок-схемы, изображающей шаги (этапы, действия) в виде блоков различной формы, соединенных между собой стрелками. Существует множество вариантов блок-схем.
Бумажный кластер
Может служить средством развития навыков не только письменной речи, но и чтения. В таком случае ученики получают карточки с отдельными словами, предложениями или даже небольшим текстом на заданную тему. Читают их, располагают их, при необходимости приклеивают на лист в определенном порядке вокруг ключевого слова. Затем кластеры проверяются, обсуждаются и оцениваются – на усмотрение учителя. Подготовка бумажного кластера не обязательно должна стать задачей учителя. Эта работа может стать отличным домашним заданием для учащихся.
Кластер с нумерацией слов.
Подобный кластер целесообразно использовать в том случае, когда необходимо определить последовательность событий при составлении рассказа или устном изложении темы. Этот метод хорошо подходит для работы с учениками начальных классов, поскольку именно для них наибольшую трудность представляет определение очередности предложений в тексте: с чего начать изложение событий, как его развивать и каким образом закончить. Кластер с нумерацией слов составляется коллективно следующим образом: в центре доски записывается тема (ключевое слово), затем ученики называют все слова и словосочетания, которые приходят им на ум в связи с данной темой. Когда вся предлагаемая учениками лексика написана на доске, класс приступает к обсуждению последовательности событий в данном рассказе. Учитель помогает наводящими вопросами и вместе с учащимися проставляет номера очередности возле записанных на доске слов: рядом со словами, которые надо использовать в первом предложении, ставится номер 1, во втором – номер 2 и т. д.
Арт-кластер (кластер с картинками)
Кластер с использованием сюжетных картинок вместо записи слов – эффективный метод для изучения большой темы при работе с учениками начальной школы. Принцип построения тот же. В центре листа наклеивается картинка на определенную тему (записывается ключевое слово), вокруг которой ученики наклеивают или рисуют составляющие ее компоненты. Готовые картинки могут содержать только один предмет (вещь, живое существо, какой-либо цвет и т. д.) или целый сюжет (явления природы, занятия людей и т. д.)
Сюжетный Арт-кластер
Используется на уроках развития речи. Например, составить рассказ по серии картинок.
Обратный кластер
Данный вид кластера используется на стадии вызова для того, чтобы вызвать интерес у учащихся, их активизации и определения темы занятия или на других стадиях для лексической работы и как способ выделения основной мысли, сути содержания, идеи (на стадии рефлексии - как обобщение, резюме, подведения итогов). Составляется следующим образом: записываются дополнительные категории или основные компоненты, в центре ставится знак вопроса или оставляется пустая рамка для определения и записи ключевого слова, основной темы, предмета обсуждения. (Например, на стадии вызова учитель показывает учащимся следующий кластер и просит назвать тему урока)