Высшая школа делового администрирования
Конференции
Август 2023

КОНСПЕКТ НОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА «КАК КАЗАКИ ЗДОРОВЬЕ ДОБЫВАЛИ»

Таранина Елена Викторовна
воспитатель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 32 Дзержинского района Волгограда"

Цель: формирование осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни через ознакомление детей с культурой и традициями донских казаков.

Задачи:

- закреплять знания детей о здоровом образе жизни, здоровье, как одной из основных ценностей;

- закреплять представление детей о распорядке дня, значимости режима дня, о полезной еде

- развивать интерес к заботе о своем здоровье, к правилам и нормам здорового образа жизни;

- способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности, воображения, обогащать словарь детей, продолжить развивать связную речь;

- обогащать представления о жизни и быте донских казаков с позиции качеств личности (были сильными, смелыми, ловкими, закаленными);

- упражнять детей в физических умениях: ходить и бегать парами, врассыпную, за направляющим; строиться тройкой; сохранять осанку при ходьбе на уменьшенной площади опоры; учить метать мешочек с песком вдаль;

- познакомить с казацкой игрой «Лапка»,

- развивать силу, ловкость, выносливость.

Ход занятия:

Воспитатель: Здорово ночевали, ребята! (Отвечают)

- Догадались, что я с вами поздоровалась. Казаки всегда так приветствуют друг друга…желая здоровья.

- А знаете, что нужно отвечать на такое приветствие? «Слава Богу». Давайте ещё раз попробуем: «Здорово ночевали, ребята!». «Слава Богу!»

Воспитатель: А вы знаете кто такие казаки? (Слушаю ответы детей). Казаки очень смелые, гордые и находчивые воины. Они охраняли наши границы от врагов. Про них говорят: Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет. Кто пули боится, тот в казаки не годится.

Казаки были долгожителями. Случалось, жили и дольше 100 лет, сохраняя дееспособность и острый ум, если, конечно, не погибали в бою.

Казаку было необходимо всегда сохранять боеготовность, быть здоровым и поэтому он много внимания уделял профилактике недугов.

Любой врач подтвердит: болезни обходят стороной тех, кто соблюдает личную гигиену. В отличие от жителей Европы того времени, которые зачастую пренебрегали водными процедурами, предпочитая обливать себя духами, казаки купались каждый день при любой погоде, а зимой обтирались снегом. Идя в бой, всегда надевали чистые рубахи — в случае ранения их использовали как перевязочный материал.

- Какие правила гигиены ребята мы с вами соблюдаем дома и в детском саду? (Мы умываемся по утрам и вечерам, чистим зубы два раза в день и др.)

– Для чего это надо делать? (Чтобы быть чистыми, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закаленными, чтобы смыть микробы.)

Воспитатель читает стих «Микробы»

Все, поверь, твои игрушки,

Даже, розовенький Хрюшка,

Быть чистюлями хотят.

Знай: микробы всем вредят!

Воспитатель: А знаете, что очень часто причиной заболеваний являются микробы. Как попадают микробы в организм? (при чихании, кашле, не прикрывая рот; если не мыть руки перед едой, после туалета; не мыть овощи, фрукты.)

Воспитатель: Что нужно делать, чтобы их было как можно меньше? (мыть руки с мылом перед едой, после посещения туалета и улицы; содержать тело в чистоте и опрятном виде; поддерживать чистоту и порядок в доме).

Воспитатель: Ребята, чтобы мы могли успешно бороться с микробами, нам нужны помощники. Попробуйте отгадать загадки о них.

