Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

7 ОСНОВ КРЕАТИВНОСТИ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Костюра Светлана Сергеевна
Учитель начальных классов и английского языка
МОУ КСОШ №55
г.о. Люберцы
7 основ креативности на уроке английского языка в начальной школе

«Сегодняшнее образование становится совершенно другим, как и технологии. Совершенно очевидно, что конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills - креативным, и плановым, и другими видами мышления…»

В. В. Путин

В 2002 году в Америке было создано Партнёрство для изучения навыков XXI века (the Partnership for 21st Century Skills, P21.org), куда вошли представители Департамента образования США, Национальная ассоциация образования NEA, другие государственные и некоммерческие организации, а также несколько компаний, среди которых Microsoft, Apple, Cisco и Dell. Сообщество проанализировало и выявило навыки, необходимые для обучения в XXI веке. Появилась концепция 4Сs: Critical Thinking (критическое мышление), Creativity (креативность), Communication (коммуникативный навык), Collaboration (командная работа). Ещё их относят к так называемым “soft skills”.
Креативность часто описывается как «нестандартное мышление», когда появляются свежие, оригинальные ответы, идеи и объекты, новые способы решения проблем.
Младшие школьники, которые изучают английский, могут иметь ограниченные языковые навыки, но они приходят в класс, наполненные творческим потенциалом. При создании в классе среды, в которой развитие креативности и творчества поощряется с самого начала, эффективность изучения английского языка значительно улучшается. Благодаря интеграции творческого мышления в уроки иностранного языка дети развивают соответствующие когнитивные навыки, такие как наблюдение, опрос, сравнение, противопоставление, воображение и прогнозирование, которые им нужны во всех учебных областях и в реальной жизни. Они также развивают метакогнитивные навыки: способность критически оценивать свои собственные результаты обучения.
При закладке основ для развития творчества детей в начальной школе на уроках английского языка необходимо учитывать ряд общих факторов:
·          Творчество не происходит в вакууме. Всегда есть что-то, что стимулирует и подкрепляет формирование нестандартного мышления детей, например, идея, картинка, текст, рассказ, предмет, вопрос или проблема, или определенная их комбинация.
·          Креативное мышление берет начало в эмоциональной вовлеченности детей в деятельность. Оно приводит к состоянию «потока» (полного слияния со своим делом, поглощения им, когда не ощущаешь времени, самого себя, когда вместо усталости возникает постоянный прилив энергии…, Чикесентмихайи Михай, 1996), в котором внимание детей сосредоточено на индивидуальной цели, и они осознают мотивы достижения определенного творческого результата.
·          Детям нужна основа для развития навыков творческого мышления. Модель или пример обеспечивает необходимую языковую поддержку.
·          Творчество предполагает возможность свободно и спонтанно играть с идеями. В то же время, оно включает в себя дисциплинированное мышление, любопытство и внимание к деталям и прилагаемым усилиям. Все это должно подкрепляться выработкой конкретных стратегий и навыков.
·          Творчеству лучше всего способствует формирование «мышления роста» (Dweck, 2006), в котором детям предлагается верить, что они могут достичь лучших результатов благодаря своим собственным усилиям, настойчивости и упорной работе. Одним из способов достижения этого является конструктивная обратная связь и похвала, в которых основное внимание уделяется усилиям, которые дети прилагают для творчества, а не их врожденным талантам.
Большая креативность - big "C" и малая креативность- little "c"
В образовательном контексте существует два типа креативности: большая креативность (big "C") и малая креативность (little "c") (Craft, 2005). На уроке английского языка в начальной школе большая креативность big "C" относится к результатам обучения, которые являются новыми и оригинальными для ребенка с точки зрения его текущего возраста, стадии развития и языкового уровня и оцениваются как таковые учителем. Примером такой креативности в начальной школе может быть написание стихотворения, сказки, рассказа на английском языке.
Малая креативность little "c" означает процесс творческого конструирования и передачи смысла детьми в повседневном взаимодействии в классе, построенном на изученном языковом материале. Этот вид творчества вовлекает детей в предсказания, догадки, гипотезы и принятие рисков, а также в использовании невербального общения, такого как мимика и жесты.
