Высшая школа делового администрирования
Публикации
2019 (№ 1-2)

Волкова О.А. ПРОЕКТ «ИГРОВОЙ КАЛЕЙДОСКОП»

Библиографическое описание: Волкова О.А. Проект «Игровой калейдоскоп» // Современная начальная школа. 2019. № 2. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/02.pdf.

«Игра — в значительной степени основа всей человеческой культуры».

А.В. Луначарский


Сейчас, когда у каждого ребёнка есть сотовый телефон, персональный компьютер, различные развивающие яркие игрушки, которые предназначены для индивидуального использования и совсем не требуют общения со сверстниками, когда легче и удобнее общаться через интернет или cкайп, просто нажав кнопку на клавиатуре компьютера, дети перестали встречаться в реальности, тем самым ограничив круг общения и потеряв умение находить «общий язык» со сверстниками.

Исследование в школе методом анкетирования и наблюдения показало, что большинство детей не знают, как играть, мало знают групповых игр, не умеют играть совместно.

Из вышесказанного можно выделить проблему: из-за незнания подвижных групповых и настольных игр, неумения в них играть, дети мало общаются, не умеют находить «общий язык».

Возникли вопросы:

· А как проводили свободное время наши родители?

· Может быть, игры родителей подойдут и современным детям?

Гипотеза: если проанализировать, в какие игры играли родители и играют современные дети, сделать сборник подвижных и настольных игр, познакомить и научить детей играть в подвижные групповые и настольные игры, то дети будут больше играть, улучшится общение между ними.

Цель проекта:

· Расширить представления обучающихся о разных видах игр.

· Создать настольную игру своими руками.

· Улучшить общение между сверстниками через подвижные групповые и настольные игры.

Задачи проекта:

· Провести анализ, в какие игры играли наши родители, в какие игры играют современные дети.

· Собрать сборник групповых игр.

· Научить сверстников играть в различные игры.

· Придумать свою игру.

· Придумать правила игры.

· Развивать логику, азарт, зрительную память.

· Воспитывать чувства товарищества и сопереживания к игрокам.

Объект исследования: детские игры.

Методы исследования:

· Изучение и обобщение опыта;

· социологический опрос;

· наблюдение;

· сравнение;

· теоретический анализ и синтез;

· обобщение.

Этапы работы над проектом:

· Сбор информации. (Беседы с родителями, анкетирование, наблюдение)

· Обмен информацией.

· Работа над проектом. (Обобщение собранной информации, разработка презентации)

· Составление сборника групповых игр.

· Работа над авторской игрой.

· Презентация.

Вид проекта: социальный, экологический

Практическая значимость проекта:

· Расширить представления обучающихся о разных видах игр.

· Представить свой сборник подвижных и настольных игр.

· Создать новую игру и научить играть в неё сверстников.

Проектный продукт: авторская настольная игра.

Понятие «игра», «играть» разъясняет В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка»: «Игра…то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие».

Среди всего многообразия детских игр следует выделить подвижные групповые игры, в которые все играющие вовлекаются в активные действия. Действия обусловлены сюжетом и правилами игры, и направлены на достижение взаимопонимания. Подвижная игра имеет большое значение во взаимоотношениях между детьми.

В настоящее время подвижные групповые игры почти исчезли из жизни современных ребят. Те самые игры, в которые играли не только наши родители, но и их предшественники. Те самые игры, которые учили детей находить общий язык, помогали решать споры и конфликты. Они давали возможность ребёнку узнать самого себя, испробовать свои возможности, учили соблюдать определенные правила и просто доставляли огромную радость.

Где они – салки, «казаки-разбойники», бояре, жмурки, лапта и прочие детские шалости, радости? Все они вместе со считалками, песенками, закличками – величайшим богатством нашей культуры – сохранялись и передавались из уст в уста. С асфальта почти исчезли классики, уже не встретишь во дворах, прыгающих через скакалку или резиночку девчонок, или мальчишек, увлеченно играющих в «банки», а салки получили зловещее название «зомби».

С появлением компьютеров и смартфонов стал пропадать интерес и к настольным играм. Современные дети не умеют играть в игры, в которых необходимо действовать сообща, дружным коллективом. Они индивидуалисты. Современные игры не подразумевают совместной деятельности.

Немного из истории игр.

Возникновение народной игры теряется в стародавних временах.

Подвижные игры возникли еще у первобытных людей. Это были игры, которые развивали физические качества и воинское искусство: «Палочные бои», «Буй», «Кто дальше?» (метание камней, копья в цель и на дальность).

