Высшая школа делового администрирования
Конференции

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Васильева Вера Васильевна
воспитатель
МДОУ "Детский сад № 12 п. Мирный"

I. Целевой раздел

Введение

«Без прошлого нет будущего» - гласит народная пословица. И с этим трудно не согласиться, как трудно не согласиться с неоспоримой истиной, гласившей: «Ты мира не узнаешь, не зная края своего». Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой.

1.1. Актуальность проблемы приобщения детей к русской народной культуре

Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества, т.к. в России возрождается идеология, т.е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей.

В Законе РФ «Об образовании в РФ» в «центр» воспитания поставлены гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности.

Как сказано в конвенции о правах ребенка (статья 29) «Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает».

Знакомить детей, необходимо начинать с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, это способствует развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и России, будут жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России. Наша основная задача – введение духовно – нравственных начал в основу воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

В современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы.

На данном этапе становится наиболее актуально приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Проблема духовно-нравственного воспитания детей стала чрезвычайно актуальной, следовательно, обязанность педагога приобщать ребёнка к красоте, развивать его творческие способности, обогащая его духовный мир. Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, поверхностно знакомо, например, с культурой нашего народа.

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Для этого нужно обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы развить в детях познавательные способности, сформировать высокую нравственность, воспитать любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, необходимо с ранних лет прививать интерес к его истории русского народа и его культуре, помогать узнать и уважать свое прошлое, учить ценить свои истоки.

Я представляю свой педагогический опыт по данной проблеме и хочу поделиться своими достижениями и тем, как воспитывая детей дошкольного возраста посредством приобщения детей к истокам русской народной культуры, я сама расту и развиваюсь как личность и профессионал.

1.2. Обзор психолого-педагогических исследований по данной проблеме

Основная установка при организации процесса приобщения ребёнка к истокам культуры заключается в том, что приобщение должно быть активным. Анализ имеющейся литературы по данной проблеме – в частности, по проблеме ознакомления детей с историей родного края, с фольклором, бытом, обрядами, промыслами, - показывает, что в дошкольной педагогике ощущается явный недостаток не только исследований содержания народной культуры и её влияния на нравственное развитие ребёнка, но и работ, посвященных поиску наиболее эффективных путей, средств и форм духовного воспитания и развития.

В некоторых исследованиях предпринимаются попытки наметить пути духовного развития ребёнка, которые можно обобщить следующим образом. Нравственно-эмоциональное развитие ребёнка является важнейшим условием нравственной отзывчивости человека, а, следовательно, его нравственной воспитанности. Такое развитие, по мнению А.А.Данилова¹ и А.Д.Кошелевой², побуждает к конкретному поступку, стимулирует практические действия. Чем глубже и ярче переживания, тем устойчивее и полнее нравственные понятия, чувства, возникшие на их основе.

Педагогами экспериментально доказано: если постижение нравственных ценностей затрагивает не только разум, но и чувства ребёнка, то они становятся регуляторами его поведения. Нравственное воспитание до сих пор осуществляется в основном в словесных формах. Полученные таким образом знания недостаточно влияют на поведение, формируя личность, беспомощную в ситуациях свободного выбора. Д.В.Колесов³ считает, что необходимо с самого раннего детства формировать индивидуально-личностную основу поведения через духовное общение. При этом прочно устанавливается приоритет общечеловеческих ценностей, формируется широкий взгляд на природу, общество, глобальные проблемы общечеловеческой культуры.