На уроках английского языка важно давать возможность для развития этих двух видов креативности.
В случае большой креативности - это планирование и организация уроков таким образом, чтобы систематически вооружать детей навыками и стратегиями, которые им необходимы для достижения творческого результата в отношении изучаемой темы и их текущего уровня языка. Это может выражаться через письмо, актерское мастерство, музыку, искусство, танец, мультимедиа или любую их комбинацию, и результаты могут принимать самые разные формы, такие как стихи, загадки, истории, ролевые игры, танцы, плакаты, картины, видео или мультимедийные презентации.
В случае малой креативности важно давать младшим школьникам больше самостоятельности в языковой практике, «ослабить бразды правления». В этом случае дети обычно проявляют творческий подход и находчивость, и это помогает развивать беглость их речи на английском языке и уверенность в себе. Также стоит систематически планировать малую креативность на уроках в определённые моменты, например, при выяснении опыта детей по изучаемой теме (мозговой штурм), при обмене мнениями и отношении к прочитанному рассказу. Выслушивая ответы детей, важно применять технику отсроченной коррекции ошибок. Вместо того, чтобы настаивать на точности языка и исправлять каждую ошибку во время продуктивной речевой деятельности, поощряйте детей использовать язык естественным, творческим и запоминающимся способом.
Семь основ креативности
Семь столпов (основ) креативности - это ряд общих положений (факторов), которые позволяют педагогу развивать креативность в классе независимо от возраста и уровня обучения детей, а также от того, используете ли вы учебник и цифровые ресурсы или вообще не используете технологии.
Основа первая: формирование позитивной самооценки
Создавая позитивную самооценку детей через признание их индивидуальных достоинств, оценку их вклада в учебный процесс, уважение расхождений во взглядах и создание классного сообщества, в котором сотрудничество и взаимодействие являются нормой, учитель скорее вовлечёт детей в свободное и гибкое мышление, готовность рисковать, которые характеризуют творчество.
Для работы над различными аспектами самооценки можно использовать некоторые приёмы.
Веер самооценки (Self-esteem fan)
Раздайте каждому ребенку лист бумаги. Попросите сложить бумагу гармошкой, чтобы сделать веер. Складок должно быть столько, сколько букв в имени ребёнка. Дети пишут буквы своего имени в верхней части каждой складки. Они думают о положительном прилагательном о себе на каждую букву имени и записывают вертикально на веере. Например, Helena – Hardworking, Enthusiastic, Lively, Energetic, Nice, Active.
Проводя сравнение вееров, дети объясняют выбор прилагательных: I think I’m hardworking because I always do my homework. Дети иллюстрируют и раскрашивают свои веера. Результаты работы могут быть постоянно на виду и использоваться в тех случаях, когда детям необходимо напомнить об их положительных характеристиках.
Время круга (Circle time)
Приём работает на персонализацию обучения, воспитание чувства защищенности и принадлежности и развитие социальных навыков, таких как активное слушание, очерёдность в высказываниях идей, сотрудничество и проявление уважения к взглядам, которые отличаются от ваших собственных.
Дети сидят или стоят в кругу. Они по очереди передают мяч или другой предмет по кругу и заканчивают предложение. Фраза может относиться к прочитанному тексту, изучаемой теме, рассказу или личным ощущениям в соответствии с возрастом и уровнем детей. Например I like…, I feel happy/ sad/angry when…, I think the story/video/poem is…, I think wild animals are in danger/we need to save water/global warming is worrying because…
Правила круга предполагают, что обучающийся говорит только тогда, когда его очередь, и может сказать «Pass», если нечего сказать, либо использовать свой родной язык, если необходимо. Когда основное внимание в круге уделяется определенной теме или проблеме, учитель может отмечать ответы детей на доске в виде ментальной карты и впоследствии использовать ее для дальнейшей работы.
Основа вторая: сами проявляйте креативность
Для того, чтобы побудить детей смотреть на вещи по-новому, исследовать и придумывать оригинальные пути решения проблемы, учитель сам применяет творческий поход к учебной деятельности и способам её организации.
Управление уроком (Classroom management)
Учитель может придумать креативные способы эффективного управления своими уроками, например сигнал привлечения внимания (бубен, колокольчик, особый жест или обратный отсчет).
