воспитатель
СП «Детский сад» ГБОУ ООШ № 2 п. г. т.Смышляевка, Самарская область. Волжский район.
Для детей представление о безопасности должно строиться на представлении об опасности, которая должна восприниматься как угроза жизни, нанесение ущерба здоровью. Любую ситуацию дети должны оценивать с позиции опасно – неопасно. Очень многие ситуации и объекты ребёнку в силу его возраста не кажутся опасными. С раннего детства ребенок рассматривает машину как игрушку. Едущая вдали машина кажется очень маленькой и поэтому не опасной. Ребёнок не может ещё четко определить безопасное расстояние до автомобиля и скорость его движения. Родители учат навыкам езды на велосипедах, самокатах, роликах, но, как правило, не уделяют должного внимания той опасности, которая может исходить от них. Необходимо довести до сознания ребенка всё то, что может представлять потенциальную опасность. Причем каждый ребенок должен осознавать, что в ситуациях на дорогах он отвечает не только за себя, но и за здоровье других участников движения (пешеходов, водителей). Поэтому профилактическая работа должна не только предотвращать травматизм, но и воспитывать пешеходов и будущих водителей.
Поведение детей на улице имеет свои особенности. Дошкольники слабо распознают источники звуков, слышат только то, что им интересно. Поле зрения ребёнка намного уже, чем у взрослого, поэтому сектор обзора меньше, ребёнок видит только то, что находится впереди машины, а области слева и справа остаются не замеченными. Ориентация дошкольников «налево – направо» становится устойчивой не ранее семилетнего возраста. У детей по сравнению со взрослыми замедленная реакция, в силу чего они не в состоянии сразу остановиться по сигналу автомобиля. У дошкольников отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку [4].
Ребёнок стремится к самостоятельности («я сам»), но ещё не умеет адекватно оценивать свои силы и возможности, у него недостаточно опыта поведения в сложных ситуациях [2]. Именно поэтому формирование представлений у детей о безопасном поведении на дороге должно начинаться с раннего возраста.
Работу по профилактике дорожно-транспортного травматизма у детей должны проводить не только сотрудники ГИБДД. Этой проблемой должны заниматься те, кто может повлиять на развитие ситуации: родители и педагоги. Их обязанность заключается в том, чтобы не только доступно разъяснить детям правила дорожного движения, но и показать опасность их несоблюдения. Для того, чтобы эта работа была наиболее успешной, необходим поиск новых путей и способов формирования представлений о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста.
В настоящее время пока еще не существует единого подхода к системе по формированию у детей представлений о правилах дорожного движения. Некоторые авторы (Н. Авдеева, Р. Стеркина, О. Князева) рекомендуют формировать адекватное поведение детей в различных жизненных ситуациях при непосредственном восприятии дорожно-транспортной среды, используя при этом различные формы и методы обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, а также своеобразия местных условий [1]. Т.А. Шорыгина предлагает использовать увлекательные сказки-беседы, загадки о поведении детей на дорогах [5]. Л.В. Коломийченко и К.А. Ванюкова разработали проект, где использовались мультипликационные фильмы [3].
Цель нашего исследования – разработка и апробирование программы по формированию представлений о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста с использованием различных форм организации их деятельности.
По результатам исследования у 20% детей был выявлен высокий уровень сформированности представлений о правилах дорожного движения, у 50 % – средний уровень и у 30% детей – низкий уровень. Анализ ответов детей показал, что вопросы о знаках дорожного движения, о правилах перехода проезжей части, о транспорте, о регулировании движения на дорогах оказались достаточно сложными. Данные диагностического исследования показали необходимость разработки программы по повышению уровня сформированности представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста.
С учётом содержания ряда программ по формированию представлений о безопасном поведении на дороге для дошкольников («Азбука поведения на дороге», «Программа обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах города», «Три сигнала светофора») и на результаты диагностического исследования, была разработана и апробирована программа по формированию представлений о правилах дорожного движения. Главной её особенностью является использование различных форм организации деятельности детей, с помощью которых можно научить ребенка наиболее эффективному образу действий в опасных ситуациях. Безопасность для ребёнка должна основываться на умении правильно вести себя в конкретных ситуациях, поэтому помимо представлений о самих правилах дорожного движения много внимания уделялось видам деятельности, где ребенок должен показать умение использовать свои представления в конкретной ситуации на улице во время экскурсии, на прогулке, в группе при проигрывании отдельных ситуаций. Ребёнок должен был проявить самостоятельность, показать умение предвидеть опасную ситуацию, оценить свои возможности и соответственно быть к ней готовым.
