Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Фазлыева О.И. ОБУЧЕНИЕ РОДНОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ДВИЖЕНИЯ

Фазлыева Олеся Игоревна
учитель-логопед, Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов, ЯНАО, г. Надым

Библиографическое описание: Фазлыева О.И. Обучение родному языку на основе движения // Современная начальная школа. 2020. № 6. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/06.pdf.

Как сделать процесс обучения русскому языку не скучным и, наконец-то любимым? Постараюсь аргументировать факты проведения коррекционно-развивающих современных логопедических занятий.

Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей и здоровьесбережение.

Учитывая, что группа детей, зачисляющихся на логопедический пункт крайне неоднородна, необходимо говорить о подборе эффективных методов, приемов, средств активизации учебной деятельности для развития анализаторных систем соответствующих психическим, интеллектуальным возможностям и потребностям детей.

Одной из таких технологий воздействия на детей с трудностями усвоения учебного материала являются методики кандидата педагогических наук логопеда-дефектолога Пятибратовой Наталии Владимировны, которая эффективно сочетает приемы Н. Зайцева, коррекционное направление «Русский для всех» и «Логопедическую Монтессори - группу».

Такой подход, предполагающий равноценное взаимодополняющее применение модифицированных логично увязанных методов рассматривается, как здоровьесберегающий. Основной принцип обучения является сознательность и активность учащихся. Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами обучения».

Высокая позитивная мотивация играет роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, активная форма занятий приятно удивляет ребят, а для коррекции это важнейший элемент - только в движении мозг хорошо питается кислородом и начинает трудиться.

Но что самое главное - от занятия к занятию у детей растёт интерес к самостоятельному чтению и самопроверке письма. Этот феномен наблюдается у всех учеников, об этом говорят на форумах те, кто занимался по данным методикам с детьми.

В чем суть методик. Основная цель курса занятий по методике Н. Зайцева и Н.В.Пятибратовой предупреждение дисграфии, дислексии, дизорфографии и обусловленных этим трудностей в обучении.

Форма организации занятия: индивидуальная и групповая. Решается несколько задач: образовательная, коррекционная, развивающая.

Процесс обучения построен на двигательной активности ребёнка, что сохраняет зрение и осанку ребёнка. Выполняя упражнения с кубиками или работая по таблицам «Русский для всех», ребёнок просто обязан постоянно перемещаться. Он читает не книжку на столе, а слова на кубиках, стоящих на полочке, пишет не в тетради, а указкой по таблицам, которые занимают большое место на стене кабинета. Движения рук и ног укрепляют позвоночник, а движения глаз есть ни что иное, как зрительная гимнастика. В результате сохраняется здоровье ребёнка не на словах, а на деле.

Это мощный инструмент для развития ВПФ: мышления, речи, внимания, слуха. При организации занятий включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.

У Зайцева всё основано на зрительно-звуковом методе. Серые кубики - железные. Они звучат звонко. Это кубики со звонкими согласными. Коричневые кубики - деревянные. Они звучат. Это кубики с глухими согласными. Если послушать и сравнить, как звучат большие и маленькие кубики, то можно услышать, что маленькие звучат мягче, нежнее. Это кубики с мягкими согласными. Жёлтые (золотые) кубики - гласные.

Все эти довольно трудные понятия дети легко усваивают с помощью наглядности и многократного проговаривания. Есть в наборе кубики бело-зелёные, потому что там изображены разные знаки. С помощью этих кубиков дети тренируются в постановке ударения в словах, в написании имён собственных и предложений, в переносе слов. Обучая переносу слов, достаточно запомнить простое правило: нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку одну букву. Также таблицы позволяют познакомить ребёнка с правилами и языковыми понятиями. Например, правило: ЖИ-ШИ пиши с буквой И, ЧА-ЩА с буквой А, ЧУ-ЩУ - с буквой У. А как же иначе писать, если среди кубиков нет складов ШЫ, ЖЫ, ЧЯ, ЩЯ, ЧЮ, ЩЮ? Различение звуков (гласный или согласный, согласный твёрдый или мягкий, звонкий или глухой). Таким образом, у него формируется зрительный образ слова. Этот образ остаётся с ним на всю жизнь. Даже если он забудет правила, то он всё равно будет писать грамотно.

Методика Зайцева «Русский для всех», автор расположил курс русского языка от 1 до 6 класса на 45(основные 18) таблицах формата А2, понятных для использования. Эти таблицы можно назвать навигатором по русскому языку. Дети учатся искать различия в том, как слово звучит и пишется, находят «ошибкоопасное» место в слове, выделяя номер правила по таблицам указкой. Понятен алгоритм определения орфограммы, ему присвоен номер, родовые окончания, число, падеж словоизменение и словообразование и т.д Ребята с дизорфографией (незнание правил, отсутствие языкового чутья) часто демонстрируют бедный словарный запас и неразвитый кругозор, поэтому работа над словарем идет постоянно. Заглянув в нужную таблицу, узнаем, как пишется слово. Позволяет исключить у ребёнка стрессовое состояние во время проведения письменных видов заданий.

Лексический материал для работы с таблицами обширнейший: пословицы, поговорки, крылатые выражения и метафоры, карточками «мир на ладошке» где собраны удивительные факты об окружающей действительности. Все это в совокупности повышается грамотность за счет формирования орфографической зоркости; в головке упорядочивается материал, исчезает страх при письме диктантов, улучшается почерк. Научить своего ребенка безошибочно следовать маршруту в таблицах методики Зайцева - Пятибратовой - и двойки по русскому языку станут воспоминанием.

Деятельность учеников направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов.

Здоровьесберегающие технологии необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранное содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать учебную и коррекционно-развивающую деятельность. Эффективность учебной деятельности находится в прямой зависимости от силы мотивации - чем сильнее побуждение к действию, тем выше результат деятельности.