Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Долганова Е.Ю. КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ «Н. А. ЗАБОЛОЦКИЙ «ЛЕБЕДЬ В ЗООПАРКЕ»

Библиографическое описание:
Долганова Е.Ю. Конспект урока на тему «Н. А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке» // Современная начальная школа. 2021. № 18. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/18.pdf.

УМК «Школа XXI века». 4 класс. Литературное чтение

Цели урока:

1) создать условия для ознакомления со стихотворениями Н.А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»;

2) способствовать развитию умений работать с текстом стихотворения, анализировать, определять его тему, грамотно, точно и доказательно высказывать свои суждения; воспитывать интерес к чтению стихотворений;

3) содействовать развитию речи и мышления, воспитанию любви к природе.

Тип урока:

применение знаний и способов действий.

Планируемые предметные результаты:

- определять тему и главную мысли стихотворения;

- анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания;

- выразительно читать, соблюдая паузы, логические ударения.

Личностные результаты:

- воспринимать стихотворение как художественное произведение, искусство слова, эмоционально реагировать на него;

- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Познавательные:

- выражать свое мнение о литературном произведении, сравнивать литературное произведение с музыкальным и художественным на одну тему.

Регулятивные:

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные:

- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Ход урока

1. Организационный момент

Все расселись по местам,

Никому не тесно?

По секрету вам скажу»

«Будет интересно».

- Проверим готовность к уроку.

2. Постановка учебной задачи. Предугадывание предстоящего чтения.

На доске фотографии с изображением лебедей в природе.

- Что вы чувствуете, глядя на эти фотографии?

- Какое у вас настроение?

- Что вам хочется сделать?

- Лебеди с древних времен привлекают внимание человека. Народ сложил о них легенды и песни. Художники изображают их на полотнах своих картин. Композиторы сочиняют о них музыку, воспевают их красоту в своих песнях. О лебедях есть много народных и литературных сказок.

- Попробуйте вспомнить некоторые из них.

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением Н. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке».

- Можете ли вы предположить, какие чувства вызовет это произведение у нас, какое настроение возникнет у нас после знакомства с ним?

- Теперь давайте познакомимся со стихотворением, и вы сможете не только узнать его содержание, но и проверить свои предположения.

3. Усвоение знаний и способов действий. Первичное восприятие текста.

Словарная работа (презентация.) Учитель читает вслух, просит объяснить значение знакомых слов

Грёзы – мечты;

Лоно – поверхность;

Лиловый – «цвета фиалки или темных соцветий сирени, фиолетовый»;

Мантия – широкая длинная одежда в виде плаща;

Аметист – драгоценный камень фиолетового или голубого цвета;

Колеблет – заставляет волноваться поверхность воды;

Изваянье – скульптурное изображение;

Перламутровый – переливчатый, серебристо-розовый, напоминающий окраску перламутра;

Громоздить – беспорядочно класть много предметов;

Лира – струнный музыкальный инструмент.

Чтение стихотворения Н. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке» (аудиозапись).

4. Применений знаний и способов действий.

- Какие чувства вы испытывали во время слушания этого стихотворения?

- Менялось ли у вас настроение?

Чтение стихотворения учащимися. Жужжащее чтение.

- Найдите и прочитайте строки, в которых автор описывает лебедя, Какие слова помогают нам представить образ лебедя? Как он называет птицу?

- Как вы думаете, почему автор использовал такую лексику? (Создать царственный, величественный образ гордой птицы)

- Поэт называет лебедь «белоснежным дивом». Похожа ли лебедь на сказочную птицу? Вспомните Царевну-лебедь из сказки А.С. Пушкина. Сравните образы.

- Что представляют собой 4 первые строфы? (Описание лебедя)

- С какой интонацией их следует читать?(Спокойно, плавно) -

- Прочитайте следующие 3 строфы. Автор назвал стихотворение «Лебедь в зоопарке», а что значит, для лебедя жить в зоопарке? (Быть в неволе)

- Как меняется настроение стихотворения?

- С какой интонацией нужно читать последнюю строфу. Объясните.

Выразительное чтение стихотворения Н. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке».

- Прочитайте стихотворение в парах по частям выразительно.

Чтение стихотворения одним из учеников вслух.

Физкультминутка.

Выполнение заданий в РТ № 2 (с. 57 - 59).

- На доске представлены 3 модели обложки. Выберите правильную и объясните.

- Красота этой удивительной птицы не оставляет никого равнодушным. И это неудивительно, ведь помимо внешней красоты лебеди обладают еще одним качеством, которым не всегда наделены даже люди. Когда лебедям исполняется 5 лет, они подыскивают себе пару для выведения птенцов и после этого никогда не расстаются. Отсюда и пошло выражение «лебединая верность».

- Предлагаю вам послушать песню, которая так и называется: «Лебединая верность» (слушание песни).

- Поэты, и художники, и композиторы в своем творчестве касались темы красоты лебедей. Как вы думаете, почему и для чего они создавали свои произведения?

-Какова же основная мысль стихотворения

Н. Заболоцкого?

- Нужны ли зоопарки, если животные в них страдают? (Помещать животных в зоопарк нужно в крайних случаях, если животное пострадало от рук браконьеров или заболело, если у детенышей погибла мать).

- Если человек берет на себя ответственность за животных, то он должен достойно их содержать, заботиться о них.

5. Рефлексия.

- Оцените работу на уроке, закончите предложения.

- Я узнал (а) …

- Я понял (а) …

- Я научился (лась) …

6. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворения «Лебедь в зоопарке».

Список использованной литературы:

1. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 4 класс: методическое пособие / Л.А. Ефросинина – 3-е изд. дораб. М.: Вентана-Граф, 2014. – 304 с.

2. Н.Н. Кузнецова «Литературное чтение. 4 класс: технологические карты по учебнику Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой – изд. 2-е испр. – Волгоград: Учитель, 2019. – 321 с.

3. Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2 / авт-сост. Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 192 с.