В работе с детьми использовалась непосредственная образовательная деятельность по темам «Я – пешеход», «Знаки дорожного движения», «Светофор», «Знакомство с городским транспортом» и др. Учитывая преобладание наглядно-образного мышления у детей в данном возрасте, использовались разнообразные традиционные методы работы (наглядные, практические, игровые, словесные), благодаря которым дети получали представления о элементах дорог, знакомились с обязанностями пешеходов и пассажиров, со средствами регулировки движения, с дорожными знаками (информационно-указательными, предупреждающими, запрещающими, предписывающими). Обогатился словарный запас детей. Они узнали много слов, выяснили их значение (дорожная разметка, перекресток, разделительная полоса, тротуар, общественный транспорт, ремни безопасности и т. д.).
В процессе работы с дошкольниками использовалась продуктивная деятельность (рисование), в ходе которой дети не только закрепляли свои представления о дорожных знаках и светофоре, но и развивали творческое воображение.
При участии инспектора ГИБДД были проведены экскурсии «Улицы нашего поселка», где детей знакомили с близлежащими к детскому саду улицами, с элементами проезжей части, с пешеходными переходами, с участниками движения, с знаками дорожного движения. Дошкольники наблюдали за действиями пешеходов, проигрывали различные проблемные ситуации, связанные с безопасным поведением на дороге. Дети познакомились с наиболее опасными участками дороги: нерегулируемые перекрестки, припаркованные автомобили, узкие дороги и т.д. В ходе экскурсии дети много узнали о работе инспектора ГИБДД.
Учитывая, что игровая деятельность детей этого возраста является ведущей, активно проводились подвижные и сюжетно-ролевые игры («Внимание, пешеход», «Стоп», «Шоферы»), эстафеты. Они позволяли оценить, насколько в практической деятельности ребёнок может применять свои представления о правилах поведения на дорогах. Использовались разные формы игр, например игра-конкурс «Мой маршрут от дома до детского сада». Каждый ребенок получил возможность не только показать, что он знает, но и доказать, что он умеет использовать свои представления в конкретной ситуации (как правильно перейти дорогу, что нужно делать, увидев тот или иной знак). В играх-путешествиях «Иду по дороге», «Знающий пешеход» дети должны были пройти по определенным маршрутам и выполнить практические задачи в связи с приближающимся транспортом, сигналами светофора или ситуациями на перекрестке.
По соответствующим темам занятий была подобрана художественная литературяы (стихотворения С. Михалкова «Скверная история», «Моя улица», В. Лебедева-Кумача «Про умных зверюшек», Л. Лущенко «Светофор» и т. д.), после прочтения которых были проведены беседы с детьми по конкретным ситуациям, описанным в книгах (об ошибках мальчика Пети и зверей при переходе улицы, о работе постового).
Активно использовались мультимедийные средства, с помощью которых дети закрепляли полученные представления о правилах дорожного движения (видеофильмы «Транспорт города», «Азбука города»).
Серьезное внимание необходимо уделить созданию развивающей среды в учреждении дошкольного образования, которая способствует познавательному развитию ребенка, обогащает и закрепляет его представления о правилах безопасного поведения. Впечатления от экскурсий, наблюдений, прочитанной литературы дети отражают в своих рисунках, в совместных с родителями и педагогами работах (выставки рисунков, поделок). В группах педагогами создаются условия для проявления детской фантазии и инициативы. Организованы мини-лаборатории для проведения опытов и экспериментов, мини-библиотеки, имеются атрибуты для организации и проведения сюжетно-ролевых игр «Автошкола», «Едем в автобусе». Приобретены развивающие настольно-печатные игры: «Лото безопасности», «Дорожные знаки», изготовлены: «Безопасный путь в детский сад», «Шоферы», «Мы едем в город» [2; 3].
При подборе игр необходимо основываться на принципах постепенности, активности, творческого подхода в выборе материала. Для достижения намеченной цели использовались такие игры, как дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые. Их подбор проводился с учетом тематики, с соблюдением очередности изложения материала и подчинением их принципу постепенности от простого к сложному.
Через дидактические игры предлагалось детям решать задачи по формированию представлений о правилах дорожного движения, составленные в занимательной и игровой форме. Их цель — содействие формированию активности детей в осознании значимости правил дорожного движения для безопасного поведения на дороге.
Использование подвижных игр расширило возможности формирования представлений о безопасном поведении на дороге. Их можно проводить в помещении, на воздухе, в естественных природных условиях, используя разнообразное игровое оборудование. Они создают у детей устойчивое радостное настроение, вместе с тем игры помогают отрабатывать полученные представления о правилах дорожного движения.
Сюжетно-ролевая игра дает возможность моделировать игровые действия: выполняя ту или иную роль, дети воспроизводили поведение взрослых на дороге, их действия в реальной жизни.
