Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Малышева Н.И. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МОДУЛЮ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» НА ТЕМУ «ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ»

Малышева Наталья Ивановна
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа рабочего посёлка Сосновоборск Сосновоборского района Пензенской области

Библиографическое описание: Малышева Н.И. Методическая разработка урока по модулю «Основы православной культуры» на тему «Православный храм» // Современная начальная школа. 2020. № 11. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/11.pdf.

Класс: 4. Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями православного храма и традициями поведения в нём.

Задачи урока:

1. Познакомить с понятием «храм – дом Божий».

2. Развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

3. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

4. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Основные термины и понятия: Храм, священник, кадило, канун, панихидный столик, икона, иконостас, алтарь, Царские врата.

Виды деятельности: беседа, работа в парах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, участие в учебном диалоге.

Формируемые УУД:

- познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; развитие навыков продуктивного чтения;

- коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

- личностные: умение соотносить события с принятыми этическими принципами.

Оборудование:

· учебник «Основы православной культуры» под редакцией Кураева, М., Просвещение, 2010г.

· графические изображения;

· презентация изображения храмов с использованием ПК и проектора

· иллюстративный материал

· аудиозапись колокольного звона

· видеоролик

· словарь Ожегова

Ход урока.

1. Организационный момент.

У. Мы живем в России и должны хорошо знать свою историю, традиции и культуру своей страны. Мир, окружающий нас, как мы уже с вами знаем, многообразен и бесконечен. Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы – это все материальный мир. Но есть ещё и другой мир – духовный или мир культуры.

- А как вы понимаете значение этого слова?

(Это знания, содержащиеся в книгах, произведениях искусства, отношении между людьми, отношение к миру)

У. В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями, по ним шли наши предки. И мы должны знать свои культурные традиции. Ведь это богатство нашей многонациональной страны.

- А на чем основаны культурные традиции?

(на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие)

- А в чем истоки русской культуры?

(в православной религии)

2. Выявление восприятия, мотивации.

У. Человека в жизни окружает множество различных зданий. Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопрос: зачем нужны эти здания человеку?

(жилые дома, стадион, магазины, театр, почта, храм, вокзал и т.д.) (слайд 1)



У. А поскольку мы изучаем основы православной культуры, мы должны знать, что означает православие. А православие - это верное учение, прославление Бога. Славить Бога мы должны в храме, в Доме Божьем. И поэтому, сегодня на уроке мы остановимся на таком здание – православный храм. (слайд 2)





У. Поработайте в парах и попробуйте дать определение слову «храм». Иллюстрации помогут вам в этом. (слайд 3)

(учащиеся дают определения слову «храм» и записывают на листочках)

- Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

- В храме много икон.

У. Я нашла определение в словаре Ожегова:

Храм-Дом Божий, специальное строение, предназначенное для соборных молитв. Богослужения.

У. В учебнике на стр.48 прочитайте вопросы, которые мы сегодня обсудим на уроке.

(на уроке мы узнаем, как устроен православный храм и что люди делают в храмах)

3. Объяснение нового материала.

Работа с иллюстративным материалом.

У. На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей. (слайд 4)



Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны. Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

- Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

(У него есть купол, на котором находится крест)

У. Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. (схемы на рабочих листках) Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо. (слайд 5)



- Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

(Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы)

Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

- Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

(предположения детей)

-две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

-три главы (три Лица Святой Троицы);

-пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);

-семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

-девять глав (девять чинов Ангельских);

-тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов).

Иногда строят и большее количество глав.

У. Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола. (слайд 6)

- Как вы думаете, зачем нужны колокола?

(Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех)

У. Верно. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. (слайд 6, 7).





· Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).

· Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».

· Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

Прослушивание фрагментов колокольных звонов. (звук)



-Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?

(Мысли о храме, церкви, России…)

Изучение устройства храма.

У. Давайте перенесёмся в храм на некоторое время.

-Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм?

(предположения детей)

У. Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. Посмотрим видеофрагмент об основном устройстве храма. http://yandex.ru/video/search?filmId=Rl0gFwWy8gE&text=внутреннее%20устройство%20храма

Самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. В храме их иконы повсюду.

-Что такое икона? Найди определение в тексте учебника (стр.49)

Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.

У икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. Панихидный столик – «канун»; там ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.

Целая стена из икон называется иконостас.

В центре иконостаса - двери. Они называются Царские врата (ворота). Через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Божией Матери.

4. Закрепление изученного материала

Итак, мы узнали много новых слов. Выполним задание №1 на листках. Проверим (слайд 8-10).









- Часто ли вы бываете в храме?

(ответы детей)

-Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет? (слайд 11)

Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм, и выполним задание на листках №2

Памятка мальчику:

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Богомыслие храни,

Лень подальше прогони,

Душой с Богом примирись,

И со всеми ты молись.

Богомольцев не толкай,

К чину в храме привыкай.

Не гляди по сторонам —

Неполезно это нам...

Хоть старушка, хоть девица

Не посматривай на лица,

Глазки в землю опусти,

О грехах своих грусти.

Учитель:

И скажу я от души:

Выйти с храма не спеши,

Стой на службе до конца,

Слушай проповедь отца.

Приложись потом к кресту,

Обещание дай Христу,

Что исправиться намерен,

Слову своему будь верен.

Даром время не губи,

Службу Божию полюби.

Воскресенья подожди,

На молитву приходи.

- О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

- Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

5. Итог занятия. Рефлексия.

- Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

- Закончи урок фразой, которая вам больше понравилась: (слайд 12)





* Мне понравилось…

* Мне запомнилось…

* Я узнал…

* Мне бы хотелось…

6. Домашнее задание. (слайд 13)

Общее:

- рассказать родителям о том, что запомнил на уроке;

- узнать, какие храмы есть в нашем районе;

- прочитать стр.48-51 учебника;

- ответить на вопросы стр.51.

Индивидуальное:

- подобрать и выучить стихотворение о храме;

- составьте синквейн к слову «ХРАМ».