Педагогический процесс дошкольного учреждения необходимо насытить активными формами приобщения ребёнка к культурному наследию народа. Воспитательная возможность народной культуры, как отмечает А.А. Данилов в своей работе «Возрождение национальной культуры», заключается в том, что она помогает уяснить общий смысл важнейших категорий и понятий нравственности: добро – зло, щедрость – жадность и т.д. Первенство здесь отдаётся фольклорному материалу, его нравственной сущности. По мнению А.П.Усовой¹, маленьким детям ещё недоступно сознательное усвоение понятия Родины, патриотическое воспитание в этом возрасте состоит в том, чтобы подготовить почву для него. Такой благоприятной почвой и явится народное творчество во всём его многообразии. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П.Усова, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, В.Я.Езикеева, Н.С.Карпинская, Е.Г. Ковальская, В.М.Федяевская, Н.Б.Халезова, Т.Н.Доронова, А.А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду. В.М.Василенко, В.С.Воронов, М.А.Некрасова, Е.А.Флерина и другие исследователи отмечают, что народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка и связь с окружающей жизнью. Известный педагог Е.А.Флерина² одной из первых выступила за активное использование народного искусства для развития детского творчества.

Изучив разную литературу по данной проблеме, я пришла к выводу, что народное искусство как ничто другое, приобщает детей к истории своего края, к промыслам своих земляков, дети начинают понимать и осознавать, что они являются частью этой культуры и должны поддерживать её возрождение.

1.3. Обзор программно-методического обеспечения в детском саду

В работе по вопросу приобщения детей к истокам народной культуры я опираюсь на основную образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, а также использую программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», под редакцией О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой.

Взяв за основу программу «От рождения до школы», изучив её содержание по приобщению дошкольников к народной культуре, я пришла к выводу, что в ней большое внимание уделяется таким задачам, как: - углубление представлений о семье и знаний о родственных отношениях; - развитие представлений о разнообразных произведениях русского народного декоративно-прикладного искусства и искусства других народов.

Но при этом задачи ознакомления детей с прошлым своего края, с его историей ставятся очень обще. Поэтому я решила использовать в качестве дополнения парциальную программу О.Л.Князевой и М.Д.Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

В программе О.Л.Князевой и М.Д.Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» четко обозначены приоритеты работы по данной проблеме, чего нет ни в одной другой программе.

Программа нацелена на приобщение воспитанников к ценностям национальной культуры, знакомство с народными традициями и обычаями русского народа, с сокровищами устного народного творчества, традициями декоративно-прикладного искусства и промыслами народных умельцев.

Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с русским народным творчеством и культурой. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий.

Таким образом, чтобы решить проблему приобщения детей к истокам народной культуры, я за основу своей работы основную образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, и как дополнение к ней парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой и М.Д.Маханевой.

1.4. Новизна опыта работы

· Новизна опыта заключается в ознакомлении с историей национальной культуры в условиях федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт ориентирован на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа.

· Новизна опыта заключается в построении взаимосвязанной системы работы с детьми как участниками образовательного процесса. Это разработка система планирования, включающая в себя занятия игрового и познавательного характера, объединенные единой тематикой, реализуемой задачей, последовательно, что определяет их целостное восприятие.

· Новизна опыта заключается в том, что на его реализацию широко используются современные технологии нового поколения, которые способствует как развитию личности ребенка в целом, так и способствует формированию интереса детей к игре, расширяет представления об окружающей действительности, воспитывает моральные качества личности

· Создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа: мини-музей «Народные промыслы России», мини - музей комната «Горница».

· Создание методического инструментария: картотека фольклорно- тематических занятий, народных праздников, банк дидактических материалов по ознакомлению с историей русского народа.

1.5. Адресная направленность

Данный опыт может быть использован воспитателями дошкольных образовательных учреждений в рамках реализации образовательной области социально-коммуникативное развитие с детьми от3до7лет.

1.6. Цель и задачи

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

· Создать условий в группе для приобщения детей к русской народной культуре.

· Сформировать первоначальное представление детей о культуре, истории и жизни русского народа.

· Познакомить с культурным опытом наших предков: жилищем, предметами быта, ремёслами.

· Познакомить детей с устным народным творчеством, использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки, потешки, заклички, загадки, хороводы. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, раскрыть таланты русского народа.

· Познакомить детей с произведениями народно-прикладного искусства, развивать у детей творческое воображение при изготовлении своих работ в русском стиле. Развивать творчество, фантазию, коммуникативные навыки, познавательную активность, любознательность.

· Развивать представления детей о традициях семьи, преемственности, связывающей разные поколения

· Расширять представления детей об истории, культуре, людях родного города и края.

· Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, играм.

· Воспитывать в детях особенные черты русского характера: доброту, честность, правдивость, трудолюбие, верность используя все виды русского фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.).

· Воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства к родному краю, городу, стране.

1.7. Принципы

Организуя, всю образовательную деятельность с детьми по духовно-нравственному воспитанию я опираюсь на педагогические принципы:

· Культурологический принцип: Принцип культуросообразности в воспитании, согласно современной трактовке, предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

· Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание на местном материале с целью формирования уважения к своему дому, соседям, друзьям; бережного отношения к природе родного края; приобщение ребёнка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведением местных писателей, поэтов, композиторов, художников.

· Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребёнка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

· Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье, ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

· Принцип системности и последовательности от простого к сложному, чтобы знания детей накапливались постепенно, с усложнением изучаемых тем.

· Принцип комплексного и интегративного подхода — использование различный видов и форм взаимодействия с детьми

· Принцип доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников, мне удаётся сделать так, чтобы предмет, оказавшись в руках ребёнка, стал действительно ценным, значимым для него.

· Принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик.

· Принцип научности и достоверности – содержание сведений, предлагаемых дошкольникам, должно быт основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущений детей.

· Принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик

· Принцип исторической последовательности обобщающих факторов.

· Принцип комплексного и интегративного подхода — использование различный видов и форм взаимодействия с детьми

· Принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.

1.8. Планируемые результаты

· Дети имеют представления о традициях, быте русского народа. Знают истории русского народного костюма, музыкальных инструментов.

· Осознают роль труда в жизни россиян, знают и хранят историко-духовную память, смогут применять полученные знания в дальнейшей жизни.

· Используют в активной речи потешки, считалки, загадки.

· Играют в русские народные подвижные игры.

· Знают сказки и сказочных героев, узнают их в произведениях изобразительного искусства.

· Осмысленно и активно участвуют в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

· Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

· Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

II. Содержательный раздел

2.1.Система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры

2.1.1. Основные этапы моей педагогической деятельности:

· Анализ основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

· Изучение парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханева.

· Составление перспективного плана работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры, развитию духовно- нравственных качеств.

· Создание методической копилки с разработкой конспектов образовательной деятельности.

· Использование в образовательной деятельности с детьми собственных методических разработок в интеграции разных видов деятельности и формах сотрудничества педагогов, детей и родителей.

· Развитие познавательной активности и самостоятельности у дошкольников.

· Взаимодействие с родителями по вопросам приобщения детей к русской народной культуре.

2.1.2. Средства

Одним из условий формирования представлений дошкольников о русских традициях посредством народной культуры, является соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащенного пространства развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа, способствует накоплению информации.

Для реализации поставленных задач и потребностей дошкольников создала следующие условия (атмосферу национального быта):

· в группе создан фольклорный уголок, сменяющиеся мини – музеи: «Музей кукол», «Народные промыслы», «Русский народный костюм» …;

· оформлен уголок патриотического воспитания, фотоальбомы: «Родной свой край люби и знай», «Наш дом – Россия»;

· уголок театрализованной деятельности представлен театрами различных видов: теневой, пальчиковый, перчаточный, настольный. Имеется и ширма для театрализованной деятельности;

· изготовлены лэпбуки: «Русская изба», «Русские народные игры», «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов», «Русский народный костюм», «Русская матрешка», «Народные промыслы России», «Фольклор для малышей;

· приобретены аудио - видеотека по приобщению детей к русской народной культуре; подготовлены презентации;

· сделан подбор музыкальных народных инструментов,

· собраны художественные образцы народно-декоративного творчества.

· создан мини – музей комната «Горница».

Наш музей – не традиционен: экспонаты не располагаются за стеклом и не огорожены верёвкой. Здесь не только можно, но и нужно всё потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть. Почти все экспонаты музея подлинные.

2.1.3. Методы и приемы

В работе с детьми использую разнообразные методы и приёмы, позволяющие сделать работу с детьми познавательной, увлекательной, разнообразной и интересной.

