Высшая школа делового администрирования
Конференции
Июль 2023

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КАРТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Григорьева Любовь Николаевна
учитель английского языка
МБОУ СОШ № 1 имени А.Ваганова, Мурманская область, г. Мончегорск

Проблема неумения учащихся работать с информацией, анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность своей речевой деятельности приводит к поиску таких методов, которые помогли бы учащимся научиться перерабатывать информацию, сжимать, интерпретировать ее, представлять в удобном для запоминания виде.

Учителям сложно подобрать педагогическую технологию, которая учитывала бы разноуровневость и неоднородность состава обучаемых в одном классе, и достичь целей обучения в соответствии с требованиями к предметным результатам выпускников основной школы.

В нашем современном мире с большим потоком информации, применение интеллектуальных карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

Mind Map – мыслительные карты (карты ума, умственные карты или интеллект карты) были изобретены американским учёным Тони Бьюзеном в 60-70 годах XX века.

Интеллект-карта

- это метод визуализации данных, инструмент, который помогает структурировать информацию и находить взаимосвязи между её частями.

– это удобная техника для представления процессов мышления или структурирования информации в визуальной форме.

Существуют определенные правила создания интеллектуальных карт, разработанные Тони Бьюзеном:

1. Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

2. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.

3. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

4. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

5. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

6. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

7. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

8. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

Диапазон применения карт памяти на уроках английского языка:

1) Работа с фонетическим материалом.

Способствуют усвоению фонетических навыков, правильному произнесению и дифференциации звуков, усвоению правил чтения.

2) Работа с лексическим материалом.

Это очень удобный и эффективный приём для повторения, актуализации и систематизации лексики по теме, а также для введения новой лексики, закрепления, контроля лексики. Интеллектуальные карты помогают сделать процесс расширения словарного запаса более интересным и увлекательным. Нарисованная и раскрашенная от руки карта, способствует лучшему запоминанию, что очень важно для работы с новой лексикой.

3) Работа с грамматическим материалом.

Можно составлять мыслительные карты по изученному грамматическому материалу с целью его усвоения и запоминания. С помощью карты можно представить любое грамматическое правило или конструкцию, при этом все исключения, особые случаи, а также примеры применения можно выделить в отдельные ветви и сделать на них акцент.

4) Обучение устному монологическому высказыванию.

Мыслительная карта выступает в качестве вербальной опоры высказывания. Эффективно использовать карты при подготовке к экзамену, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.

5) Работа с текстовым материалом.

Составление плана пересказа текста в виде мыслительных карт и т. д. Карты памяти помогают структурировать, анализировать текст, выделять главное. Пересказать текст удобнее по карте, которая является опорой. Способствуют речемыслительной деятельности.

6) Представление результатов проектной деятельности.

Можно изобразить в виде мыслительной карты весь процесс создания проекта, либо только результаты проекта, новые идеи и т. д. А затем во время представления проекта поясняется всё то, что изображено на карте.

7) Проведение дискуссии, дебатов.

Изготавливается мыслительная карта для каждой из спорящих сторон, которая помогают объективно и эффективно исследовать разногласия. В итоге создаётся третья мыслительная карта, на которой будут запечатлены совместные выводы, решения, результаты работы и достигнутые уступки по проблеме.

Полезные свойства карт памяти:

наглядность - позволяет окинуть взглядом весь материал,

привлекательность - рассматривать ее не только интересно, но и приятно;

запоминаемость – благодаря образам и цвету;

своевременность - помогает выявить какой информации не хватает;

творчество - стимулирует творчество;

возможность пересмотра - можно переделать.

Применение интеллектуальных карт на уроках английского языка позволяет:

- Создать мотивацию к овладению иностранным языком как средством общения.

- Организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся.

- Конструировать учебное содержание в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

- Осуществлять дифференцированный подход к учащимся.

- Организовывать самостоятельную работу учащихся.

- Организовывать проектную деятельность учащихся.

- Научить работать с информацией, пользоваться словарями, справочниками и другими источниками с целью поиска необходимых значений, расшифровки словарных обозначений.

- Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память.

- В процессе построения интеллект-карты ребенок учится осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, рефлексию своей деятельности и своих знаний.

- Экономить время.

Одной из основных положительных сторон мыслительных карт является то, что их можно использовать при изучении любой темы и с детьми практически любого возраста.

В случае, если мы хотим добавить элементы технологии электронного обучения, можно использовать специальные инструменты создания интеллект-карт в электронном виде, например на ресурсе https://www.mindmeister.com/ В 2007 году был выпущен первый веб-инструмент для создания интеллект-карт: MindMeister. Благодаря миллиардам идей, генерируемых более чем 25 миллионами пользователей по всему миру, этот инструмент произвел революцию в сфере образования и бизнеса. В 2021 году MindMeister претерпел обширное обновление, чтобы адаптировать инструмент к изменяющимся потребностям пользователей. Отзывы тысяч энтузиастов интеллект-карт помогли создать совершенно новый MindMeister - Проект Панда.

По моему мнению, создание интеллектуальных карт будет эффективным и интересным методом обучения не только на уроках английского языка, но и на уроках по другим предметам.