учитель истории и обществознания
филиал МОУ "СОШ с. Питерка Питерского района
Саратовской области" в с. Малый Узень
Межрегиональный фестиваль молодежных инициатив «Перспектива»
НОМИНАЦИЯ «Согласие»
Проект
"Мы разные, но мы вместе, и этим Россия сильна"
Введение.
Для России, пожалуй, нет проблемы более актуальной, более животрепещущей, чем проблема межнациональных отношений. И это понятно: ведь страна, в которой проживает более 180 наций и народностей, не может нормально жить и развиваться, если не будет достигнуто межнациональное согласие, основанное на равноправии народов, независимо от их численности, вероисповедания, особенностей культуры, быта. Процессы глобализации в экономической, политической, культурной сферах, втягивающие население разных стран в миграционные потоки разного характера и уровня приводят к усложнению структурных связей конкретных обществ и всего сообщества в целом. Они делают современный мир разнообразным, многогранным. Не все это могут принять, не понимая, что нельзя стремиться к уничтожению чего-либо.
Безусловно, сейчас, значимой задачей общества стало объединение различных индивидов в общее и понимающее друг друга человечество. Для того чтоб объединиться всем вместе, нам необходимо проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традициям, должны научиться прислушиваться к мнениям окружающих и признавать свои ошибки. Жестокость, нетерпимость к сверстникам, людям иных национальностей, убеждений, социального положения чаще всего являются недостатком воспитания. В настоящее время национальной доктриной является воспитание человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение. Проект «Мы разные, но мы вместе, и этим Россия сильна» посвящен укреплению межнационального согласия в школах нашего Питерского района. Мероприятия, которые будут проходить в рамках проекта, направлены на развитие национальной толерантности учащихся.
Цель проекта: Создание толерантной среды в социуме школы для успешной социализации и адаптации каждого ученика.
Задачи проекта:
ü формировать нравственную модель поведения в обществе;
ü развивать положительные личностные качества;
ü воспитывать чувство толерантности, милосердия, гражданственности.
Ожидаемые результаты
Ученики научатся быть терпимее друг к другу, повысят свою духовную культуру.
Этапы и сроки реализации
I. Подготовительный этап:
- выяснить значение слова «толерантность»;
II. Основной этап:
- поиск и анализ информации;
- организация работы по воспитанию толерантности
в филиале МОУ «СОШ с. Питерка» в с. Малый Узень;
III. Заключительный этап:
- презентация и защита проекта
Гипотеза
Данный проект позволит привлечь внимание общественности к проблеме межличностных взаимоотношений.
Возрастная группа учащихся: 1-11 классы
Сроки исполнения проекта: сентябрь – ноябрь 2022 год
Место реализации проекта: филиал МОУ «СОШ с. Питерка» в с. Малый Узень
I. Подготовительный этап
А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова отмечают, что «в русском языке существуют два слова со сходным значением — толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используется в медицине и в гуманитарных науках, означая «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А слово «терпимость», более знакомое и привычное, употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». Но толерантность – это не только терпимость по отношению к другим, но это еще и уважение: уважение к младшим товарищам, уважение к старшему поколению. Особенно остро стоит проблема уважения к старшим, для примера возьмем ветеранов Великой Отечественной войны. Героев нашей необъятной страны с каждым годом становится все меньше и меньше. Борьба с фашизмом унесла много жизней людей. История уходит от нас, а ведь некоторые про нее забывают, а кто-то и знать не хочет. Разве можно поступать так? О какой толерантности в таких условиях может идти речь? И тут дело все в отношении к чужим заслугам, благодаря которым мы живем. Каждый из нас должен уважать этот геройский подвиг! К сожалению, проявление фашизма растет и процветает в современном мире. Приобретают актуальность знаменитые слова: "Вставай страна огромная, вставай на смертный бой, с фашистской силой тёмною, с проклятою ордой...". В России происходит всплеск патриотических настроений, молодые люди все чаще обращаются к истории.
Говоря о развитии современного российского общества, следует сказать, что формирование толерантности происходит под влиянием трех источников – это воспитание в детстве, школа и СМИ. Главным образом толерантность укрепляется в школьные годы при правильном воспитании, формируя черты уважения человеческого достоинства, а также положительного восприятия других культур.
II. Основной этап:
1) Поиск и анализ информации
«Россия устойчива благодаря толерантности!»
Владимир Владимирович Путин
"Националисты говорят, что они самые лучше защитники интересов того или иного этноса, того или иного народа, той или иной нации. Российская Федерация, Россия изначально, с первых своих шагов складывалась как многонациональное государство", — сказал Путин на заседании дискуссионного клуба "Валдай".
Он также отметил, что сегодня жителям страны нужно укреплять свою национальную идентичность. Именно это делает нас теми, кто мы есть, — наша культура, наша история.
