Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Буланова Марина Александровна,
воспитатель,
МДОУ «Детский сад №101»,
Республика Мордовия, город Саранск
Педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольной образовательной организации
В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне государства, так и на уровне региона. Одаренность в дошкольном возрасте следует рассматривать в качестве потенциала развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы дошкольного образования. Решающая роль в развитии одаренности детей принадлежит сфере дошкольного образования. Педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях дошкольной образовательной организации должна строиться методически грамотно.
Проблема одаренных детей в дошкольной образовательной организации является одной из главных задач дошкольного образования, так как взгляд на одаренность детей с позиции развития потенциала каждого ребенка обуславливает необходимость формирования системы выявления и развития одаренных детей в дошкольной образовательной организации. В трудах И.Е. Емельянова, Л.В. Пасечник, В.С. Юркевич и др. раскрыты основные характеристики и признаки одаренности детей.
Под одаренностью понимается совокупность способностей, направленных на освоение ребенком определенных достижений. Компоненты различных видов одаренности у разных детей могут быть выражены в разной степени, а проявление таких компонентов возможно только при условии, если резервы самых разных человеческих возможностей позволяют дополнить недостающие или недостаточно выраженные компоненты, необходимые для правильного и успешного осуществления деятельности.
По мнению О.С. Газмана, рассматривая педагогическое сопровождение как особую целостную систему педагогической деятельности, следует обратить внимание, прежде всего, на триаду обязательных взаимосвязанных между собой компонентов, которые составляют структуру педагогического сопровождения:
1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения и воспитания.
С момента вхождения ребенка в образовательный процесс, в его сознании начинает собираться и накапливаться информация о различных сторонах общественной жизни, об окружающем мире. Поэтому возникает необходимость создания таких условий, в которых ребенок будет продуктивно повышать личностный рост и увеличивать свои личностные качества в образовательном пространстве. Для сбора и впоследствии анализа полученной информации используются особые методы диагностики.
2. Создание социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка в образовательном процессе.
Благодаря полученным данным диагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы педагогического сопровождения различных субъектов образовательного процесса, с их помощью определяются условия для успешной социализации и развития ребенка, уточняются цели и задачи в соответствии с исходными данными, осуществляется подбор методов и средств работы с конкретным ребенком. Реализация этого компонента предполагает, что образовательный процесс должен быть построен по гибким схемам, которые могут быть изменены в соответствии с различными задачами и запросами, может трансформироваться и подстраиваться под особые способности и особенности каждого ребенка.
3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи ребенку, имеющим проблемы в психосоциальном развитии и обучении, а также другим лицам, взаимодействующим с ними.
В данном направлении мы говорим о том, что деятельность должна быть ориентирована на тех детей, у которых с помощью различных диагностик были выделены и определены особые проблемы, например: с усвоением материала в процессе развития и обучения, вопросы, касающиеся социальной жизни, общения со сверстниками или усвоению социально принятых норм поведения и пр.
Целью педагогического сопровождения одаренных детей дошкольного возраста является обеспечение успешного развития ребенка в конкретной детской среде в условиях дошкольной образовательной организации. Дошкольное образование в данном случае характеризуется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, нацеленный на развитие индивида, его индивидуальных умственных и физических способностей, одаренности и таланта. Важной частью процесса формирования интеллектуального потенциала государства является выявление, развитие и поддержка одаренных детей.
Поэтому среди основных задач дошкольного образования выделяются такие, как создание условий, способствующих выявлению и развитию талантливых детей, реализация их потенциальных возможностей. Педагогическое сопровождение одаренных детей призвано решать следующие задачи:
– формирование системы выявления одаренных детей;
– разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
– формирование адекватной самооценки;
– охрана и укрепление физического и психологического здоровья, профилактика неврозов;
– контроль за положением одаренных детей в группе сверстников;
– развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей.
В дошкольных образовательных организациях работа с одаренными детьми базируется в условиях ФГОС ДО и строится на основе образовательной программы ДОО. При этом следует соблюдать основные принципы организации занятий в дошкольной образовательной организации:
- принцип системности;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста;
- принцип активности и самостоятельности ребенка, а также стимулирование к высказыванию собственных идей, способов действий и доводов по поводу решаемой задачи.
Все перечисленные принципы находят отражение в основных идеях ФГОС ДО. Кроме того, среди современных педагогических технологий наиболее эффективными в работе с одаренными детьми являются технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода, проектного подхода. Использование данных технологий помогает увидеть интересующие стороны объектов с точки зрения одаренных детей и использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности.
Организация работы по повышению качества педагогического сопровождения одаренных детей сводится к следующему:
– систематическое обучение педагогов и родителей (курсы, семинары, мастер-классы, самоподготовка);
– составление «карт одаренности», «индивидуальных маршрутов сопровождения одаренных детей» и организация работы в соответствии с «маршрутами»;
– проведение промежуточных и итоговых обсуждений по результатам работы (педагогические советы).
