Библиографическое описание:
Панасенко Л.Д. Формирование коммуникативных умений у детей с ТМНР посредством игровой деятельности // Современная начальная школа. 2022. № 2 (33). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/33.pdf.
Психофизические особенности детей с ТМНР определяют уровень их коммуникативных возможностей с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, а также умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. "Коммуникативные умения" включают в себя широкий комплекс умений, освоение которых обеспечивает для ребенка полноценное включение в общество. Опыт работы показывает, что овладение элементарными способами общения у детей с ТМНР, происходит в значительно более поздние сроки. А некоторые дети не проявляют интереса к общению, общаются только с хорошо знакомыми людьми. Это говорит о необходимости включения детей в более широкую систему коммуникативных связей.
Нужно запомнить правила общения с детьми с ТМНР: ребенок готов вас слышать; он должен видеть ваши глаза и лицо в целом; говорите мало и не быстро; необходимы паузы для ответа; обращайтесь к ребёнку по имени.
Процесс формирования речевой коммуникации требует совместного участия всех специалистов школы-интерната.
На своих занятиях по формированию коммуникативных навыков использую методы поддерживающей коммуникации. Звуки, устная речь, взгляд, жесты, мимика, изображения, символы, предметы, коммуникаторы способствуют активизации ребёнка. Эта работа должна быть повседневной и органично включаться во все виды деятельности. Одним из наиболее эффективных и доступных способов развития речевой активности является игра.
Игра— это наиболее доступный для детей вид деятельности.
В процессе игры не только реализуются накопительная информация, социальный опыт, но и осуществляется дальнейшая потребность в общении.
Значение игры состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, модель типа человеческих отношений и социальной адаптации.
Через игру ребенок познает мир и учится вступать в контакт с другими людьми. Дети с ТМНР чаще всего не умеют играть.
Задача каждого педагога - научить детей игровой деятельности. Педагог должен стремиться, чтобы ребёнок с ТМНР научился слушать и понимать то, о чем им говорят, воспроизводить звуки, а затем - произносить слова и использовать их в речевых комбинациях. Существует ряд игр, которые способствуют формированию коммуникативных умений:
сюжетно – ролевые игры, которые являются источником формирования социального сознания ребёнка и возможности развития коммуникативных навыков; игры с правилами – дидактические, настольные, подвижные способствующие познавательному, двигательному развитию, а также умению договариваться; соревновательные игры дают возможность общаться друг с другом и проявлять свою индивидуальность; театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объёме развивают речь ребёнка, активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи. Развивается эмоционально-волевая сфера, чувство коллективизма, ответственности, стимулируется развитие творческой активности, самостоятельности, происходит коррекция поведения.
В своей работе уделяю огромное внимание отбору игр, в соответствии с особенностями контингента детей. При организации и проведении своих занятий учитываю основные направления коррекционной работы: установление эмоционального и зрительного контакта; формирование двигательных умений; установление положительного взаимодействия.
Установлению положительного эмоционального контакта способствуют песенки и потешки («Ладушки», «Заинька», «Привет», «Пока», «Заяц белый, где ты бегал» и др.). Стимулируют ответную реакцию на голос взрослого игровые пальчиковые и артикуляционные упражнения и зарядки «Где же наши ручки», «Этот пальчик…» и др.
Привлечь и сосредоточить внимание детей на предмете, вызвать эмоциональные, двигательные, голосовые реакции на раздражители помогают звучащие игрушки (погремушки, бубен, барабан). С целью развития тактильной чувствительности и обучения адекватному реагированию использую приёмы похлопывания по рукам и ладошкам, поглаживания, прикосновения, моторную стимуляцию. Среди игр и упражнений особое предпочтение отдаю пальчиковым играм, которые имеют заметное влияние на приобретение невербального общения и сюжетно-ролевой игре; театрально - игровой деятельности обучающихся совместно с педагогом и моделированию реальных жизненных ситуаций (сюжетно-ролевая игра).
Занятия для воспитанников с ТМНР должны быть построены ярко и эмоционально, игры должна сопровождаться красочным дидактическим материалом, картинками. Существуют основные требования к подбору игр для детей с ТМНР, которые обязательно нужно помнить:
Ø соответствие игры индивидуальным особенностям ребенка;
Ø подбор игрового материала с постепенным усложнением;
Ø связь содержания игры с системой знаний ребенка;
Ø учет структуры дефекта;
Ø соответствие коррекционной цели занятия;
Ø учет принципа смены видов деятельности;
Ø использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
Ø игрушки и пособия должны быть безопасны.
Работа по формированию коммуникативных навыков у детей с ТМНР в процессе игровой деятельности даёт положительную динамику.
Ребёнок даже с самыми малыми коммуникативными и двигательными возможностями способен к социальной адаптации и улучшению качества жизни.
Таким образом, игра - является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков у детей с ТМНР.
Библиографический список
1.Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе / И. С. Гринченко /. -М.,2010.
2. Горшкова Т. В. Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 783-785. — URL https://moluch.ru/archive/106/25324/ (дата обращения: 26.02.2020).
3. Жукова З. П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры /З. П. Жукова/ Начальная школа. -2011.-№ 5.
4. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О. Н. Истратова — Изд. 3-е. — Ростов н / Д: Феникс; 2011. — (Психологический практикум).
5. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей / Пер. с англ. Н. Л. Холмогоровой. — 3-е, стереотипное. — М.: Теревинф, 2010.
6. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой — М.: Издательский центр «Академия», 2011.
7. Петрунский В. В. Психотехнические игры и упражнения и упражнения техники игровой психокоррекции / В. В. Петрунский, Е. Г. Розанова. — М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011.
8. Шипицына Л.М. Основы коммуникации. – С.-Петербург «Образование» 1995г.