Он в кармане караулит

Рёву, плаксу и грязнулю,

Им утрет потоки слез,

Не забудет и про нос. (носовой платок)

Разгрызёшь стальные трубы,

Если будешь чистить… (зубы)

Объявили бой бациллам:

Моем руки чисто с… (мылом)

В пещеру затекла,

По ручью выходит –

Со стен всё выводит. (Зубная паста)

Кто нам самый лучший друг, смоет грязь с лица и рук. (вода)

Целых двадцать пять зубков для вихров и хохолков. (расческа)

Воспитатель: Молодцы, всё верно! У каждого должны быть личные предметы. И сейчас мы поиграем в игру «Найди пару». В руках у каждого ребёнка предмет, необходимый для ухода за телом или для уборки в доме (мыло, губка, зубная паста, щётка, полотенце, расчёска, веник, совок, тряпка, ведёрко и т. д.). Под музыку дети свободно перемещаются по игровой зоне. Когда музыка останавливается, ребята должны встать парами так, чтобы между предметами была логическая связь. Молодцы! Справились с заданием.

Казаки всегда ели только свежеприготовленную пищу. Француз Гийом отмечал, что во время зимних походов среди казаков больных не было, так как они трижды в день ели горячую похлебку, заправленную растительным маслом и перцем.

Сырую воду из незнакомых источников казаки не пили. Всегда старались ее прокипятить, добавив туда полынь или зверобой — травы, обладающие антимикробными свойствами. Если такой возможности не было, заедали воду древесным пеплом (средневековый заменитель активированного угля). Этим нехитрым средством предохранялись от холеры.

Чтоб здоровыми остаться, нужно правильно питаться.

Пищей сладкой шоколадной ты не увлекайся.

Очень кислого, соленного ты остерегайся.

Только овощи и фрукты, очень вкусные продукты.

Воспитатель: Ребята, а зачем полноценно и правильно питаться? Что вы любите есть больше всего? (ответы детей)

- Для чего мы едим? (человек питается, чтобы жить). Пища - не только источник энергии, необходимый для деятельности человека, но и материал для роста и развития. Чтобы быть здоровым, необходимо сбалансированное питание, т. е. надо знать, какие продукты можно есть, а какие вредны для здоровья.

Откроем книгу Виталия Радченко «Казачьи байки деда Игната про то, как жили когда-то…» Это книга семейных преданий, то есть рассказов, которые записываются и передаются из поколения в поколение. Давайте послушаем, что говорили старые люди:

«- А как, думаешь, чого это наши люди так борщ любят? — вопрошал дед Игнат с хитрецой и наставительно разъяснял: «А потому, шо в борщ кладется почти вся аптека! Шо ны возьми, все от чогось помогае!»

И он уверял, что свекла лечит головные боли и при насморке помогает, морковь — от малокровия, при ожогах и ранах ее сок — отличное средство, лук — от горла, при кашле и при головокружениях. Капуста — печенку лечит, желудочные боли усмиряет, картошка тоже голове помощница, настраивает ее на ясность.

Дед Игнат в этом месте своих воспоминаний обычно отвлекался и поучал нас, его внуков, как надо творить настоящий борщ. Именно «творить», потому что иначе не назовешь священнодействие, в результате которого и созидается та самая царь-еда, что зовется борщом.

— Само собой, — говаривал дед Игнат, —шо кажда хозяйка варит борщ чуть-чуть иначе, чуть-чуть по-своему, и сколько хозяек, столько и разных борщей. Но все ж основа одна — шоб все, шо полагается, було в той борщ положено, и не гуртом, все сразу, а по давно опробованному порядку, а не то одно разварится, а другое не сварится. Борщ, в конечном счете — симфония, опера!

И это обычный, будничный борщ, даже, может, постненький, а сколько он требует заботы, внимания и способностей его созидателя. А если праздничный, торжественный Его превосходительство Борщ с большой буквы, — допустим, на курином бульоне с раковыми шейками, или допустим, из красной рыбы?

А как он красив, настоящий золотисто-оранжевый борщ — загляденье! А запах! Аромат! Бывает, идет казачина по улице, и за полтора квартала от родной хаты чует тот запах, а соседи по всей округе говорят:

«Опять Лукьяновна свой борщ маракует! Творит, варит...».