В дошкольной образовательной организации для выявления и развития способностей детей создаются следующие условия:
− работа педагогов ДОО направлена на развитие самостоятельности, эмоциональности, инициативности, творческих способностей каждого ребенка;
− проведение анкетирования родителей и грамотное педагогическое наблюдение – основа для выявления способностей детей;
− организация кружковой работы, способствующая развитию как специальных, так и общих способностей дошкольников;
− привлечение родителей к активному участию детей в соревнованиях, творческих конкурсах, интеллектуальных турнирах.
Работу в дошкольной образовательной организации необходимо организовать по нескольким направлениям, которые позволили бы решить ряд задач:
- повышение педагогической компетенции всех участников образовательного процесса;
- создание системы выявления, поддержки и педагогического сопровождения одаренных детей;
- создание педагогически эффективность условий, обеспечивающих высокие достижения детей. Удовлетворить потребность детей в занятиях по интересам;
- организация конструктивного сотрудничества с семьями воспитанников.
Результатом эффективности работы по выявлению и сопровождению одаренных детей является удовлетворенность детей их деятельностью, которая способствует повышению индивидуальных показателей детей: увеличению количества участников фестивалей и конкурсов, что отражается в личном портфолио воспитанников.
Работа с одаренными детьми представляет особую систему, имеющую определенную специфику и содержание. Неотъемлемой частью в процессе деятельности для педагогов по педагогическому сопровождению одаренных детей является подбор и разработка методического инструментария, картотеки заданий повышенного уровня сложности, развивающих игр и упражнений. Также, важным аспектом в работе по сопровождению детской одаренности является корректирование образовательной и предметно-пространственной среды с учетом склонностей и интересов детей, которые имеют опережающее развитие. Исходя из опыта деятельности данной дошкольной образовательной организацией, методический совет разработал «Рекомендации для педагогов по организации работы с детьми, имеющими опережающее психическое развитие». Следовательно, мы можем говорить, что в учреждении создаются условия не только для особенных детей, но и особое поле для самоорганизации педагогов, формирования у них потребности к самообразованию, касающемуся особенностей общения, воспитания и обучения одарённых детей.
В течение некоторого времени педагоги данной дошкольной образовательной организации в рамках программы «Одаренный ребенок» ведут активную работу по выявлению детей с одаренностью на основе наблюдения, изучения психологических и психических особенностей каждого ребенка. Наблюдение и изучение развития речи, памяти, логического мышления и педагогическое сопровождение одаренных детей является одним из важнейших аспектов деятельности детского сада №101. Главная цель образования и воспитания является - обеспечение условий для полноценного раскрытия и успешного
Одним из видов детской одаренности, с которым работают педагоги МДОУ «Детский сад №101» является музыкальная одаренность. Диагностика одаренных детей осуществлялся с помощью анализа проведенной первоначальной и итоговой диагностики, которая проводилась путем наблюдения за детьми в процессе совместно-познавательной и свободной игровой деятельности воспитанников.
Помимо разработок в области художественно-эстетического и музыкального развития одаренных детей, педагоги используют в своей работе методы проектной и инновационной деятельности, что позволяет открыть новые возможности для использования нестандартных форм и методов педагогического сопровождения. Работа в проектах и развития маленьких «инноваторов» открывает перед педагогическим коллективом новые возможности и условия для обучения и воспитания детей с высоким уровнем интеллектуального развития, а значит возможность для проявления детей с другими, особыми интеллектуальными способностями возрастет. Педагоги активно привлекают родителей детей к совместному участию в проектной деятельности на различные темы. Выбор тематик и способов совместной работы разнообразен, поэтому родители всегда имеют интерес и готовы сотрудничать с детским садом.
В данной дошкольной образовательной организации педагогами эффективно осуществляется педагогическое сопровождение одаренных детей: ведутся кружки, проектная деятельность, проводятся различные конкурсы на муниципальном, региональном и всероссийском уровне.
Изучив опыт педагогического сопровождения одаренных детей в дошкольных образовательных организациях с помощью персональных сайтов, было установлено, что в каждом детском саду работа педагогами проводится надлежащим образом: с помощью диагностических методик выявляются одаренные дети, с которыми впоследствии педагогами проводится целенаправленная работа по педагогическому сопровождению детской одаренности.
Говоря о специфике педагогического сопровождения по развитию одаренности детей дошкольного возраста, следует отметить что в дошкольной образовательной организации должно процесс сопровождения должен осуществляться целенаправленно, обеспечивая максимально свободную реализацию креативности, нравственной основы жизнедеятельности, самостоятельности и воли в исследовательской, творческой, игровой деятельности, как базовых для раскрытия и развития одаренности, и тех индивидуальных природных потенциалов и качеств личности, которые обусловлены фенотипом: физический, познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный, эстетический, аксиологический, духовный и другой. Педагогическое сопровождение в своем своеобразии имеет определенную структуру, цели и задачи. Планирование работы по сопровождению одаренных детей начинается с диагностирования потенциально способных детей. Одаренность ребенка не может развиваться в изолированных, искусственных условиях. Поэтому существует особая необходимость обогатить процесс развития личности со всеми ее качествами системой взаимодействия с социальной, окружающей и благоприятной психологической средой.

Март 2021