Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ВОСПИТАНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Казакова Алефтина Витальевна,
Воспитатель,
МБДОУ №116 г. Воронеж
ВОСПИТАНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Во все времена вопросы одаренности личности были актуальны, а в настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. Это диктуется потребностью общества в неординарной творческой личности. Детский сад – первое общественное учреждение, появляющееся на жизненном пути ребенка. В нем он должен познать основные правила общения с окружающими людьми. Современные исследования показывают, что одаренные дети в детском саду – это отдельный пласт общества. Одаренные дети не понимают, почему им так трудно найти общий язык со сверстниками в разговорах или играх. Они ищут точки соприкосновения, стараются предложить детям свои правила игры, но они обычно не доступны для восприятия большинства. Таких детей не так много (один или два ребенка на всю группу). Как правило, одаренные дети быстро понимают собственное превосходство. Из-за этого они становятся или лидерами, или отталкивают от себя всех окружающих, становясь изгоями. Став лидером, ребенок ощущает свое превосходство перед остальными и старается утвердиться среди других детей, и подчинить их своему влиянию. Иногда по этой причине группа детей напоминает отдельное сообщество. В некоторых случаях ребенок вступает в партнерство с воспитателем. Например, умея отлично разговаривать, он может подсказать педагогу, что именно желает малыш. Среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые: на занятиях все легко и быстро схватывают; знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники и не догадываются; быстро запоминают услышанное или прочитанное; решают сложные задачи, требующие умственного усилия; задают много вопросов, интересуются многим; оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения; очень восприимчивы, наблюдательны, быстро реагируют на все новое и неожиданное. Это типичные черты одаренных детей. Вынужденные заниматься по одной программе вместе с другими сверстниками, они, как бы, сдерживаются в развитии и желании идти вперед. В результате у них может угаснуть познавательный интерес, желание заниматься. Чтобы этого в детском саду не произошло, свою работу с одаренными детьми наш педагогический коллектив строит с учетом их индивидуальных особенностей. Базовый компонент образования обогащен модулями занятий по познавательному развитию. Оптимизация образовательного процесса достигается не за счет увеличения объема знаний и количества занятий, а за счет переноса внимания с содержания обучения на его средства: интегрирование разных видов деятельности, использование таких методов и технологий, как моделирование ситуаций, детское экспериментирование, проектная и исследовательская деятельность, индивидуально - личностное общение с ребёнком. Организованную образовательную деятельность воспитатели стараются спланировать так, чтобы присутствовала мыслительная логическая деятельность; решались задачи, которые поощряют стремление ребенка к оформлению своих мыслей, суждений и предложений; развивалась наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности, чтобы занятия содержали индивидуальные задания повышенной сложности для одаренных детей, используя развивающие технологии. Организуются специальные занятия по развитию воображения, на которых ребенку приходится решать задания творческого характера: по типу «Заколдованные картинки», «Волшебный мешочек» и др. Важным стимулом развития детского творчества является положительное отношение взрослых к инициативе и творчеству детей. Поэтому педагоги дошкольного образовательного учреждения всячески поощряют творческие находки детей, демонстрируют уважительное, бережное отношение к детскому творчеству. Доброй традицией детского сада стало проведение персональных и коллективных выставок детского творчества. При изучении нового материала воспитатели опираются на помощь этих детей, не давая готовых знаний. Для этого создают проблемную ситуацию, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Детям предлагаются задачи поискового характера, решение которых требует от них интеллектуальной инициативы и размышлений. Воспитатель, работающий с одаренными детьми, меньше говорит, меньше дает информации, устраивает демонстрации и реже решает задачи за детей. Вместо того, чтобы самому отвечать на вопросы, он предоставляет это детям. Он больше спрашивает и меньше объясняет. Заметны различия в технике постановки вопросов. Одаренным детям больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям. Педагог провоцирует детей выходить за пределы первоначальных ответов и гораздо чаще пытается понять, как дети пришли к выводу, решению, оценке. Важное значение имеет применение интегративного метода в работе с воспитанниками. Хорошо зарекомендовали интегрированные занятия: воспитатель – логопед, воспитатель по физическому развитию – музыкальный руководитель, воспитатель – музыкальный руководитель. Для раскрытия творческого потенциала, индивидуальных способностей детей организуются занятия по дополнительному образованию. Обучение ведётся по специально разработанным индивидуальным траекториям развития в кружках: «Хочу всё знать!», «Танцевальный», «Фитбол» и другие. Особую роль в развитии одаренных детей играет тесное взаимодействие с родителями. Модель сотрудничества педагогов с семьями воспитанников строится как процесс межличностного общения, результат которого – формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании детей. В этом направлении решаются такие задачи: объединение усилий педагогов и родителей для развития способностей детей; создание атмосферы общности интересов в организации воспитательно - образовательного процесса; активизация и обогащение воспитательных умений родителей. Для решения поставленных задач использовались активные формы работы с семьёй: вечера вопросов и ответов, творческие гостиные, день открытых дверей, встречи за круглым столом. Благодаря активным формам работы с семьями обозначились положительные тенденции в сотрудничестве педагогов и родителей в воспитании и обучении детей с ярко выраженными способностями. Работа педагога с одаренными детьми это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагога хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологом, другими педагогами, администрацией и обязательно с родителями таких детей. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
Март 2021