Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Сидорова И.В., Купцова Н.Н. ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ИГРА «СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4-Х КЛАССОВ

Сидорова Ирина Валентиновна, Купцова Нина Николаевна
учителя начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Катунинская средняя школа», Архангельская область, Приморский район, п. Катунино

Библиографическое описание: Сидорова И.В., Купцова Н.Н. Патриотическая игра «Северная звезда» для обучающихся 4-х классов // Современная начальная школа. 2020. № 11. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/11.pdf.

В наше время обращение к страницам прошлого своей малой родины особенно актуально. Огромное значение для воспитания патриотизма имеют не только знания истории России, но и знания истории родного края, как частички нашей великой страны.

Воспитание патриотической личности – одна из задач педагогики. Очень важно прививать детям любовь к своему народу, уважение к предкам, традициям и культуре того уголка Отечества, где родился и живёшь. Необходимо воспитывать, начиная с младшего школьного возраста доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность.

Хочется, чтобы наши ученики росли образованными и воспитанными людьми, уважающими старших и своих одноклассников, любящих землю, где они живут и учатся.

Мы уделяем много времени патриотическому воспитанию своих учеников. В нашей педагогической деятельности одним из приоритетных направлений является проведение мероприятий патриотической направленности: «Бессмертный полк», «Свеча памяти», «Знатоки Приморья», встречи с ветеранами войны и труда, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, конкурсы рисунков, чтецов и разнообразные игры. «Игра, безусловно, многогранна. Она – деятельность и отдых, познание и развлечение, подражание и творчество, общение и самовыражение, импровизация и тренинг. Важно, что все эти полярные характеристики существуют в игре одновременно», писал В.А. Сухомлинский.

Одной из форм нашей работы по воспитанию любви к родной земле является создание и проведение патриотических игр, в которых дети с удовольствуем участвуют.

Патриотическая игра - это наиболее простой и эффективный способ воздействия на сознание детей младшего школьного возраста, основывающийся на применении игроками своего интеллекта и эрудиции.

Предлагаем разработку патриотической игры «Северная ЗВЕЗДА» для обучающихся 4 классов.

Целью проведения патриотической игры является воспитание у младших школьников чувства патриотизма и здорового образа жизни посредством вовлечения их в игру.

Задачи игры:

* создать условия для реализации патриотической направленности обучающихся 4 классов;

* вовлечь детей в творческую деятельность в различных направлениях знаний родного края, воспитывать любовь и уважение к культуре и истории Севера;

* формировать чувства взаимовыручки и товарищеской поддержки, умения работать в команде;

* привлечь научную, творческую интеллигенцию к работе с одарёнными учащимися.

Форма проведения: внеклассное мероприятие.

Команды заранее готовят визитную карточку (название, эмблему, приветствие другим командам на 1 минуту).

Патриотическая игра проводится по 5 станциям (задания станций ежегодно обновляются). Время проведения 1, 2, 4, 5 станций – 5 минут, 3 станция - 20 минут.

Ход игры.

- Ребята! Для начала хочется узнать, что нас всех объединяет?

- И чтобы ответить на этот вопрос, отгадайте загадку:

- Это государственный символ. На желтом фоне изображен Архангел Михаил, одержавший победу над дьяволом. Сверху изображена императорская корона. Символ окружен дубовыми листьями, соединенными Андреевской лентой.

(Это герб Архангельской области)

- Значит, нас объединяет наша Архангельская область, в которой мы живем!

- Будем путешествовать по станциям и открывать новые знания о родном крае.

1 станция «Исследователи Арктики».

На станции мы познакомимся с жизнью и деятельностью исследователя Арктики и выполним творческое задание.

- А как думаете, а стоит ли помнить имена людей, которые посвятили Русскому Северу свою жизнь? Почему?

- А хотели бы узнать их имена?

- Тогда скажите, как мы можем это сделать? (прочитать…)

- Узнаем имя одного из героев Севера!

Задание: Составьте фамилию этого человека, расположив буквы в порядке уменьшения размера.

о д е в с

(затем показать портрет Седова Георгия Яковлевича)



Рассказ организатора о Седове.

Седов Георгий Яковлевич – полярный исследователь, старший лейтенант. Он родился в семье рыбака азовского посёлка. С 8 лет Георгий ловил с отцом рыбу и мечтал о море. Георгий Яковлевич окончил церковно-приходскую школу с отличием. Участвовал в экспедиции в Северном Ледовитом океане, изучавшей судоходные пути возле острова Вайгач, а также окрестности Новой Земли и устье реки Кары. В перерыве между научными экспедициями Седов участвовал в Русско-японской войне. Он командовал миноносцем. Седов является организатором первой санной русской экспедиции к Северному полюсу. Два года экипаж противостоял волнам и зимовал среди льдов в полярной ночи. Первая зимовка прошла у Новой Земли. Путешественники составляли карты и описывали увиденное ими побережье. Позже на шхуне дошёл до Земли Франца-Иосифа, а затем на трёх собачьих упряжках вышел к Северному полюсу.

Его имя увековечено в названиях группы островов в составе архипелага Северная Земля в Карском море, острова в Баренцевом море, мыса и ледника на Земле Франца-Иосифа, двух заливов и пика на Новой Земле, мыса в Антарктиде. В честь учёного назван ледокол и Набережная в Соломбале, в городе Архангельске.

