Высшая школа делового администрирования
Публикации
2023

Жаркова Б.И. ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОК АХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНА ЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Библиографическое описание:
Жаркова Б.И. ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОК АХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНА ЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современная начальная школа. 2023. № 8 (51). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/51.pdf.

В статье подчеркивается, что современный социум требует от образования не знающего человека, а личность, которая будет креативно мыслить и ориентироваться в современном мире. Использование приемов критического мышления в педагогическом процессе способствует овладению навыками функциональной грамотности.

Ключевые слова: приемы, критические мышление, младшие школьники, грамотность, функциональная грамотность.

Современная школа проходит целенаправленный этап реформирования содержания образования. Смещаются акценты образовательной парадигмы, меняются концептуальные основы обучения, направленные на воспитание рационально мыслящей, внутренне свободной личности, способной ставить цели, определять пути их достижения, формировать и аргументировано отстаивать мотивированную точку зрения [1]. Овладение обучающимися определенным набором знаний, умений и навыков в процессе ретрансляции знаний от учителя ученику сегодня потеряло свою актуальность в контексте овладения навыками функциональной грамотности, главным результатом которой должна стать активная личностная позиция обучающегося, имеющая в своей основе социально-экономическую востребованность личности.

Интеллектуальное развитие человека определяется не объемом знаний, сведений, удерживаемых в памяти, все возрастающим объемом научной информации, а способностью человека к отбору необходимых знаний путем критического анализа, осмысления информации и умением самостоятельно принимать решение для достижения практического результата [2].

Целью начального образования является развитие у младших школьников способности критически мыслить, добывать и применять знания, принимать решения. Критическое мышление позволяет обучающимся видеть проблемы, быть готовыми к поиску нестандартных решений в достижении поставленных целей, уметь подвергать рефлексии собственную интеллектуальную деятельность, анализировать свои действия, выявлять допущенные ошибки и исправлять их. Кроме того, данный тип мышления включает в себя готовность отказаться от своего решения в пользу более эффективного, открытость для новых идей, умение делать объективные выводы, что обусловливает понимание неоднозначности и многомерности окружающего мира [3].

Для реализации поставленной цели на уроках литературного чтения мною применялась технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо», в основе которой лежит коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучающимися [4].

Умелое применение на уроках литературного чтения в начальной школе приемов технологии критического мышления позволяет повысить мотивацию обучающихся, следовательно, эффективность образовательного процесса. Для подтверждения данного вывода мною проведено экспериментальное исследование на базе МАОУ «Лицей № 200» среди обучающихся 3 «А» экспериментального и 3 «В» контрольного классов, в ходе которого применялись приемы технологии критического мышления, направленные на развитие функциональной читательской грамотности младших школьников.

Для диагностики уровня сформированности у обучающихся навыков чтения использована методику Л.А. Ясюковой «Тест на оценку сформированности навыков чтения». Младшим школьникам был предложен текст с пропущенными словами, который они должны были заполнить словами, представленными в ключе или словами, подходящими по смыслу и лингвистическим правилам. Оценивание осуществлялось с присвоением 1 балла за каждое совпадение, в итоге обучающийся максимально набирал 10 баллов.

Полученные результаты исследования на констатирующем этапе представлены в виде диаграммы на рисунке 1. Из полученных результатов мы видим, что на начало учебного года значительная часть младших школьников имела слабый уровень сформированности навыков чтения, но есть группа обучающихся, которые показали результат средний и выше среднего.



Рисунок 1. Уровень сформированности навыков чтения обучающихся 3 класс

МАОУ «Лицей № 200» (1 «срез»)

С целью повышения уровня сформированности навыков чтения третьеклассников на уроках литературного чтения использовали в рамках формирующего эксперимента следующие приемы технологии критического мышления:

1. «Мозговой штурм» позволял активизировать младших школьников, помогал разрешить проблему, формировал нестандартное мышление. Такая методика не ставит обучающегося в рамки правильных и неправильных ответов, они могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Так, например, перед чтением русской народной сказки «Морозко», в которой автор знакомит с главными героями Падчерицей и родной дочерью старухи, учитель делает остановку и предлагает младшим школьникам вспомнить пословицы о трудолюбии и лени (ученики в парах записывают их на листах). В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль сказки.