Другие примеры креативных идей для управления поведением включают систему желтых и красных карточек, как в футболе, или «шумомер», основанный на цветах светофора: красный = слишком громко!, оранжевый = уменьшите громкость!, зеленый = то, что нужно!
Также полезно иметь в запасе простые, креативные идеи, которые не требуют особой подготовки и материалов, и использовать их для восстановления рабочего настроя на уроке или в качестве разогрева, повторения или завершающего этапа урока.
Орфографический спортзал (Spelling gym)
Это упражнение помогает детям соотносить прописные и строчные буквы английского алфавита с физическими действиями и является активным и приятным способом практики правописания. Дети начинают с положения: руки на плечах. Это положение символизирует строку в тетради. Для гласных или согласных, таких как «m» или «n», дети скрещивают руки на противоположных плечах. Для согласных, с элеменами, возвышающимися над линией («D», «t» или «h»), дети поднимают руки вверх. Для согласных с элементами, ниже линии рабочей строки, например «J», «p» или «q», дети тянут руки к полу.
Можно хором произносить слова, которые дети знают и выполнять действия для каждой буквы или, когда дети знакомы с заданием, они по очереди пишут и угадывают слова в парах или группах.
Стороны, 4 угла (Sides, 4 corners)
Этот вид деятельности позволяет лично отреагировать на знакомую лексику. Ученики стоят посреди класса. Скажите два слова из одной категории или лексического набора, например, "Красный... синий..." и укажите на любую сторону классного кабинета. Дети переходят в сторону комнаты того цвета, который они предпочитают. Затем они беседуют друг с другом и объясняют причины, например, I’ve got a blue bike./My favourite T-shirt is red. Повторите с другой лексикой и задействуйте 4 угла в классе.
Основа третья: предлагайте детям выбор
Имея выбор, дети учатся брать на себя ответственность за свои решения, развивают самостоятельность и умение контролировать свое обучение. Это приводит к ощущению «причастности» и желанию приложить дополнительные усилия для создания творческой работы. Ситуация принятия выбора делает обучение личностно-значимым и запоминающимся. Можно предлагать детям принимать решения различного уровня: от малых (с кем работать), до более серьёзных, таких как выбор тем для изучения. Выбор также может быть мощным инструментом управления поведением.
Вот некоторые примеры ситуаций выбора:
Организация группы по принципу дружбы (Friendship groupings)
Полезно, чтобы дети иногда выбирали в партнёры по группе друзей, например, для проектов (в то же время следя за тем, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным). Выбирая, с кем работать, дети обычно чувствуют себя более мотивированными, вносят эмоциональный вклад в успех совместной работы.
Меню урока (Lesson menu)
Напишите на доске список запланированных на урок заданий. Попросите детей выбрать, например, три из них и объясните, что они могут сделать их в любом порядке. Предоставляя детям выбор, вы скоро обнаружите, что они обычно работают более увлечённо и внимательно, чем если бы им навязывали последовательность заданий. Дети часто добровольно выбирают самые сложные задания.
Свобода формата (Format freedom)
Когда это возможно, разрешите детям выбирать, в каком виде они хотели бы представить результат своей работы. Так, для групповых проектов дети могут выбрать постер, цифровую презентацию или видео. Точно так же, когда вы даёте личный отзыв о прочитанном рассказе, может быть уместно попросить детей выбрать, например, написать письмо одному из героев или от лица одного из них, статью в газету, диалог, стихотворение или рецензию. Обучающиеся больше увлекаются, прикладывают усилия и творчески мыслят, выполняя такую деятельность.
Основа четвертая: эффективное использование вопросов
Технология использования вопросов с целью увлечь детей и побудить их мыслить творчески, крайне важна для каждого педагога. Традиционная схема вопросов инициация-ответ-обратная связь (IRF) часто преобладает на уроках английского языка в начальной школе, но имеет ограниченную ценность. T: What colour is the car? P: It’s red. T: Yes, very good.
