Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Дрепелева С.В. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАСШИРЕНИЮ СЛОВАРЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Дрепелева Светлана Владимировна
учитель начальных классов, бюджетное общеобразовательное учреждение Вологодской области "Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху", г. Грязовец

Библиографическое описание: Дрепелева С.В. Организация работы по расширению словаря у младших школьников на уроках по ознакомлению с окружающим миром // Современная начальная школа. 2020. № 12. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/12.pdf.

Расширение словарного запаса слабослышащих школьников - одна из основных задач педагога. Главным средством успешного выполнения этой задачи служит умело поставленная и систематически осуществляемая работа по усвоению слабослышащими детьми словарного состава языка. Уроки по ознакомлению с окружающим миром создают неограниченные возможности для расширения словарного запаса, узнавания и осмысления новых понятий. Педагог имеет возможность закреплять, систематизировать речевой материал, который сообщался детям в разных условиях (в быту, играх, труде и др.), а также обогащать словарь обучающихся новыми словами и выражениями и проводить целенаправленную работу над их значением. Предмет «Ознакомление с окружающим миром» тесно связан с другими предметами начальной школы. Представления об окружающем мире, получаемые обучающимися на других уроках, на занятиях по этому предмету расширяются, обогащаются, приобретают большую практическую направленность.

Для правильной организации педагогического процесса необходимо хорошо изучить особенности развития ребенка, структуру его дефекта по позициям классификаций Р. М. Боскис и Л. В. Неймана, определить уровень речевого развития каждого ребенка, используя характеристику речевого развития, предложенную Л.П.Назаровой. Рассматривая педагогическую характеристику класса по классификации Р.М.Боскис и Л.Н.Неймана (степень нарушения слуха ребенка, время возникновения слухового дефекта, педагогические условия, в которых находился ребёнок после потери слуха, его индивидуальные особенности) можно сделать вывод, что все дети в классе имеют разную степень тугоухости, уровень подготовки к школе. Каждый имеет свои индивидуальные особенности (неустойчивое внимание, недостаточный словарный запас, снижение памяти, разный уровень речевого развития). Нарушение слуха и сопутствующие диагнозы у детей затрудняют овладение ими учебным материалом и речью. Дети требуют индивидуального подхода. Поэтому, при проведении урока необходимо использовать такие методы и приемы, которые будут наиболее эффективны с точки зрения личностно ориентированного подхода обучения слабослышащих детей. Это беседы, дидактические игры и упражнения, экскурсии, наблюдения, тестовые задания.

Беседа предусматривает наличие тесного контакта между детьми и педагогом. Беседы вызывают у детей интерес, так как они затрагивают интересующие их темы. Педагог побуждает учащихся рассуждать и анализировать в определенной логической последовательности изучаемые факты и явления.

Игры способствуют уточнению, расширению и закреплению словаря, развитию разговорной речи и слухового восприятия, в игре создаются условия для установления живого речевого общения. Важная роль в развитии навыков словесной речи принадлежит дидактическим играм. Использование дидактических игр на ОЗМ позволяет достичь следующих целей: формирование определённых навыков (обобщение, группировка), развитие речевых умений, обучение умению учиться (выполнение правил игры), познание и запоминание речевого материала. Дидактические игры способствуют выполнению важных методических задач: создать психологическую готовность детей к речевому общению, естественная необходимость многократно повторять речевой материал, тренировать детей в выборе нужного речевого материала.

Экскурсии проводятся с целью закрепления, расширения и углубления имеющихся и приобретения новых знаний, расширения сферы общения, социальных контактов. Педагог руководит наблюдениями детей, дает словесные пояснения, вовлекает детей в общение. Результаты наблюдений, деятельности, общения обобщаются и закрепляются в словесной форме.

Использование тестовых заданий дает возможность отследить динамику речевого развития, проверить потенциальные возможности каждого ребенка по разным темам, выявить детей, которые преуспевают, а которые требуют дополнительного внимания, индивидуального подхода. Тестовые задания необходимо проводить в начале года, в начале новой темы и в конце с целью выяснения уровня знаний и умений школьников (высокий, средний, низкий). В конце учебного года составляется сводная таблица, по которой можно наглядно проследить уровень развития школьников. Всё это даёт возможность отследить динамику речевого развития, проверить потенциальные возможности по разным темам, выявить детей, которые преуспевают, а которые требуют индивидуального подхода. Таким образом, можно планировать образовательный процесс более эффективно.

Разнообразное использование на уроках по ознакомлению с окружающим миром бесед, дидактических игр, экскурсий, наблюдений, тестовых заданий вызывают у детей большой интерес. Они активно участвуют в ходе всего урока, что способствует лучшему усвоению речевого материала, пополнению словарного запаса, и, следовательно, росту уровня развития обучающихся. Изучив динамику речевого развития и потенциальные возможности каждого ребенка в процессе изучения темы с использованием перечисленных выше методов и приемов, можно сделать вывод, что дети становятся более самостоятельными, при выполнении заданий испытывают меньше затруднений и им не требуется активная помощь педагога.

Список используемой литературы

Боскис Р.М. Изучение и обучение детей с недостатками слуха. М., 1961.

Боскис Г.М. Глухие и слабослышащие дети. М., 1961.

Виноградова О.Ю. Знакомство дошкольников с нарушением слуха в классификации предметов окружающего мира. С.- Петербург., 2004.

Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1982 – т. 2.

Земцова О.Н. Тесты для детей: учебное пособие. М., Махаон, 2007.

Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. М., 2000.

Назарова Л.П. Методика слухового восприятия у детей с нарушением слуха. М., Владос, 2001.

Пожиленко Е.А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи дошкольников. Журнал Дефектология., 1995, № 3.

Речицкая Е.Г. Сурдопедагогика. М., Владос, 2004.

Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Журнал Дефектология, 1988, №3.