Человек с толерантностью не рождается. Наоборот, человеку скорее присуща настороженность, легко переходящая во враждебность по отношению к тем, кто от него отличается, на него не похож. Человека нельзя заставить быть миролюбивым и толерантным. Однако его нельзя и убедить быть таким. Человека можно только воспитать, постепенно шаг за шагом.
2) Организация работы по воспитанию толерантности
в филиале МОУ «СОШ с. Питерка» в с. Малый Узень
В последнее время все чаще возникают разговоры о толерантном мире, то есть мире без насилия и жестокости, мире, в котором главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но произносить красивые слова, конечно, недостаточно, толерантность нужно воспитывать.
Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у наших школьников была плодотворной, в нашей школе и школах Питерского района задействуют большой спектр мероприятий и разных видов деятельности. Воспитание у школьников культуры межнациональных отношений осуществляется, прежде всего, на уроках, а также в процессе разнообразных форм воспитательной работы.
В рамках проекта мы разработали план-график мероприятий.
(Приложение 1).
Описание мероприятий:
Перед началом работы провели диагностику уровня сформированности толерантности у подростков (приложение 2), из которого узнали, насколько комфортно ученики чувствуют себя в нашей школе.
Вместе с учителями мы организовали и провели муниципальный дистанционный конкурс рисунков, фотографий на тему: «Мы разные, но мы вместе». Все школы Питерского муниципального района приняли активное участие в конкурсе.
С учениками начальных классов провели Квест-игру «Тропою дружбы».
С учениками 5-7 классов были проведены уроки: «Толерантность – искусство жить вместе!», «Умейте дружбой дорожить» и конкурс сочинений «Жить в мире с собой и другими». Старшеклассники прослушали лекцию «Многонациональная Россия».
Ежегодно накануне праздника «День пожилого человека» в школе проводится акция «Творить добро». Задача акции состоит в привлечении внимания учащихся к людям, живущим с ними рядом, воспитании таких качеств как милосердие, сострадание, уважение к старшим. Учащиеся школы поздравили своих бабушек и дедушек с праздником.
Акция «Поздравь учителя»
Мы присоединились к всероссийской акции "Письмо солдату-2022", которая проходит в поддержку российских войск, участвующих в спецоперации на Украине. Обучающиеся написали послания российским военным, которые сегодня находятся на территории Украины и участвуют в спецоперации. В своих посланиях они выразили слова благодарности всем тем, кто сейчас исполняет свой воинский долг, за чистое, мирное небо, высказали пожелания скорейшего освобождения украинской земли от нацистов и возвращения солдат домой. Эти письма ребята красочно оформили, сложили в треугольники, как оправлялись фронтовые письма, и подписали их. Письма отправлены в Москву.
В преддверии праздника «Дня народного единства» провели общешкольную линейку «Мы один народ – у нас одна страна!», приняли участие в проведении уроков «Разговоры о важном». Организовали конкурс рисунков «Мир, дружба, единство!».
Большую роль в воспитании толерантности у школьников играют встречи с интересными людьми, которые учат подрастающее поколение жить в мире и согласии с близкими, с людьми разных национальностей и вероисповеданий, защищать и любить свою малую родину.
Приняли участие во всероссийской акции, посвященной Дню народного единства – 2022 на сайте РДШ.
#РДШ, #ЯпознаюРоссию2022, #ЕдинствоРазныхРДШ,.
Организовали выставку мини - музей «Куклы в национальных костюмах»
3) Оформление проекта
В результате проведённой работы мы под руководством заместителя директора Макашевой Марины Рамазановны оформили проект и презентацию. Презентация проекта и его защита прошла перед обучающимися, родителями и учителями нашей школы.
III. Заключительный
Цикл проводимых мероприятий позволяет нам в условиях школы формировать у детей представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих на территории нашего Питерского района, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь). Но мы считаем, что не должны останавливаться на достигнутом. И для достижения поставленных нами в данном проекте задач, совместно с учителями мы проведем VI фестиваль Дружбы народов "Мы разные, но мы вместе, и этим Россия сильна". Перед фестивалем проведена предварительная работа: каждый класс получил задание – представить на фестивале один из народов, проживающих на территории Питерского района Саратовской области.
(на фотофестивали Дружбы народов в нашей школе 2013 г, 2014 г, 2015 г,2017 г, 2019 г.)
Мы рассматриваем фестиваль как один из способов обмена достижениями в области искусства, культуры различных народов. Это возможность самореализации. В рамках данного фестиваля участникам предоставляется возможность показать искусство народного танца, народной песни, музыки, познакомить всех с национальными блюдами, костюмами, символикой того или иного народа. Во время проведения фестиваля будут работать площадки (мастер-классы), на которых народные умельцы (учащиеся и их родители) познакомят всех желающих с мастерством изготовления предметов декоративно-прикладного искусства, художественных ремёсел, с играми народов России, с рецептами национальных блюд.
Фестиваль — это творчество, взаимодействие, это активизация диалога культур. Мы будем рады, если наш проект поможет ребятам других школ организовать работу по воспитанию толерантности.