2. «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служил повествовательный текст. На начальной стадии урока младшие школьники по названию текста определяли, о чем пойдет речь в произведении, далее текст читался по частям. После чтения каждого фрагмента обучающиеся высказывали предположения о дальнейшем развитии сюжета в устной и письменной форме. Данная стратегия способствует выработке у младших школьников внимательного отношения к точке зрения одноклассника и осознанного отказа от своей, в случае недостаточной аргументированности.

3. «Уголки» был использован при составлении характеристики героев произведения. Класс делился на две группы. Одна группа готовила доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока совместно подведен итог и сформированы выводы как результат деятельности самих обучающихся.

4. «Логическая цепочка». После прочтения текста обучающимся предлагалось построить события в логической последовательности. Этот прием способствовал развитию навыка пересказа большого по объему произведения.

5. «Тонкие и толстые вопросы». Дети учились различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы. Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов.

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Дайте несколько объяснений, почему...? Почему Вы считаете (думаете) …?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто…? Что…?

Когда…? Может…?

Будет…? Мог ли …?

Верно ли …? Было ли …?

Как звали …?

Согласны ли Вы…?



Данная работа направлена на развитие мышления и внимания младших школьников, а также развитие умения задавать «умные» вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

6. «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, Обучающимся предлагалось написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение.

7. «Мой звездный путь», «Чек-лист», «Листы достижений» и другие широко использовала на уроках литературного чтения [3].

Целью контрольного эксперимента являлось определение результатов выполненной работы путем вторичного диагностирования обучающихся, сравнения и анализа данных первого констатирующего этапа нашего исследования. Диагностическая методика осталась та же, но с изменением содержания стимульного материала. Результаты повторной диагностики представлены в виде диаграммы на рисунке 2.



Рисунок 2. Уровень сформированности навыков чтения обучающихся 3 класса

МАОУ «Лицей № 200» (2 «срез»)

Сравнение результатов двух классов при равенстве общих условий осуществляемой педагогической деятельности позволяет делать вывод об эффективности включения приемов критического мышления в педагогический процесс начальной школы.

Результаты проведенных исследований, хотя еще пока и незначительные, показывают, что использование приемов технологии критического мышления развивают мыслительную деятельность обучающихся начальной школы; формируют умение аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения.

Каждый педагог мечтает о том, чтобы его предмет вызывал интерес у обучающихся, чтобы после урока надолго сохранялись позитивные эмоции и впечатления, а это является залогом успешного усвоения пройденного материала.

Обучение, построенное с применением приемов технологии критического мышления, позволяет младшим школьникам получать радость успеха в обучении, общении друг с другом. Кроме того, обучающиеся реализуют свои потребности и возможности, учатся решать свои проблемы самостоятельно, креативно мыслить и ориентироваться в современном мире, обучаются способам собственной деятельности, что способствует развитию функциональной грамотности обучающихся являющейся требованием времени.

Литература:

1. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. – Т.1 / Под общ. ред. Л.И. Семиной. – М.: изд-во «Бонфи», 2002. – 239 с.

2. Модернизация современного образования: теория и практика: Сборник научных трудов / Под ред. И.М. Осмоловской, сост. Л.Б. Прокофьева, Г.А. Воронина – М.: ИТиИП РАО, 2004. – 524 с.

3. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. – М.: Просвещение, 2004. – 236 с.

4. Технологии открытого образования: Сборник научно-методических материалов Московского открытого образовательного проекта / Под ред. Н.П. Дерзковой. – М.: АПКиПРО, 2002. – 88 с.