· Словесные: беседа, вопросы к детям, пояснения, объяснения, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, заучивание наизусть стихов, потешек, …

· Наглядные: демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий, просмотр мультфильмов, презентаций, наблюдение;

· Практические: обследование предметов, экспериментирование, выполнение заданий, игровые приемы (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, дидактические игры).

2.1.4. Формы образовательной работы с детьми

· организованная непосредственно образовательная деятельность;

· беседы;

· чтение художественной литературы: сказки, былины, стихи, потешки;

· разучивание и исполнение стихов, пословиц и песен о Родине;

· продуктивная деятельность детей (рисование, аппликация, лепка);

· рассказы детей о своей семье, о прадедушках, воевавших в ВОВ;

· просмотр видеофильмов, мультфильмов;

· знакомство с песенным фольклором (прослушивание народной музыки и разучивание русских народных песен);

· организация конкурсов рисунков и поделок

· игровая деятельность (музыкально - народные игры, театрализация, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, хороводные);

· Культурно-досуговая деятельность: календарные и народные праздники (Покров, Рождество христова, колядки, Масленица, Вербное Воскресение, Пасха).

2.1.5. Направления работы с детьми

Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Работать по данному направлению начинаю с детьми младшей группы (3-4года). На каждый возраст разрабатываю тематический календарно - перспективный план работы на учебный год, построенный на основе парциальной программы О. Л. Князевой и М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам народной культуры».

Для решения поставленных цели и задач, в своей работе по приобщению детей к истокам народной культуры я выделила несколько направлений работы с детьми:

Первое направление: знакомство с национальным бытом. В результате дети начинают понимать сущность русской народной культуры, её особенность, самобытность, колорит. Продолжается работа над созданием атмосферы национального быта, пополняются предметами русского быта созданные в группе мини-музеи. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

Второе направление: использование народного фольклора. Широко использую в работе по приобщению детей к устному народному творчеству фольклор во всех его проявлениях (сказки, пословицы, поговорки, загадки, песенки, частушки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Мы знакомим детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

В воспитании велика и ни с чем несравнима роль народных песен. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи — этической, эстетической, педагогической. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Песней сопровождались все события народной жизни — труд, праздники, игры. Песни — одно из лучших средств развития эстетических вкусов у подрастающего поколения.

В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Фольклор обогащает эмоциональное, речевое и умственное развитие детей новыми впечатлениями, активизирует речь, побуждая к высказыванию, повторению фольклорных текстов и звукоподражанию голосам животных.

Фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Мы даём детям понять, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Третье направление: знакомство с декоративно-прикладным искусством. Возникновение народного прикладного искусства отно сится к глубокой древности. Искусство это неразрывно связа но с трудовой деятельностью людей. Человек окружал себя красивыми вещами, которые сопровождали его в течение всей жизни, в будни и в праздники, с детства и до старости.

Орудия труда, одежда, всевозможная утварь, обстановка жилищ — все служило объектом творчества, любая вещь могла стать художественным произведением. Связь быта с трудом определила особенности художественного языка народного прикладного искусства. Природа поставляла мастерам про стейшие материалы: дерево, глину, металлы, кость, шерсть, обрабатывая которые с помощью несложных орудий, они до бивались высокого художественного исполнения.

Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышление, воображение.

Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-декоративного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства (гжель, хохломская роспись, городецкая роспись, дымковская).

У детей формируются разнообразные способности - как художественные, так интеллектуальные. Соприкосновение с народным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Народная игрушка является частью культуры каждого народа. Значение народной игрушки в жизни современных детей трудно переоценить. Русская народная игрушка сохраняет память о национальных традициях. Куклы («пеленашка», «гремотуха», «столбушка» и другие) и игрушки (дымковская, каргопольская, филимоновская, богородская игрушка…) определенной местности, трепетно хранят и передают уклад, традиции, образ мира, представлений того места России, откуда пошли «корни» ремесла. Ребенок и игрушка – это одно неразделенное целое в осуществлении той или иной игры или игровых действий. Игрушка для детей – это самый главный предмет, через который ребенок познает окружающий мир.

