Высшая школа делового администрирования
Публикации
2022 (№ 32-43)

Солодухина Н.Н. ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМИ Ъ, Ь ЗНАКАМИ

Библиографическое описание:
Солодухина Н.Н. Правописание слов с разделительными Ъ, Ь знаками // Современная начальная школа. 2022. № 2 (33). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/33.pdf.

Урок русского языка во 2 классе по теме «Правописание слов с разделительными Ъ, Ь знаками»

УМК «2100»

Цель: Закрепление навыков правописания слов с разделительными Ъ и Ь знаками.

Задачи урока:

1. Образовательная:

- научить сопоставлять и писать слова с разделительными Ъ и Ь знаками.

2. Развивающие:

- учит видеть проблему, исследовать и добиваться ее разрешения;

-учить формулировать и сохранять учебную задачу;

- способствовать развитию орфографической зоркости.

3. Воспитывающие:

- формировать у детей интерес к русскому языку.

Личностные: способствовать проявлению интереса к изучаемой теме, осознанию собственных достижений при освоении учебной темы.

Метапредметные:

Коммуникативные: способствовать развитию коммуникативных навыков: умение общаться с одноклассниками и взрослыми, обосновывать собственную точку зрения, соглашаться с другой точкой зрения.

Регулятивные: способствовать развитию умений принимать и сохранять учебную задачу, соотносить учебное действие с известным правилом.

Познавательные: содействовать формированию умений устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Оборудование: ноутбук, телевизор, презентация, карточки с заданиями, словари (толковый словарь Д.Ушакова, толковый словарь В. Даля, толковый словарь С. Ожегова).

Этапы

I. Организационный момент.

Психологический настрой.

Цель: Проверить готовность к уроку, психологически настроить учеников

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

- Проверьте, как организовано ваше рабочее место.

Хочется вам пожелать:

Самое главное не унывать

Всего вам доброго, мирного, ясного.

Всего вам светлого и прекрасного.

-Перечислите ещё раз своими словами то, что я вам пожелала.

-А ещё наше настроение влияет на наше здоровье и учёбу, я думаю, наш урок обязательно будет успешным.

- Настроимся на работу.

1.Глаза смотрят и видят,

2.Уши слушают и слышат.

3.Сначала думаю, а потом говорю.

4.Помню, что в классе я не один.

Дети настраиваются на урок, повторяют слова за учителем

1.Глаза смотрят и видят,

2.Уши слушают и слышат.

3.Сначала думаю, а потом говорю.

4.Помню, что в классе я не один.

II. Проверка домашнего задания.

Цель: Проверить выполнение домашнего задания.

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

-Дома вы составляли кроссворд, используя слова с разделительным Ь. Поменяйтесь кроссвордами и попробуйте разгадать.

Кроссворды разгадываются детьми.

Работа в парах.

III.Орфографическая минутка.

Цель: Нацелить детей на работу над грамотностью письма.

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Устно: Мы живем в родной стране,

Пишем на родном языке

И писать с ошибками стыдно.

Учитель: Какие знания необходимы для правильного написания?

Учитель: раскройте скобки.

На доске:

(по) бежать (по) снегу

(до) слушать (до) конца

(с) ъезжать (с) квартиры

Учитель: Итак, как пишутся глаголы?

У учащихся идет осознаниепроцесса обучения.

Учащиеся объясняют, почему у глаголов есть приставки, но нет предлогов, что имена существительные с предлогами пишутся отдельно.

IV. Минутка чистописания.

Цель: Повысить скорость письма, правильность соединений.

Отследить качество соединений.

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

- Запишите число, «Классная работа».

Учитель: Цель нашей минутки чистописания: тренируемся в скорости письма, правильности соединений.

- Какую тему мы начали изучать вчера? (правописание разделительного ъ)

- Перед какими гласными пишется ъ? (е,ё, ю, я)

ъъ,ъе,ъё,ъю,ъя

въе, дъё, бъя- каждое соединение по 2 раза.

Назовите слова с данными соединениями

- Поменяйтесь тетрадочками и оцените красоту письма своего соседа по критериям.

Запись числа и классной работы.

Запись соединений с разделительным Ъ ъъ,ъе,ъё,ъю,ъя

съе, тъё, дъю, зъя

-Въезд, подъём, объявление.

Оценивание письма по известным детям критериям: Высота букв; правильность соединений, наклон.

V. Определение цели деятельности на уроке.

Цель: Ввести детей в тему урока, закрепить имеющиеся знания.

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Сейчас вспомним изученный материал не только по русскому языку, но и по другим предметам.

(Слайд №1) Учитель: Когда за листопадником следует грязник, а за грязником - полузимник?

(Слайд №2) Учитель: Место впадения реки в море, озеро или другую реку

(Слайд №3) Учитель: Антоним слова спуск

(Слайд №4) Учитель: Величайшая по протяженности горная система земного шара

(Слайд №5) Учитель: Что это такое? Отдам котят в хорошие руки.

(Слайд №6) Учитель: Вспомните слова-отгадки

Учитель: Подумайте, на какие группы их можно разделить.