На территории Древнего Новгорода при раскопках обнаружено огромное количество «кубарей» и шаров, остатки различных по размеру и форме мячей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других предметов, что говорит о высоком уровне развития игры.

В течение долгого времени с играми по традиции знакомились в устной форме. Тем самым народы России, передавая от поколения к поколению игровой фольклор, сохранили неразрывной ту нить времен, которая связывает прошлое с настоящим и будущим. В старые времена на Руси существовало около трех тысяч игр. Даже представить себе это трудно!

История настольных игр насчитывает не менее 5500 лет. Лото, домино, нарды, шахматы, шашки, кости могут похвастаться очень интересными историями своего происхождения. На протяжение веков правила настольных игр менялись, но суть осталась прежней.

Интересна история возникновения настольных игр в России. Первая настольная игра появилась еще в Древней Руси. Называлась она Тавлеи (в народе велеи). Правда не ясны правила и характер игры. Реконструкции, проводившееся по фольклорным памятникам и по археологическим находкам, указывают на заимствование игры из Западной Европы. Скорей всего Тавлеи пришли от викингов и представляла собой причудливую смесь из нард, го, шашек и шахмат.

В России всегда любили играть в игры. Русские игры очень разнообразны, в них заложен дух и история русского народа. К сожалению, в век компьютеров русские люди забывают народные игры. Которые развивают ум, волю, стремление к победе.

Исследовательская часть

Анкетирование родителей

1. В какие игры Вы играли? (перечислите названия игр по сезонам).

Зимой__________________________

Весной_________________________

Летом__________________________

Осенью ________________________

2. С кем Вы играли?

Только с мальчиками______________

Только с девочками_______________

Играли все вместе________________

3. Сколько обычно человек играло вместе с Вами?

Я играл один (а)__________________

2-3 человека_____________________

Много _________________________

4. В какие игры Вы играли дома (в помещении) _______________________

5. Вы играли

- только со сверстниками

- с детьми разного возраста

6. Какие качества характера развивали у Вас игры?

игры на улице___________________

игры помещении_________________

Результаты

Cезон

Игры на улице

Игры дома

Зима

«Царь горы»

«Снежный бой» (снежки)

Строили окопы и пещеры

Катались на лыжах, санках, коньках.

«Дочки-матери»

«В школу»

«Прятки»

«Города»

«Морской бой»

«Море волнуется раз…»

Шашки

Настольный хоккей

Русское лото

Детское домино

«Разрезные открытки»

Тетрис

Кубик-рубик

Игровая приставка «Денди»

Весна

Делали кораблики из подручного материала и пускали по ручьям.

«Дочки-матери»

«В школу»

«Прятки»

«Города»

«Морской бой»

«Море волнуется раз…»

Шашки

Настольный хоккей

Русское лото

Детское домино

Тетрис

Кубик-рубик

Игровая приставка «Денди»

Лето

«Прятки»

«Жмурки»

«12 палочек»

«Красный-синий» (как вариант «Красный-белый»

«Догонялки»

«Штандер»

«Сломанный телефон»

«Колечко-колечко»

«Вы поедете на бал?»

«Краски»

«Лапта»

«Красное знамя»

Волейбол

Пионербол

Футбол

«В картошку»

«Резиночка»

«Фанты»

«Утки-охотники»

прыгали на скакалке, играли в «Классики».

Дома играли только тогда, когда на улице шел дождь. Игры были те же самые, что и в другие сезоны.

Осень

В светлое время суток играли в те же игры, что и летом.

«Дочки-матери»

«В школу»

«Прятки»

«Города»

«Морской бой»

«Море волнуется раз…»

Шашки

Настольный хоккей

Русское лото

Детское домино

«Разрезные открытки» Тетрис

Кубик-рубик

Игровая приставка «Денди»



Игры по возрасту не различали, играли все, кто хотел. Дети более младшего возраста учились играть в процессе игры или наблюдая за действиями старших. В волейбол, пионербол и футбол играли те дети, у которых хватало сил и умений. В игре «В школу» старший ребенок всегда был «учителем», а младшие – «учениками».

Игры, в которые играли на улице, развивали у них ловкость, быстроту бега, меткость, стремление победить. Развивали уверенность в себе, сдержанность, терпение, учили общаться. Игры, в которые играли дома, развивали внимание, воображение, мышление, память, пополняли словарный запас и расширяли кругозор. Но, самое главное, все игры учили быть добрыми, отзывчивыми, честными, заботливыми, учили сопереживать за других, готовили к будущей взрослой жизни.

