Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции
Январь 2022

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Саратовская Елена Ивановна
учитель начальных классов
МКОУ «Бабяковская СОШ №1»
с. Бабяково
Индивидуальный подход к обучению младших школьников в личностно-ориентированной системе образования
Начало теоретическому уровню разработки вопроса индивидуального подхода к обучающимся в обучении положил К.Д. Ушинский. Он считал, что «У одних детей особенности острые, у других - тупые, у одних - гибкие и податливые, у других - твердые и упрямые, одни стремятся к знаниям ради знания, другие увлекаются механической работой.» Для лучшей организации обучения педагог предлагает объединить детей, отличающихся одними и теми же способностями, в небольшие группы - своеобразный прототип современного дифференцированного обучения. Ему принадлежит идея осуществления индивидуального подхода в условиях коллективной работы, которая и сейчас остается отправной, основополагающей в педагогике, а также идея сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы.
Важнейший принцип организации учебного процесса это использование индивидуального подхода в обучении. Школа должна повысить качество обучения и обеспечить более высокий уровень научного преподавания каждого предмета. Учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Поэтому, для того, чтобы максимально раскрыть способности каждого ученика, в процессе обучения необходимо применять индивидуальный подход, как один из современных методов повышения качества обучения, при котором учитель контролирует знания каждого ребенка и может, в зависимости от индивидуальных способностей ученика принимать меры по их улучшению.
Метод индивидуального подхода предполагает:
·           создание доверия и взаимопонимания между учителем и учеником;
·           использование разнообразных форм общения, особенно диалога;
·           учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;
·           обогащение собственного опыта детей;
·           поощрение и стимулирование учеников к выбору домашних заданий и способов их выполнения;
·           высказывание учащимися собственного мнения с использованием таких словосочетаний как «я думаю, что…», «я считаю это…» «я пришел к выводу…»
В своей работе я использую различные формы и жанры урока.
По математике провожу «блиц-турниры» - это уроки решения задач, где учащимся предлагается весь урок решать задачи. Разнообразие и интерес в это занятие вносит внутренняя и внешняя дифференциация: подбор задачи трёх уровней сложности, а право выбора сложности задачи оставляю за учеником. Оценивание за урок провожу рейтинговое, в зависимости от сложности и количества решённых задач. Для высокого рейтинга ученик должен решить, например 3 сложных и 6 простых задач – выбор за ним. Учащиеся, быстро набрав нужные баллы, выступают в роли консультантов для более «слабых» учащихся, обучая их. Даже самые неуспешные ученики могут справиться с заданиями, ведь задачи с низким уровнем трудности им по плечу, а в случае затруднения всегда можно взяться за другую задачу или воспользоваться помощью консультанта. Эта форма урока наиболее эффективна при закреплении решения задач одного вида, например по теме «Периметр», «Площадь». Наиболее удобное средство работы – это карточки.
По русскому языку в 3 классе по теме: «Предложения по цели высказывания» можно предложить задание «Составить предложения по цели высказывания», работая в группах:
1 группа. Повествовательное.
2 группа. Вопросительное.
3 группа. Побудительное.
Домашние задания также необходимо давать индивидуально, учитывая уровень знаний и способностей каждого ученика. Сильным учащимся нужно предлагать задачи, для решения которых придется творчески осмыслить и применить полученные на уроке знания. Слабые ученики в первую очередь нуждаются в приобретении умений и навыков, необходимых для решения простых задач, и только после этого им можно увеличивать количество творческих заданий. Контроль за усвоением полученных учащимися знаний — проведение тестов, самостоятельных и контрольных работ для всего класса и для отдельных учеников. На этом этапе задания делятся по уровню: базовый (минимальный), общий, продвинутый уровень.
На основании этого можно сделать вывод: по-настоящему эффективная система обучения должна не на словах, а на деле исходить из принципа индивидуального подхода к каждому ребенку. Она должна моделировать условия для проявления каждым учеником своей самостоятельности, самобытности, самодеятельности, поскольку только в этом случае обучение имеет реальные шансы опираться на индивидуальные интересы, потребности, возможности и личный опыт каждого ребенка.