И при всем своем неподражаемом смаке и красоте, тот борщ — це-леб-ный! В нем каждая былинка-травинка, каждая овощинка — пагуба для хворобы и благодать для здоровья. Вот почему у нас любят тот борщ, справленный-исполненный все одно как по нотам.

Как вспоминал дед Игнат, в те стародавние времена батька не звали обедать, звали «есть борщ», или «борщевать».

И батько Касьян сажал семью за круглый стол, выскобленный до желтизны. В центре устанавливался «чавун» с борщом и солонка с солью, почетное место занимали чеснок и перец. Перед каждым едоком — «черепьяна мыска». Эти миски тоже были касьяновым нововведением — до того все ели из общего чугуна... Хлеб нарезал «добрыми шматками» сам хозяин дома, для чего имелся специальный нож, ни для чего другого не применявшийся. Борщ по мискам разливала хозяйка, или, как тогда говорили, — «насыпала», ибо борщ обязательно был густым настолько, чтобы ложка в нем стояла «стырчмя». Если борщ случался с мясом, что было, кстати, не часто, она же клала каждому в миску его «порцион». Она же «подбивала» (забеливала) борщ сметаной.

Окинув строгим взором собравшихся, и убедившись, что все на местах, батько еще раз крестился и говорил: «С Богом!», и трапеза начиналась. Разговаривать за борщом не дозволялось, как и чавкать, «шмыгать носом», сморкаться... К концу трапезы батько задавал вопросы, мог пошутить, что-нибудь рассказать. Второго блюда после борща, особенно, если он был с мясом, обычно не полагалось.

Исключение бывало во время косовицы и обмолота — усиленная работа предполагала усиленное питание, и борщ дополнялся кашами, варениками, свежими овощами, неизменным салом. Такой борщ назывался «женатым».

Каждый обед заканчивался «взваром» — компотом, чем-нибудь «ласенькым», то есть вкусненьким (фруктами, к примеру, или киселем).

Батько Касьян ввел в семье обычай чаевничать-самоварничать. Первые годы его соседи и случайные гости удивлялись: что это вы — не баре, а пьете чай...

Чай пили по утрам и вечерам, по воскресеньям самовар не остывал весь день.

Для чая батько Касьян приносил воду с «Бузинового» родника, что бил из земли на берегу ерика. Та вода, по его мнению, была специально создана для чая — особой чистоты и особой вкусноты, и подземная родниковая вода для здоровья полезна».

А теперь отгадайте загадки о продуктах, которые использовали для приготовления борща:

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи,

Меня в них ищи. (Капуста)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок, а ощупь очень гладкая,

На вкус, как сахар, сладкая. (Морковь)

Ох, наплачемся мы с ним,

Коль почистить захотим.

Но зато от ста недуг

Нас излечит горький. (лук)

Воспитатель: Как одним словом назовём эти продукты? (Овощи).

Вы внимательно слушали, чем полезен борщ? Сейчас от каждого ряда выйдут по два шеф-повара мальчика, потому что во всем мире считается, что мужчины – лучшие повара. Вот вам набор продуктов (картинки) и кастрюлька. Сложите в неё те продукты, которые нужны для вкусного борща. Дается 1 минута. Можно, если возникло сомнение поднимать картинку и показывать ее команде, а команда решит – нужно это класть или нет.

Проверим, что же вы сложили в свои кастрюльки.

Молодцы, сотворили чудесный борщ!

Слушайте следующие загадки.

С виду он, как рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь.

В нём полезный витамин,

Это спелый… (Апельсин) \

Сладок он и толстокож,

И чуть-чуть на серп похож. (Банан)

Он почти как апельсин,

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один –

Кислый очень, очень. (Лимон)

Круглое, румяное

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки. (Яблоко)

Воспитатель: А про что эти загадки? (про фрукты). А чем же так полезны овощи и фрукты? (в них содержится много витаминов). Свежие фрукты и овощи можно употреблять, сколько хочешь, они заменят самые лучшие таблетки из аптеки. Послушайте ещё две загадки.