Четвёртое направление: приобщение детей к народной культуре через игру. Русская педагогика рассматривала народные детские игры как необходимое содержание воспитания в младен ческом и дошкольном периоде жизни ребенка. Подвижная игра является постоянным спутником в жизни ребенка. Естественна потребность детей в подвижных играх, где можно проявить смекалку, ловкость, чувство товарищества и просто любознательность, игры вызывают у них большой инте рес. Игра — всегда развлечение, забава и обязательно соревно вание, стремление каждого участника выйти победителем. В русских народных играх много юмора, задора.

Игры всегда образны и сопровождаются потешками, считалочками, забавными запевалками. Пока ребенок еще мал, все игры обращены индиви дуально к нему. Его забавляют, развлекают несложными играми с звучащими, шумящими, красочными игрушками, играми-прибаутками, например «Ладушки» и «Сорока-ворона».

В младшем возрасте любимыми играми у детей могут стать «У медведя во бору», «Баба сеяла горох», «Гуси-гуси», «Сме шинки». В этих играх используются разнообразные атрибуты: маски, иллюстрации, русские народные инструменты.

В старшей группе детям очень нравятся игры: «Горелки», «Огородник», «Заря-заряница», «Где был Иванушка?», «Ручеек».

Неизменным спутником народных игр всегда была песня. Под песню они учатся пританцовывать, прихлопывать, постепенно входя в хороводную игру. Ряд хороводных игр основан на соединении песни с движением. Это игры «Каравай», «Заинь ка», «По ровненькой дорожке», «Веснянка».

Каждой русской игре обычно предшествует игровой зачин — считалка. Именно считалки вводят детей в игру, по могают организовать и распределить роли.

Можно смело сказать, что народные игры влияют на вос питание характера, воли, развивают нравственные чувст ва, физически укрепляют ребенка.

Таким образом, использование народных подвижных игр, взятых из сокровищниц нашего народа, позволяет нам решать задачи национального и патриотического воспитания и всестороннего развития ребёнка. Возрождение народных традиций в подвижных играх, состязаниях, обычаях поможет влиять на воспитание психически и физически здорового подрастающего поколения.

Пятое направление: театрализованная деятельность. Большую роль в приобщении детей к народной культуре играет театрализованная деятельность. Уже с младшего дошкольного возраста через театр дети учатся воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения.

Самым любимым видом развлечения является театральное представление. Оно переносит малыша в красочный, волшебный мир сказки, где гармонично сочетается реальное и вымышленное. Дети верят персонажам, и любят подражать тем героям, которые им больше всего понравились.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.) благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает собственное отношение к добру и злу.

Шестое направление: знакомство с народными праздниками и традициями. Своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества средством приобщения к этнической культуре является народный праздник. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях, развивают творческие способности. Эти праздники дают представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянина. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. Возрождая праздничные народные традиции в дошкольном учреждении, я преследовала конкретную цель — приобщить наших воспитанников к истокам русской народной культуры через организацию детских фольклорных праздников, дать возможность каждому ребенку раскрыться и проявить свои таланты. Обряды, отображающие нравственные устои русского народа, закрепляющие чувства верности семье, друзьям, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как «Рождественские колядки», Праздник русской березки», «Масленица», «Яблочные посиделки», и т.д.

Таким образом, углубленная, комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры имеет положительные результаты: у детей расширились знания о многообразии народных праздников и традиций; сформировались первые представления о культуре своего народа; обогатился словарный запас народным фольклором – дети знают потешки, заклички, пословицы и поговорки, народные сказки и песни; у детей стали более развиты двигательные навыки, чему способствовали подвижные игры, пляски, хороводы; также у детей закрепились представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге; стали более развиты коммуникативные навыки: уважительное отношение к взрослым, сверстникам и малышам. Повысилась педагогическая компетентность родителей в вопросах воспитания у детей культуры семейных традиций.

Хочется отметить, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции.
Декабрь 2022