Подобные вопросы побуждают младших школьников к участию, особенно, но ограничивают их мышление. Важно задавать такие вопросы, которые заинтересовывают детей и расширяют их мышление. Давайте детям достаточно времени на обдумывание ответов и предоставляйте им возможность самим формулировать и задавать интересные и сложные вопросы.
Чтобы дифференцировать, оценивать и упорядочивать вопросы от более простых к более сложным, полезно использовать пересмотренную таксономию навыков мышления Блума (Anderson and Krathwohl, 2001). Таксономия разделяет навыки мышления низшего порядка (lower order thinking skills - LOTS), такие как запоминание, понимание и применение, и навыки мышления высшего порядка (higher order thinking skills - HOTS), которые определены как анализ, оценка и творчество. LOTS в основном связаны с воспроизведением, идентификацией и базовым пониманием. HOTS являются более сложными и требуют больших когнитивных усилий. Развитие LOTS очень важно для изучения иностранных языков, особенно на ранних этапах. Уроки, которые включают HOTS, делают обучение более увлекательным. Они также развивают навыки мышления, которые могут быть перенесены за пределы учебной программы и могут привести к творческому мышлению.
Лестница вопросов - пример того, как можно использовать пересмотренную таксономию Блума для планирования вопросов разного уровня и выработки навыков мышления на основе прочитанного рассказа.

Вопросительный кубик (Question dice)
Умение задавать вопросы является эффективным способом обучения, а также помогает детям мыслить творчески. Для тренировки умения задавать вопросы может применяться вопросительный кубик. Из плотной бумаги дети изготавливают кубики и пишут на каждой грани вопросительное слово What, Why, When, Where, How, Who. Ученики в парах по очереди бросают кубик и задают вопросы своему партнеру, используя вопросительное слово на выпавшей грани. Такая работа проводится после чтения текстов, тематической работы или как способ разговорить детей.
Опора пятая: установление ваимосвязей
Осознание связей между различными областями жизни, предметами учебной программы, опытом в классе и за его пределами, идеями, полученными из разных источников, укрепляет уверенность детей в своих силах, создаёт основу для творческого подхода к учебной деятельности и её результатам.
Установление взаимосвязей и отношений между вещами порождают идеи и поддерживают творческое мышление.
Существуют также конкретные приёмы, которые вы можете использовать, развивая у детей способность находить связи между идеями и объектами и мыслить различными и творческими способами.
Случайная ассоциация (Random association)
Это упражнение побуждает детей находить связи между вещами, которые не имеют очевидной связи. Напишите слова, которые дети знают, на маленьких карточках и положите их в мешок или шляпу. Дети по очереди берут три карточки наугад и составляют предложение или сочиняют историю, которая их связывает. Вы также можете выполнять те же действия, используя небольшие объекты, а не карточки с надписями.
Лишний (Odd one out)
В таких заданиях обычно есть один правильный ответ, тот лишний объект, который дети определяют по любому критерию, который они могут придумать. Например, если дети знакомы с фруктами, упражнение можно выполнить с помощью пяти карточек (персик, клубника, дыня, ананас и виноград). Дети по очереди идентифицируют лишнее, например, Я думаю, что это персик, потому что у персиков есть косточка. / Я думаю, что это клубника, потому что семена снаружи.
Сколько способов? (How many ways?)
Эта деятельность развивает гибкое, креативное мышление и может применяться для расширения словарного запаса детей в неривычной форме. Выберите предметы повседневного обихода, такие как скрепка, пластиковая чашка, металлическая или деревянная вешалка, линейка. Дети работают в парах и проводят мозговой штурм о всех возможных способах использования этих предметов (Можно использовать линейку как меч в игре). Если они не знают слов на английском языке, то работают со словарём. А для иллюстрации своих идей обучающиеся могут воспользоваться рисованием.
Столп шестой: исследование идей
Чтобы способствовать открытому, творческому мышлению, регулярно предоставляйте основу и стимулы, для исследования, экспериментов с идеями. Это должно происходить в атмосфере взаимного уважения и ценности мнения каждого.
Техники мозгового штурма, решение проблемных задач и задания, в которых учащиеся рассматривают проблемы с разных точек зрения, стимулируют исследование и ведут к творческому мышлению.