От него – здоровье, сила

И румяность щёк всегда.

Белое, а не белила.

Жидкое, а не вода. (Молоко)

Что за белые крупинки

- Не зерно и не снежинки.

Скисло молоко – и в срок,

Получили мы… (Творог)

Воспитатель: А про что сейчас загадки? (про молочные продукты). Правильно! Молочные продукты очень полезны. В них содержится много кальция, который необходим для роста и развития организма. А вы знаете, что еда может приносить не только пользу, но и вред нашему организму. Какие вредные продукты питания вы знаете? (чипсы, газировка, жевательная резинка).

Воспитатель: Дети, давайте поиграем с вами в словесную игру «Верно или неверно». Я зачитываю четверостишье о продуктах, если они полезные, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно совершенно верно». Если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.

1. Нет полезнее продуктов — вкусных овощей и фруктов.

И Сереже, и Ирине всем полезны витамины.

2. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.

3. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,

Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.

4 Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок. И тогда ты точно будешь очень строен и высок

5. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить, ешь конфеты, жуй ирис, строен стань, как кипарис

6. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет, ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу, мед и виноград.

7. Пейте дети молоко, будете здоровы

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.

Воспитатель: А чтобы пища хорошо усваивалась нужно соблюдать правила питания. Я вам буду сейчас читать правила, и если вы согласны со мной, то поднимите зелёный кружок. Если нет - красный.

- Перед едой надо всегда мыть руки с мылом.

- Есть нужно в любое время, даже ночью.

- Надо есть продукты, которые полезны для здоровья.

- Есть надо быстро.

- Есть надо медленно. А как?

- Пищу нужно глотать не жуя.

- Полоскать рот после еды вредно.

Воспитатель: Мы с вами повторили правила питания. Для чего они нужны? (чтобы пища хорошо усваивалась и приносила пользу).

Отдыхали казаки тоже с пользой для здоровья. Утром ходили по росе. Земля насыщала организм энергией, а роса, проникая в поры, растворяла и вымывала токсины... А когда пригревало солнышко, можно было и на травке поваляться, «принимая ванны» из клеверной пыльцы — часок-другой такого отдыха заменяли казаку полноценный ночной сон в кровати.

Но каждый казак знал — отдыхать полезно не везде. Вовсе не случайно на полотнах народных живописцев казак Мамай всегда сидит под дубом — это дерево имеет мощнейшую энергетику. Считается, что сосна и можжевельник обладают гармонизирующим действием, способствуют усвоению знаний. А вот возле тополей лучше не задерживаться — это деревья-вампиры.

А сейчас мы отдохнем и поиграем в казачью игру «Хрен»

Игроки делятся на 2 команды. Первая команда садится на пол, спиной друг к другу и обхватывают друг друга за талию («хрен»). Вторая команда водит хоровод вокруг «хрена» и приговаривает:

Ой, хрен, ты мой хрен,

Ой, хрен полевой!

Да и кто тебя садил,

Да и кто поливал?

Вторая команда отвечает:

Садил меня пан,

Поливал Селиван,

Селиванова жена

Все полола меня.

Первая команда подходит к «хрену» и заводит диалог:

- Стук-стук у ворот!

- Кто там?

- Иван-косорот!

- Что надо?

- Дайте хренку на говядинку!

- Выдерните там один (два или три) корешок.

Дети первой команды хватают первого из сидящих за руки и пытаются поднять, дети второй команды не пускают. Если выдернули, то ребенок присоединяется к первой команде и так, пока не соберут весь «хрен».