Вывод:
Данный проект является из важнейших элементов развития гражданских знаний и умений, выражения собственной активной позиции в общественной жизни. Разработанные и проведенные нами мероприятия в рамках проекта надеемся, пробудят в детях доброту и любовь к окружающему, интерес к людям и культуре других национальностей. Участие родителей в наших мероприятиях должно благотворно повлиять на приобщение детей к истинным ценностям жизни толерантного общества.
Литература
1. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: Научно-публицистический вестник.- Москва: МГУ, 2001.- С. 8-18.
2. Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – С. 5
3. Смирнова Е.О. Межличностные отношения как сфера зарождения и проявления толерантности // Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т. VIII. Вып. XIV / Под ред. В.С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО, 2003. – С. 11-13.
Приложение 1
План-график мероприятий проекта
№п/п
Название мероприятия
Категория участников
Сроки проведения
1
Организационная линейка. Презентуем проект.
1-11 классы
27.09.2022 год
2
Оформление презентации "Мы разные, но мы вместе,
и этим Россия сильна"
8-11 классы
Сентябрь-ноябрь
3
Диагностика уровня сформированности толерантности у подростков
8-11 классы
Сентябрь 2022 год
4
Оформление информационного буклета
8-11 классы
Ноябрь
5
Квест-игра «Тропою дружбы»
1-4 классы
18 октября
6
Уроки «Что такое толерантность?», «Умейте дружбой дорожить»
5-7 классы
Октябрь
7
Лекция для обучающихся «Многонациональная Россия»
8-11 классы
Октябрь
8
Проведение Всероссийского открытого урока «Урока Мужества»
1-4 классы
17 октября
Акция «Творить добро»
1-11 классы
Октябрь
9
Акция «Поздравь учителя»
1-4 классы
5 октября
10
Всероссийская акция "Письмо солдату-2022"
1-11 классы
Октябрь
11
Мини - музей «Куклы в национальных костюмах»
1-11 классы
Октябрь - ноябрь
12
Патриотическая пятиминутка на общешкольной линейке «Мы один народ – у нас одна страна!»
1-11 классы
3 ноября
13
Организация выставки книг в библиотеке «Сказки народов мира»
1-7 классы
Октябрь 2022 год
14
Муниципальный
дистанционный конкурс рисунков, фотографий
на тему «Мы разные, но мы вместе».
1-11 классы
с 10 октября по 10 ноября 2022 года
14
VI фестиваль Дружбы народов
1-11 классы
Ноябрь
Приложение 2
АНКЕТАдля учащихся 5-9 классов
1. Комфортно ли тебе в школе?
А) да
Б) нет
В) затрудняюсь ответить
2. Легко ли ты находишь общий язык с ребятами из твоей школы?
А) да
Б) нет
В) затрудняюсь ответить
3. Легко ли ты находишь общий язык с ребятами вне школы?
А) да
Б) нет
В) затрудняюсь ответить
4. Есть ли в твоем классе ребята, которые над тобой подшучивают/смеются?
А) есть
Б) нет
В) затрудняюсь ответить
5. Бывает ли так, что ты сам подшучиваешь над своими одноклассниками?
А) да
Б) нет
6. Злит ли тебя, если кто-то из твоей школы одевается или выглядит не так как все?
А) да
Б) нет
В) я не обращаю на это внимание
7. Злит ли тебя, если кто-то из твоих одноклассников не соглашается с твоим мнением?
А) очень злит
Б) немного злит
В) мне все равно
Г) затрудняюсь ответить
8. Как ты считаешь: нужно ли помогать слабым, больным, обиженным?
А) да
Б) нет
В) затрудняюсь ответить
9. Считаешь ли ты справедливой фразу: «Выживает только сильнейший»?
А) да
Б) нет
В) затрудняюсь ответить
10. Считаешь ли ты, что в школе ущемляют твои права (со стороны учителей/учеников)?
А) да, со стороны учителей
Б) да, со стороны учеников
В) нет
11. Готов ли ты заступиться за человека, по отношению к которому поступили несправедливо (обидели морально или физически)?
А) да
Б) да, но только если мне человек симпатичен
В) нет
Г) затрудняюсь ответить
12. Как ты относишься к людям других национальностей?
А) отношусь положительно
Б) отношусь отрицательно
В) это для меня не имеет никакого значения
13. Как ты относишься к людям, которые исповедуют другую религию?
А) отношусь положительно
Б) отношусь отрицательно
В) я не обращаю на это внимание
14. Считаете ли вы иностранных граждан потенциально опасными для Российского общества?
А) да
Б) нет
В) свой вариант ответа
15. Как ты относишься к тому, что Россия – многонациональное государство?
А) это способствует обогащению культуры и развитию государства
Б) это увеличивает число конфликтов и агрессивных проявлений населения
В) это разлагает общество и культуру
Г) затрудняюсь ответить