Высшая школа делового администрирования
Конференции
Сентябрь 2023

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Мосолова Марина Александровна
учитель-логопед
Жученкова Елена Николаевна
учитель-логопед
МБДОУ "Детский сад № 177", г. о. Самара

Речевой акт представляет собой одну из высших психических функций человека. Речевая деятельность осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.

Тяжёлые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), наблюдающиеся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Обучение и воспитание детей с тяжелой речевой патологией должно осуществляться с позиции индивидуально-дифференцированного подхода, предусматривающего особенности развития каждого ребенка, с одной стороны, и особенности группы в целом, с другой. Содержание коррекционного обучения определяется уровнем психофизического, в том числе и речевого, развития ребенка. Он предусматривает необходимость специальной организации коммуникативной и / или коммуникативно-речевой практики детей, целенаправленного формирования предпосылок для овладения операционными компонентами языка и становления функций речи. Одновременно с этим дети с ТНР нуждаются в комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий, таких как: соблюдение режима дня, водные процедуры, физиотерапия, физическое воспитание, массаж, лечебная гимнастика, ритмика. Важное значение имеет развитие двигательных функций и преодоление даже нерезко выраженных двигательных расстройств. Ведь ранняя стимуляция моторного развития и коррекция двигательных нарушений способствует предупреждению выраженных трудностей в формировании речевой функции.

Коррекционная работа с детьми с ТНР имеет следующие направления:

- Развитие слухового восприятия. Включает в себя расширение рамок слухового восприятия, развитие сенсорных функций, направленности слухового внимания и памяти.

- Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики. Включает в себя развитие мелкой моторики рук, глазодвигательных ощущений, формирование представлений о схемах лица и тела, развитие подвижности речевой мускулатуры.

- Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации. Работа направлена на активизацию ощущений собственных движений (активных и пассивных руками взрослого), побуждение к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами.

- Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза. Работа включает в себя формирование поисковой деятельности, расширения поля зрения: выработка переключаемости, устойчивости, увеличения объема зрительного внимания и памяти, анализ зрительного образа.

- Развитие дыхания и голоса. Включает в себя увеличение объема дыхания, развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции: развитие высоты, тембра и интонации, стимуляция мышц гортани, активизация целенаправленного ротового выдоха и знакомство с некоторыми характеристиками силы голоса.

- Развитие чувства ритма. Направлено на формирование ритмико - интонационной стороны речи, ассоциативных связей на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового, речедвигательного и зрительного. Знакомство с интонационными характеристиками гласных звуков А, О, У, И.

- Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Данная работа направлена на развитие понимания ситуативной и бытовой речи, формирование первичных коммуникативных навыков на звукоподражании, которые имитируют неречевые комплексы звуков восклицания: крики птиц, голоса животных и т.п.

- Работа над семантикой слова, стимулирование простых видов коммуникативной речи.

С детьми младшего школьного возраста также продолжается коррекционная работа по преодолению ТНР. В младших классах у таких детей, как правило, устраняются нарушения звукопроизношения, фонематических процессов, несформированность многих психических функций, расстройства праксиса и гнозиса, которые обеспечивают восприятие пространства и времени, несформированность анализа, синтеза, языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических, нарушения формирования фонетико-фонематического и лексико - грамматического строя речи) приводят к нарушениям чтения и письма.

Можно выделить следующие особенности логопедической работы у детей с ТНР:

1. Ведущим нарушением у дошкольников с тяжёлым нарушением речи, является недоразвитие познавательной деятельности. Весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, абстрагирования и обобщения. Так, при устранении нарушений звукопроизношения, большое место отводится дифференциации фонетически близких звуков. В процессе дифференциации звуков необходима работа по анализу звуковой структуры слова, по определению места звуков в слове.

2. С учётом характера нарушений речи логопедическая работа должна проводиться над речевой системой в целом. Следовательно, на логопедическом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико - грамматической стороны речи. При этом отрабатывается анализ структуры предложения.

3. В процессе логопедической работы необходим постепенный, последовательный переход от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления перейти организации действия во внутреннем плане. На данном этапе дифференциация звуков идёт без материальных и речевых опор, только по представлению.

4. Максимальное включение анализаторов, использование разнообразной наглядности – это зрительное восприятие артикуляции, кинестетические ощущения от движения кисти руки, опора на кинестетические ощущения языка, губ. Использование зондов, шпателя, различных схем, разрезных азбук.

5. Дифференцированный подход к обучению данной категории детей предполагает учет особенностей ВНД: психические особенности ребенка, его работоспособность, особенности моторного развития, учет структуры речевого нарушения, индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном процессе.

6. Содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка.

7. Характерной особенностью логопедической работы с детьми с ТНР является частая повторяемость упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме, дозировка заданий, частая смена деятельности.

8. Специфика познавательной деятельности таких детей обуславливает необходимость постепенного усложнения заданий и речевого материала, любая задача должна быть максимально разложена на простейшие задачи. Одно и то же задание выполняется сначала на простом речевом материале, а затем на более сложном. Необходимо ясное понимание ребенком цели занятия – они должны быть изложены конкретно, в доступной форме.

9. Несформированность контроля, слабость волевых процессов этих детей обуславливает необходимость тесной связи работы логопеда, учителя, воспитателя, т.е. закрепление правильных речевых навыков осуществляется и на уроках, и во внеурочное время. Таким образом, при грамотно построенном образовательном маршруте, коррекционная работа с детьми с ТНР можно достигнуть высоких результатов не только в речевой, но и в познавательной деятельности.