Описание некоторых игр

Игры для улицы

«Царь горы»

В эту игру играли зимой. Для игры нужна была небольшая горка. Выбирали «Царя горы», а остальные были «хомяки». «Царь горы» забирался на горку. «Хомякам» нужно было захватить горку, а «Царь горы» должен быть защищать свою территорию. Тот «хомяк», которому удастся захватить территорию, становился «Царем горы». Игра повторялась снова.

«Лапта»

Для этой игры каждый готовил для себя «лаптушку», досочку в виде лопатки размером с тетрадный лист и ручкой посередине. Еще нужен был небольшой мячик.

На поляне вычерчивают лунки в ряд. Перед началом игры игроки каждый по очереди набирают очки, подбрасывая «лаптушкой» мяч. Кто набрал меньше очков, тот и галит Игроки расходятся по лункам, галящий игрок должен на расстоянии 10 шагов выбить игрока в лунке. Галящий сам выбирает, кого будет выбивать. Его задача – попасть мячом в игрока, а игрок должен отбить мячик «лаптушкой» как можно дальше. Если галящий попал в игрока, то тот становится галящим. Если не попал, то снова пытается кого-то из игроков выбить.

В эту игру с детьми играли и взрослые мужчины.

«Фанты»

Для игры в эту игру собиралось не менее 10 человек. У каждого был свой фант (обычно фантик от конфеты). Выбирался водящий. Игроки становились в круг, а водящего садили в центр круга. Фанты отдавали одному игроку, который стоял за спиной водящего. Тот брал фант и задавал вопрос водящему: «Что этому фанту сделать?». Водящий говорил задание для фанта. Задания, обычно, были творческие: рассказать стих, спеть песню, прокукарекать, рассказать анекдот, пробежать какое-то расстояние и др.

«12 палочек»

Для игры понадобятся 12 палочек. Палочки укладывают на «катапульту» - небольшую доску, положенную серединой на бревнышко. Палочки укладывали на один край «катапульты».

Игра начиналась с выбора водящего. Для этого использовали считалку. Водящий закрывает глаза, считает до 5. В это время кто-то один наступает ногой на другой край «катапульты», чтобы палочки разлетелись в разные стороны. Пока водящий ищет и собирает 12 палочек, остальные игроки прячутся. Затем водящий начинает искать спрятавшихся игроков. Если он кого-то увидел, то кричит его имя и бежит к палочкам, чтобы их коснуться – «застукать» этого игрока. Если он успевает это сделать, то тот, кого назвали, становиться водящим в следующей игре. Если игроки во время игры успевают незаметно добежать до «катапульты», то снова наступают ногой, чтобы палочки разлетелись. Водящий заново собирает палочки и ищет спрятавшихся игроков. Игра продолжается до тех пор, пока не будут «застуканы» все игроки.

«В клетку»

В эту игру играют девочки.

Само название игры имеет исторические корни. В словаре В.Даля дается такое толкование: клеть – жилая холодная половина избы или отдельная избушка без печи; тесное помещение, клетушка.

Девочки собирали разную посуду и строили около дома «клетку» - комнату-кухню. Там они «готовили еду» из того, что было под рукой (вода, почва, растения), «кормили» своих подружек, кукол, мыли посуду, т.е. играли «в семью» подражая взрослым.

Игры в доме

«Разрезные открытки»

Эта игра похожа на современные пазлы.

Для игры разрезали несколько открыток на 4-6 частей. Все части перемешивали и делили между участниками игры равными частями. Цель игры – первому собрать открытку. Участники во время игры могли обмениваться деталями между собой. Кто первый соберет, тот и выиграл.

«Города»

Для этой игры расчерчивали тетрадный лист на колонки. названия колонок были такими: имя женское, имя мужское, город, река(море), растение, животное, песня, название фильма и т.д.

Один из игроков с закрытыми глазами ставил ручку на газету. На какую букву он попал, с этой буквы и должны начинаться слова в колонках. Как только все участники заполняли колонки, начинали проверять. За правильные ответы ставили очки. Если у игрока слово ни с кем не совпало, то ему давали большее количество очков. Тот игрок, у кого все колонки заполнены и меньше всего совпадений с другими игроками, и выигрывал.

Из собранной информации стало мы узнали, что наших родителей специально игре никто не учил. Они, как только им разрешали самостоятельно выходить на улицу, включались в компанию детей и, сначала наблюдали, а затем уже становились участниками массовых игр. В то время детей разных возрастов на улицах было много, игры проходили весело и интересно. Старшие дети учили младших. Так самые интересные игры передавались из поколения в поколение.

