учитель английского языка
МБОУ СОШ № 1 имени А.Ваганова, Мурманская область, г. Мончегорск
Проблема неумения учащихся работать с информацией, анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность своей речевой деятельности приводит к поиску таких методов, которые помогли бы учащимся научиться перерабатывать информацию, сжимать, интерпретировать ее, представлять в удобном для запоминания виде.
Учителям сложно подобрать педагогическую технологию, которая учитывала бы разноуровневость и неоднородность состава обучаемых в одном классе, и достичь целей обучения в соответствии с требованиями к предметным результатам выпускников основной школы.
В нашем современном мире с большим потоком информации, применение интеллектуальных карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.
Mind Map – мыслительные карты (карты ума, умственные карты или интеллект карты) были изобретены американским учёным Тони Бьюзеном в 60-70 годах XX века.
Интеллект-карта
- это метод визуализации данных, инструмент, который помогает структурировать информацию и находить взаимосвязи между её частями.
– это удобная техника для представления процессов мышления или структурирования информации в визуальной форме.
Существуют определенные правила создания интеллектуальных карт, разработанные Тони Бьюзеном:
1. Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
2. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.
3. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
4. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
5. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
6. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
7. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
8. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
Диапазон применения карт памяти на уроках английского языка:
1) Работа с фонетическим материалом.
Способствуют усвоению фонетических навыков, правильному произнесению и дифференциации звуков, усвоению правил чтения.
2) Работа с лексическим материалом.
Это очень удобный и эффективный приём для повторения, актуализации и систематизации лексики по теме, а также для введения новой лексики, закрепления, контроля лексики. Интеллектуальные карты помогают сделать процесс расширения словарного запаса более интересным и увлекательным. Нарисованная и раскрашенная от руки карта, способствует лучшему запоминанию, что очень важно для работы с новой лексикой.
3) Работа с грамматическим материалом.
Можно составлять мыслительные карты по изученному грамматическому материалу с целью его усвоения и запоминания. С помощью карты можно представить любое грамматическое правило или конструкцию, при этом все исключения, особые случаи, а также примеры применения можно выделить в отдельные ветви и сделать на них акцент.
4) Обучение устному монологическому высказыванию.
Мыслительная карта выступает в качестве вербальной опоры высказывания. Эффективно использовать карты при подготовке к экзамену, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.
5) Работа с текстовым материалом.
Составление плана пересказа текста в виде мыслительных карт и т. д. Карты памяти помогают структурировать, анализировать текст, выделять главное. Пересказать текст удобнее по карте, которая является опорой. Способствуют речемыслительной деятельности.
6) Представление результатов проектной деятельности.
Можно изобразить в виде мыслительной карты весь процесс создания проекта, либо только результаты проекта, новые идеи и т. д. А затем во время представления проекта поясняется всё то, что изображено на карте.
7) Проведение дискуссии, дебатов.
Изготавливается мыслительная карта для каждой из спорящих сторон, которая помогают объективно и эффективно исследовать разногласия. В итоге создаётся третья мыслительная карта, на которой будут запечатлены совместные выводы, решения, результаты работы и достигнутые уступки по проблеме.
Полезные свойства карт памяти:
наглядность - позволяет окинуть взглядом весь материал,
привлекательность - рассматривать ее не только интересно, но и приятно;
запоминаемость – благодаря образам и цвету;
своевременность - помогает выявить какой информации не хватает;
творчество - стимулирует творчество;
возможность пересмотра - можно переделать.
Применение интеллектуальных карт на уроках английского языка позволяет:
- Создать мотивацию к овладению иностранным языком как средством общения.
- Организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся.
- Конструировать учебное содержание в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
- Осуществлять дифференцированный подход к учащимся.
- Организовывать самостоятельную работу учащихся.
- Организовывать проектную деятельность учащихся.
- Научить работать с информацией, пользоваться словарями, справочниками и другими источниками с целью поиска необходимых значений, расшифровки словарных обозначений.
- Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память.
- В процессе построения интеллект-карты ребенок учится осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, рефлексию своей деятельности и своих знаний.
- Экономить время.
Одной из основных положительных сторон мыслительных карт является то, что их можно использовать при изучении любой темы и с детьми практически любого возраста.
В случае, если мы хотим добавить элементы технологии электронного обучения, можно использовать специальные инструменты создания интеллект-карт в электронном виде, например на ресурсе https://www.mindmeister.com/ В 2007 году был выпущен первый веб-инструмент для создания интеллект-карт: MindMeister. Благодаря миллиардам идей, генерируемых более чем 25 миллионами пользователей по всему миру, этот инструмент произвел революцию в сфере образования и бизнеса. В 2021 году MindMeister претерпел обширное обновление, чтобы адаптировать инструмент к изменяющимся потребностям пользователей. Отзывы тысяч энтузиастов интеллект-карт помогли создать совершенно новый MindMeister - Проект Панда.
По моему мнению, создание интеллектуальных карт будет эффективным и интересным методом обучения не только на уроках английского языка, но и на уроках по другим предметам.