Продолжим наше знакомство с казаками. Иностранцы, попав к казакам, удивлялись тому, что вместо муштры казаки танцуют и поют. Откуда же им было знать, что именно в этом секрет казачьей силы и здоровья? Известно, что казаки любили петь, плясать, держа в руках по сабле. Современная медицина доказала — пение лечит, укрепляет легкие и пресс, а правильное дыхание помогает насытить кровь кислородом. Тут уж никакие хвори не страшны. А если пение сочетать с физическими упражнениями, прыжками, отжиманиями и приседаниями, эффект будет просто ошеломляющим!

Обязательным для казака было умение ездить верхом на коне. В те времена еще не придумали слова «иппотерапия» (метод реабилитации посредством верховой езды), но больных радикулитом среди казаков не было. А все потому, что во время верховой езды задействованы все группы мышц, укрепляется мышечный корсет вокруг позвоночника. Верховая езда помогает предупредить развитие сколиоза и даже избавиться от него, полезна при болезнях сердца.

В мире нет рецепта лучше,

Будь со спортом неразлучен.

Проживешь сто лет,

Вот и весь секрет.

Воспитатель: Скажите, ребята, почему человек должен заниматься физкультурой, спортом? (Чтобы не болеть, быть здоровыми, сильными, ловкими).

Воспитатель: Правильно, ребята. «Чтоб больным не лежать, надо спорт уважать». Давайте все вместе повторим.

Воспитатель: Как мы с вами занимаемся физкультурой, спортом? (Делаем зарядку, занимаемся физкультурой, играем в подвижные и спортивные игры).

Воспитатель: Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше. Воспитатель: Я предлагаю вам размяться и приглашаю на игру «Мы спортсмены» (игра пантомима, ведущий показывает вид спорта, остальные отгадывают).

Воспитатель: Организм казаки укрепляли с детства. В семь лет казачок переходил из детской в комнату братьев, они придирчиво осматривали его одежду и выбрасывали все слишком теплое и мягкое. Для чего, как вы думаете? Потому что были злыми или чтобы братишка закалялся? Да, конечно, чтобы организм постепенно привыкал к холоду.

Братья говорили: «Учись служить! Чай теперь ты не дите, а полказака!» А казаку воину часто приходилось в боях и войнах терпеть холод, быть терпеливым и выносливым.

А как еще закаляли свой организм казачата? Для закалки что важно? Солнце и воздух. Казачата все свое время проводили на воздухе: или играли, или работали. А работали они где и как? Кто может рассказать?

Пасли коров, гусей, коз, лошадей.

Когда пасли, собирали лесную и полевую ягоду – землянику, малину и другие, а в ягодах столько витаминов! А еще искали черемшу – лесной чеснок. Черемша и полезна, и вкусна с краюхой подсоленного хлеба.

Воспитатель: Вы знаете, что такое закаливание? (обливание холодной водой)

Воспитатель: Закаляться можно не только водой, но ещё солнцем и воздухом. Даже есть такая пословица: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Когда вы летом загораете на солнце, вы закаляетесь, когда проветриваете комнату – тоже. Ну и, конечно же, обливание прохладной водой, купание в водоёмах – это всё закаливание организма.

Воспитатель: Здоровье – это награда, которую получает человек за усердие. Здоровый человек – это, как правило, образованный человек, усвоивший одну простую истину: «Чтобы стать здоровым, надо научиться быть здоровым»

Запомнили, как казаки здоровье добывали? Почему у них было крепкое здоровье? Вместе с детьми воспитатель делает вывод.

Они с детства проводили время, где… на свежем воздухе: и работали, и играли.

Еще что? Физический труд, он - закаляет.

Питание.

В каждодневный рацион включены фрукты, овощи, богатые витаминами.

Чтобы быть здоровым надо закаляться,

заниматься спортом;

делать гимнастику;

правильно питаться;

не есть и не пить на улице;

всегда мыть руки с мылом,

есть только мытые овощи и фрукты;

когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком;

есть только из чистой посуды.