- На основе полученной информации составлен сборник игр.

Анкетирование детей

1) В какие игры вы играете в свободное время? (подвижные, настольные, компьютерные)

2) Играете ли в настольные игры дома?

3) Хотелось ли вам поиграть в новую настольную игру?

На основе анкетирования был сделан вывод, что ребята мало играют в настольные игры, и что им хочется играть в новые игры, а именно в настольные.

Авторская игра «Береги живое»

Цель:

- Формировать у детей бережное отношение к природе и её обитателям.

- Приучать к осторожному обращению с объектами природы.

Задачи:

- Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы.

- Уточнять и расширять знания детей об окружающем мире;

- Воспитывать у школьников любовь к природе, закладывать основы

экологической культуры;

Оборудование:

игровое поле, кубик с числом очков от 1 до 6, фишки

Организация работы.

Трудности.

Самой сложное было – это придумать правила игры. Нужно было учесть: на какой возраст рассчитана игра, сколько игроков будет участвовать в игре, как придумать так, чтобы в нее было интересно играть. Когда правила игры были придуманы, начался процесс изготовления игры.

1 этап. Подготовительная работа.

Для создания игры понадобилось:

1. картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А3); бумага (белая, цветная бумага);

2. принтер, ручки, карандаши, фломастеры, краски;

3. ножницы;

4. клей, скотч;

5. клейкая плёнка

Подготовка игрового поля.

Для игрового поля надо из картона изготовить книжку-раскладушку

Нанести рисунок простым карандашом и раскрасить.

Покрыть плёнкой

2 этап. Подготовка карточек с заданиями.

14 картинок с различными ситуациями

14 карточек со стихами, соответствующими этим ситуациям

3 этап. Правила игры.

В игре могут участвовать от двух и более человек.

С помощью жребия определяется первый игрок. Игра начинается со «Старта». Участники игры поочерёдно бросают кубик и передвигают свою фишку на столько шагов вперёд, сколько очков выпало на кубике.

Путь от старта до финиша проходит через возможные опасные ситуации, обозначенные красным цветом?

Если игрок попал на этот знак, то он должен рассказать о своем поведении в данной ситуации, объяснить, что нужно сделать, а что делать нельзя. В случае правильного ответа игрок продолжает игру, а если ответ неверный или ребёнок затрудняется, то он делает шаг назад.

Знак зелёного цвета – бонус, попав на него, игрок делает дополнительный ход.

Следуя по основной дороге, и попав на знак игрок продолжает движение в соответствии с направлением стрелки

Побеждает тот, кто первый дошёл до «Финиша

4 этап. Практическое применение.

Эту игру опробовали в классе, дети стали играть на переменах и после уроков. Ребятам игра понравилась.

Вывод

Многие игры наших родителей остаются любимыми у детей нашего поколения: «Жмурки», «Прятки», «Рыбалка» и другие. До сих пор играют в такую игру как «Салки». Правила этих игр складывались и проверялись многими десятилетиями, даже веками, в их создании принимали участие многие поколения ребят, жившие на нашей земле. И это очень мудрые правила.

В ходе работы над проектом "Игровой калейдоскоп" была создана авторская игра «Берегите живое!»

Данная игра тренирует у нас навыки счёта, мы в игре постоянно считаем точки на кубиках, ходы. Хорошо тренирует внимание, мы следим за очерёдностью ходов, за цветом, на который встал игрок, а также за соблюдением правил игры. Развивает терпение и усидчивость, ведь нужно дождаться не только своего хода, но и когда игрок, вставший на красный цвет и получит карточку и опишет ситуацию. Развивает речь. Прививает любовь к природе. Учит экологическим правилам.

Сегодня существует множество настольных игр, из которых каждый желающий может выбрать игру по своему вкусу. Но самая интересная игра, это придуманная и сделанная своими руками. И теперь мы можем организовать свой досуг и одноклассников.

Библиографический список

1. Большой энциклопедический словарь, Изд.Москва, 1988 г, изд.4;

2. Сказки для детей «Картинки в лужах», В. Берестов, 2017 г, изд. Речь

3. Словарь В.Даля. http://dal.sci-lib.com/

4. Учебник: Литературное чтение. 1 класс. В двух частях. Л.Ф.Климанова; Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2016.

Сведения об авторе

Волкова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Щёлковская гимназия Щёлковского муниципального района Московской области, Россия, г. Щёлково.