Творческое задание (на листах команда получает текст, в который надо вставить пропущенные слова по прослушанному рассказу о Седове).

• Седов исследовал судоходные пути в Северном Ледовитом ______.

• Во время ________-_______ войны командовал миноносцем.

• Седов является организатором первой санной русской экспедиции к________ ___________.

• На шхуне дошёл до Земли Франца-Иосифа, а затем

на _______ _________ упряжках вышел к Северному полюсу.

• В честь учёного назван ледокол и Набережная в _________, в городе Архангельске.

(За каждое отгаданное верно слово команда получает 1 балл)

2 станция «Студеное море».

На станции команда покажет знания животных (растений) Северного Ледовитого океана. Организатор станции знакомит ребят с названиями рыб Белого моря.



Творческие задания.

*Ребята получают карточку с изображением рыб и подписывают их названия.



*Отгадайте ребус:

- Какая рыба называется в народе «морским ослом», имеет нежирное мясо, хищник и изображена на гербе города Мурманска?



(Ответ: треска)

*Угадайте название рыбы.

Из-за этой рыбы произошла между французами и англичанами битва в XV веке, этой рыбе ежегодно в одну из суббот голландцы устраивают праздник. Что за рыба? (приложение, рис.5)



(Ответ: селёдка)

(За каждое отгаданное верно слово команда получает 1 балл)



3 станция «Умка».

На станции проводятся спортивные игры (эстафеты) народов Севера между несколькими командами, согласно маршрутному листу.

*РАЗМИНКА «Прыжки через нарты».

Прыжки через «нарты» (мяч, кубик, кеглю). Дети, перепрыгнув через 3 препятствия, обежав ориентир (стойка), бегом возвращаются назад.

*Игра «Оленья упряжка».

Участники команд разбиваются на пары: один берётся за упряжку (обруч), другой его везет. «Оленья упряжка» добегает до кегли, оббегает ее, а затем игроки меняются местами и возвращаются назад. Эстафету принимает другая пара.

*Эстафета «Рыбаки».

По сигналу первый игрок команды бежит к озеру (обручу), в котором лежат рыбки (мячи) с ведерком в руках, «ловит» рыбку (берёт и кладёт ее в ведро), возвращается к команде и передаёт ведерко следующему участнику. Побеждает команда, быстрее закончившая эстафету.

Организатор подводит итоги работы каждой команды на этой станции и записывает баллы в маршрутный лист.

4 станция «Семафорная азбука».

На станции ребята угадывают слова (старинные северные названия судов), составленные из букв, изображённых соответствующим положением флажков.

Русская семафорная азбука составлена в соответствии с русским алфавитом, включает 29 буквенных и 3 служебных знака. Семафорное сообщение состоит из слов, составленных из букв, изображаемых соответствующим положением флажков.

Команда получает таблицу с изображением всех букв семафорной азбуки.

Творческое задание.

*Петр Первый в наш город приезжал с визитом три раза. В первый раз государь посетил Архангельск в 1693 году. В том же году на острове Соломбала было запущено строительство первой судостроительной верфи. В сентябре того года, Петр Первый лично способствовал строительству самого первого торгового судна под названием…….

-Узнайте, как называется это судно?





(Ответ: «Святой Павел»)

(За каждое отгаданное верно слово команда получает 2 балла)

5 станция «Сполохи».

На станции команда покажет знания примет и явлений природы Севера.

Творческие задания.

*Отгадайте загадки.

1). Ночью на небе не зря

Разгорается заря:

Землю освещает

И небо украшает.

(Северное сияние, сполохи)

2). С неба летит – пляшет.

Всё, что есть в тундре, - прячет.

А в чум попадёт – плачет. (Снег)

3). Без рук, без ног,

А окно выбивает. (Град)

4). Над рекой, над долиной

Повисла белая холстина. (Туман)

5). Сперва — блеск,

За блеском — треск,

За треском — плеск. (Гроза)

6). Рассыпала Лукерья

Серебряные перья,

Закрутила, замела,

Стала улица бела. (Метель)

*Из слов составьте северные приметы (команде выдаются наборы слов на карточках).

1). на, погоде, Туман, к, воде -, ясной

(Туман на воде – к ясной погоде.)

2). летом, холодную, зима, сулит, Тёплая, погоду

(Тёплая зима сулит холодную погоду летом.)

(За каждое отгаданное верно слово команда получает 1 балл, за примету – 2 балла)

Подведение итогов игры.

По количеству набранных баллов среди команд определяются 1, 2 и 3 призовые места.

Игры такого плана обладают большими воспитательными возможностями в формировании патриотизма и гражданской ответственности у обучающихся начальных классов.

Библиографический список

1. Беляева, Н. А., Савенков, А. И. Одаренные дети в обычной школе / Н. А. Беляева, А. И. Савенков // Народное образование. – 1999.– № 9. - С. 26-27.

2. Богун П.Н. Игра как основа национальных видов спорта: Пособие для учителей физического воспитания, воспитателей школ-интернатов. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2004. – 95 с.

3. Журнал «Инструктор по физической культуре» 2012, №6. – С.102-108.