Ментальные карты (Mind maps)
Создание ментальных карт, основанное на работе Тони Бьюзана (2003), позволяет детям визуализировать процесс мышления по заданному вопросу или проблеме. Mind maps могут быть полезны для выработки идей совместно со всем классом.
Напишите название темы в центре доски, например, «Pets» и добавьте два-три начальных заголовка, чтобы направить мышление детей, например, «easy to keep», «difficult to keep». Работая с каждым заголовком, слушайте идеи детей и вносите их в карту. Используйте маркеры разных цветов и добавляйте соответствующие подзаголовки. Затем дети могут использовать mind map как основу для написания сочинения о своём питомце, объяснения выбора того или иного питомца.
Паутина вопросов (Wh-question web)
Напишите тему в кругу, например, Christmas. Нарисуйте линии и напишите вопросительные слова по кругу: What? Why? When? How? Where? Who? Дети работают в парах и пишут интересующие их вопросы, начиная с каждого слова. Затем они проводят исследования с использованием ресурсов, которые вы ранее определили, делают заметки, сравнивают свои вопросы и ответы с классом. Они используют это как подготовку к написанию сочинения, отчёта.
Творческое наблюдение (Creative observation)
Используйте изображения для развития творческого мышления, осознания того, как изображения, особенно рекламные, влияют на наши чувства. Спросите: О чем ты задумываешься, глядя на изображение? Какие чувства испытываешь? Почему? В качестве последующей деятельности дети могут делать свои фотографии, создавать мемы на определённую тему, проблему, обсуждать результаты, задавать вопросы, сравнивать различные идеи.
Основа седьмая: поощрение критического оценивания
Наконец, в рамках содействия творчеству мы должны научить детей рефлексии своей деятельности, умению критически оценивать собственные идеи, их представление, действия и результаты. Благодаря критическому осмыслению дети могут оценить обоснованность и ценность своей творческой работы. Рефлексия, частью которой является критический анализ, со временем приводит к развитию активного творческого мышления.
Можно сравнивать достигнутые результаты с критериями успеха в конце выполнения ряда заданий и уроков, а также посредством регулярного использования дневниковых заметок учащихся или листов самооценки (check lists).
Лестница успеха (Stairs of Success)
На этапе рефлексии дети размышляют о проделанной ими работе и отмечают, на какой ступени лестницы, по их мнению, они находятся.
Лист самооценки (Self assessment check list)
Попросите детей оценить свою деятельность и деятельность учителя, используя утверждения, типа I listen to others, I ask questions, и цветовые сигналы: синий – много раз, оранжевый – иногда, зелёный – мало. Постепенно ученики начнут изменять стратегии своего поведения на уроке, чтобы становиться более успешными.
Заключение
Несмотря на то, что часто существуют препятствия для развития творчества при обучении младших школьников английскому языку (учебный план, скучный учебник, нехватка времени и подготовка к проверочным работам и тестам), развитие творческого потенциала детей имеет много преимуществ для изучения языка и для реализации более серьёзных образовательных задач.
Развитие творчества в начальной школе при обучении иностранному языку:
·          повышает заинтересованность и мотивацию;
·          делает изучение языка приятным и запоминающимся;
·          дает детям чувство сопричастности и чувство успеха;
·          позволяет обратиться к опыту обучающихся, которые могут быть сильными в других областях (искусство, музыка или танцы) и использовать эти способности для поддержки своего обучения;
·          позволяет детям гибко мыслить;
·          обеспечивает индивидуальный подход;
·          развивает такие качества, как терпение, настойчивость и находчивость;
·          обеспечивает основу для развития более сложного, концептуального и абстрактного творческого мышления в будущем.
Чтобы содействовать развитию креативности, учителю нужно создать атмосферу ценности творческого поведения. Учебная деятельность, базирующаяся на семи столпах креативности, где есть место риску и непохожести, помогает обучающимся преодолевать нежелание пробовать что-то новое, особенно то, в чем они изначально не преуспели. Дайте понять, что креативность является положительным, ценным атрибутом КАЖДОГО обучающегося.
Использованная литература
1.         Creating a 21st Century Classroom//Teach4Learning.com
2.         Creativity in the English language classroom, Alan Maley, Nik Peachey, British Council, 2015
Октябрь 2021