Учитель: Запишите эти слова, деля в 2 столбика с обозначением орфограмм. (с места дети комментируют)

На доске: ь

ъ

осенью

подъем

устье

объявление

Кордильеры

Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока. и цели нашей работы.

Учащиеся называют слова-отгадки.

Учащиеся: Осенью

Учащиеся: Устье

Учащиеся: Подъём

Учащиеся: Кордильеры

Учащиеся: Объявление

Классификация слов по самостоятельно найденным основаниям: данные слова относятся к именам существительным, можно разделить на две группы: слова с разделительным ъ и слова с разделительным ь.

Учащиеся определяют тему урока и цели работы.

Какую цель мы поставим перед собой?

Учащиеся: Наша цель выделить сходство и отличительные признаки этих знаков в словах, научиться писать слова с ь и ъ без ошибок.

VII. Применение знаний.

Цель: Разграничить общие и отличительные признаки написания слов с разделительными ъ и ь знаками.

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Учитель: Прочитайте слова с разделительным ь. Обобщите свои знания, когда пишется разделительный ь?

Учитель: Прочитайте слова с разделительным ъ. Когда пишется разделительный Ъ?

Учитель: Пишется ли буква и после разделительного Ъ?

Учитель: Повторим правописание разделительного ъ.

-Сейчас вы будете работать в паре. Какие правила работы в паре вы знаете?

Учитель: Возьмите карточку №1. От глаголов образуйте однокоренные имена существительные и запишите их рядом на карточках. Какие знания нам необходимы?

Карточка №1

от__езжать – (отъезд)

под__езжать – (подъезд)

об__езжать – (объезд)

в___езжать – (въезд)

Учитель: Какие слова образовали?

Сравнение разделительных ь и ъ

Учитель: Назовите общие признаки написания слов с разделительными ъ и ь знаками.

Учитель: Назовите отличительные признаки написания слов с разделительными ъ.

Учитель: Проверим наши выводы по плакату.

Учащиеся формулируют выводы.

Учащиеся: Разделительный ь пишется после согласных букв в корне перед гласными е, ё, ю, я, и.

Учащиеся: Разделительный ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный перед гласными е, ё, ю, я.

Работа в парах.

Учащиеся: Глаголы отвечают на вопросы…, им. сущ. отвечают на вопросы….

Признаки однокоренных слов…

Работа по карточке.

Учащиеся: отъезд, подъезд, объезд, въезд Учащиеся приходят к выводу: Ь и Ъ знаки пишутся после согласных, перед гласными

Учащиеся: 1.Разделительный Ь пишется в корне, Ъ – после приставки и перед корнем;2. Ъ- не дружит с буквой и.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

VIII. Закрепление.

Цель: Научить детей составлять предложения, находить главные члены и давать характеристику предложения.

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Составление предложения из рассыпанных слов.

Учитель: Составим предложение из рассыпанных слов, найдем главные члены предложения и дадим ему характеристику.

варенье, всё, Воробьева, съела,Дарья

Применение полученных знаний в деятельности.

Учащиеся: Дарья Воробьева съела всё варенье. (Повеств, невоскл.)

IX. Итог урока.

Цель: Подвести итог урока, обобщить знания по теме.

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Учитель: Подведем итог. Чему мы учились?

-Сейчас каждый проверит себя, как он усвоил данную тему. Возьмите карточку №2, подпишите.

-Над каждым словом поставьте: цифру1- если слово с разделительным Ь или цифру 2, если слово с разделительным Ъ.

Карточка №2

Вьюга, подъём, соловьи, съезд, ночью, бельё, объём, разъяснение.

Учитель: Обменяйтесь карточками и проверьте друг друга.

Учитель: Значит, эти знаки важны в русском языке?

Учитель: Какую цель мы ставили перед собой?

Учитель: Достигли ли мы поставленной цели?

Учитель: Когда пишется разделительный ь?

Когда пишется разделительный ъ?

Инсценирование стихотворения.

Индивидуальная работа по карточке.

Учащиеся проверяют карточки, если есть разногласия - уточняют.

Учащиеся формулируют выводы.

Инсценирование стихотворения.

- Не чересчур ли ты добряк? –

Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак.

- Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!

- Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –

Знак Ь твёрдому на это отвечал.

- Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.

Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять!..

- Друзья! Ваш разговор – никчёмные слова, -

Услышав этот спор, сказала буква А.

- Вы оба хороши, достойны чести,

Когда стоите в нужном месте.

X. Домашнее задание.

Цель: Сформировать навык грамотной работы с книжными источниками.

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Учитель: Необходимый уровень

Найдите в словаре и запишите в тетрадь слова с разделительными ъ и ь знаками по 5 слов обозначьте орфограмму или запишите 3 пословицы, где есть слова на изученную тему.

Повышенный уровень: придумать 3 предложения со словами, в которых есть разделительный ъ знак и 3предложения со словами, где есть разделительный ь знак.

Запись домашнего задания в дневник.

XI. Выставление отметок.

Цель: Дать аргументированную оценку работе учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Комментированное выставление отметок