Каждая из отобранных дидактических игр направлена на расширение представлений по отдельным аспектам формирования представлений о безопасности на дороге, о способах поведения, который будет применяться в нужный момент и, конечно, поможет сохранить жизнь и здоровье. В ходе игры с детьми обсуждались ситуации, выяснялись причины бедствий, как нужно правильно себя вести в той или иной ситуации, объяснялось, как можно избежать таких ситуаций. Особенностью сюжетно-ролевых игр являлось то, что все дети заранее получают роли в рамках задуманного сюжета игры, а также материал для подготовки к действиям в данной роли. В ходе игры детям наглядно объясняется, куда звонить, что делать во время опасности и как вести себя, чтобы не случилась беда. Педагогами использовались алгоритмические игры, где нужно установить последовательность действий («Вызов скорой помощи», «Переход проезжей части дороги», «Бабушка на другой стороне улицы», «Игра с мячом у проезжей части»), разложить в нужной последовательности картинки. Дети не всегда могу объяснить свой выбор, приходилось дополнять игровую деятельность беседами.
Игровые упражнения использовались для закрепления представлений, дополняя их познавательно-практической деятельностью. С большим интересом дети работали с картой города. Находили дорогу из дома в учреждение дошкольного образования, обозначали места перехода через дорогу. При этом воспитанники запоминали свой домашний адрес и адрес учреждения дошкольного образования.
После просмотров запланированных мультфильмов из серии «Азбука безопасности» («Смешарики», «Уроки тетушки Совы») с детьми проходит обсуждение ситуаций, поведения героев в играх-драматизациях, возможные реальные ситуации подкрепляются сказочными сюжетами. Эффективной формой работы являлось и игровое моделирование ситуаций. Взрослые направляли детей на поиск выхода из кризисной ситуации, что способствовало развитию у них поисковой активности («Что делать, если ты или твой друг бросил мяч на проезжую часть?», «Как обратиться за помощью к милиционеру?», «Ты переходишь дорогу, какие правила обязан соблюдать?»). К актуальным формам работы относится использование квест-игр в обучении детей правилам безопасного поведения на дороге. Проведение квест-игр «Безопасный маршрут», «Наш друг светофор», «Поможем зайчику найти безопасную дорогу домой» способствовало сплочению коллектива детей, воспитанию доброжелательных, дружеских взаимоотношений. По ходу квеста использовалась система методов, которая направлена не на изложение педагогом готовых представлений, а на самостоятельное овладение детьми умений в процессе активной мыслительной и практической деятельности [4].
Для детей самым главным примером правильного поведения является взрослый человек – особенно мама или папа. Поэтому с целью развития сотрудничества к воспитательному процессу были привлечены родители, которые вместе с детьми участвовали в различных мероприятиях (спортивно-познавательные игры «Вместе весело шагаем, про светофор не забываем!», «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир», спортивные праздники «Внимание, пешеход!», «Переходим дорогу правильно»). В совместной деятельности с родителями дети не только получали новые представления о поведении на дороге, но и развивали быстроту и сообразительность – качества, необходимые для ориентации в дорожно-транспортной среде. Совместное участие в каком-либо мероприятии сближает детей и родителей, делая процесс воспитания еще более эффективным.
Особое место занимала работа с семьей. Для формирования заинтересованности и повышения компетентности родителей более эффективными оказались следующие формы работы:
– родительское собрание в целях информации о совместной работе и стимулирования активного участия в ней родителей, анкетирование;
– организация семинара-аукциона «Использование художественной литературы и дидактических игр при обучении детей правилам дорожного движения»;
– проведение тематических консультаций для родителей «Правила поведения взрослых с детьми в условиях современного города»;
– участие в конкурсах рисунков (родители принимали активное участие в организации выставок «Мы по улице идем», также были представлены совместные работы ребенка с родителем, «Наш друг светофор».
Итоговым этапом в работе с родителями было проведение игры-эстафеты «Красный, желтый, зеленый» с участием родителей. Дети смогли в конкурсах, викторинах показать результат проводимой работы. Использованные формы работы помогли педагогам наладить тесное и эффективное взаимодействие с родителями и создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки
На контрольном этапе эмпирического исследования была проведена повторная диагностика уровней сформированности представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста. Детей с низким уровнем сформированности представлений не оказалось. У 40 % детей отмечен высокий уровень, а у 60 % детей – средний уровень сформированности представлений о безопасном поведении на дороге и правилах дорожного движения. Большинство детей уже самостоятельно, используя свои представления о правилах дорожного движения, смогли объяснить свои действия в конкретных дорожных ситуациях.
Таким образом, разработанная программа формирующего этапа с использованием различных форм организации работы с детьми по формированию представлений о безопасном поведении на дороге оказалась эффективной.
Список литературы
1. Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б. Безопасность: учеб. пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПб.: Детство-Пресс. 2004, 144 с.
2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2014, 63 с.
3. Коломийченко Л.В., Ванюкова К.А. Формирование знаний о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста.
4. Скоролупова О.А. Правила и безопасность дорожного движения, М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2003. 112 с.
5. Шорыгина Т.А. Беседа о правилах дорожного движения с детьми 5–8 лет. М.: ТЦ Сфера, 2009. 80 с. 6. Тверская область: Дорожно-транспортные происшествия и пострадавшие с участием детей. URL: http://www.gibdd.ru/stat/