Панасенко Л.Д. Формирование коммуникативных умений у детей с ТМНР посредством игровой деятельности // Современная начальная школа. 2022. № 2 (33). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/33.pdf.
Психофизические особенности детей с ТМНР определяют уровень их коммуникативных возможностей с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, а также умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. "Коммуникативные умения" включают в себя широкий комплекс умений, освоение которых обеспечивает для ребенка полноценное включение в общество. Опыт работы показывает, что овладение элементарными способами общения у детей с ТМНР, происходит в значительно более поздние сроки. А некоторые дети не проявляют интереса к общению, общаются только с хорошо знакомыми людьми. Это говорит о необходимости включения детей в более широкую систему коммуникативных связей.
Нужно запомнить правила общения с детьми с ТМНР: ребенок готов вас слышать; он должен видеть ваши глаза и лицо в целом; говорите мало и не быстро; необходимы паузы для ответа; обращайтесь к ребёнку по имени.
Процесс формирования речевой коммуникации требует совместного участия всех специалистов школы-интерната.
На своих занятиях по формированию коммуникативных навыков использую методы поддерживающей коммуникации. Звуки, устная речь, взгляд, жесты, мимика, изображения, символы, предметы, коммуникаторы способствуют активизации ребёнка. Эта работа должна быть повседневной и органично включаться во все виды деятельности. Одним из наиболее эффективных и доступных способов развития речевой активности является игра.
Игра— это наиболее доступный для детей вид деятельности.
В процессе игры не только реализуются накопительная информация, социальный опыт, но и осуществляется дальнейшая потребность в общении.
Значение игры состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, модель типа человеческих отношений и социальной адаптации.
Через игру ребенок познает мир и учится вступать в контакт с другими людьми. Дети с ТМНР чаще всего не умеют играть.
Задача каждого педагога - научить детей игровой деятельности. Педагог должен стремиться, чтобы ребёнок с ТМНР научился слушать и понимать то, о чем им говорят, воспроизводить звуки, а затем - произносить слова и использовать их в речевых комбинациях. Существует ряд игр, которые способствуют формированию коммуникативных умений:
сюжетно – ролевые игры, которые являются источником формирования социального сознания ребёнка и возможности развития коммуникативных навыков; игры с правилами – дидактические, настольные, подвижные способствующие познавательному, двигательному развитию, а также умению договариваться; соревновательные игры дают возможность общаться друг с другом и проявлять свою индивидуальность; театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объёме развивают речь ребёнка, активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи. Развивается эмоционально-волевая сфера, чувство коллективизма, ответственности, стимулируется развитие творческой активности, самостоятельности, происходит коррекция поведения.
В своей работе уделяю огромное внимание отбору игр, в соответствии с особенностями контингента детей. При организации и проведении своих занятий учитываю основные направления коррекционной работы: установление эмоционального и зрительного контакта; формирование двигательных умений; установление положительного взаимодействия.
Установлению положительного эмоционального контакта способствуют песенки и потешки («Ладушки», «Заинька», «Привет», «Пока», «Заяц белый, где ты бегал» и др.). Стимулируют ответную реакцию на голос взрослого игровые пальчиковые и артикуляционные упражнения и зарядки «Где же наши ручки», «Этот пальчик…» и др.
Привлечь и сосредоточить внимание детей на предмете, вызвать эмоциональные, двигательные, голосовые реакции на раздражители помогают звучащие игрушки (погремушки, бубен, барабан). С целью развития тактильной чувствительности и обучения адекватному реагированию использую приёмы похлопывания по рукам и ладошкам, поглаживания, прикосновения, моторную стимуляцию. Среди игр и упражнений особое предпочтение отдаю пальчиковым играм, которые имеют заметное влияние на приобретение невербального общения и сюжетно-ролевой игре; театрально - игровой деятельности обучающихся совместно с педагогом и моделированию реальных жизненных ситуаций (сюжетно-ролевая игра).
Занятия для воспитанников с ТМНР должны быть построены ярко и эмоционально, игры должна сопровождаться красочным дидактическим материалом, картинками. Существуют основные требования к подбору игр для детей с ТМНР, которые обязательно нужно помнить:
Ø соответствие игры индивидуальным особенностям ребенка;
Ø подбор игрового материала с постепенным усложнением;
Ø связь содержания игры с системой знаний ребенка;
Ø учет структуры дефекта;
Ø соответствие коррекционной цели занятия;
Ø учет принципа смены видов деятельности;
Ø использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
Ø игрушки и пособия должны быть безопасны.
Работа по формированию коммуникативных навыков у детей с ТМНР в процессе игровой деятельности даёт положительную динамику.
Ребёнок даже с самыми малыми коммуникативными и двигательными возможностями способен к социальной адаптации и улучшению качества жизни.
Таким образом, игра - является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков у детей с ТМНР.
Библиографический список
1.Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе / И. С. Гринченко /. -М.,2010.
2. Горшкова Т. В. Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 783-785. — URL https://moluch.ru/archive/106/25324/ (дата обращения: 26.02.2020).
3. Жукова З. П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры /З. П. Жукова/ Начальная школа. -2011.-№ 5.
4. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О. Н. Истратова — Изд. 3-е. — Ростов н / Д: Феникс; 2011. — (Психологический практикум).
5. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей / Пер. с англ. Н. Л. Холмогоровой. — 3-е, стереотипное. — М.: Теревинф, 2010.
6. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой — М.: Издательский центр «Академия», 2011.
7. Петрунский В. В. Психотехнические игры и упражнения и упражнения техники игровой психокоррекции / В. В. Петрунский, Е. Г. Розанова. — М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011.
8. Шипицына Л.М. Основы коммуникации. – С.-Петербург «Образование» 1995г.