воспитатель
МАДОУ "ЦРР - д\с № 11", г. Кунгур
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
Но возможно – всё избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Т.Г. Хромцова
В последние годы проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста становится наиболее актуальной. Двигательная активность дошкольников, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводит к травмоопасным ситуациям. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными и опасными жизненными ситуациями.
Воспитание безопасности – непрерывный, систематический и последовательный процесс со стороны взрослых в различных видах деятельности с целью их интеллектуального, физического, нравственного, духовного развития и формирования опыта безопасного поведения.
Анализ педагогического процесса свидетельствует о существенных недостатках в области безопасного поведения детей. У 45% детей не сформированы представления о безопасности поведения в различных ситуациях; 30% детей не умеют регулировать свои поведенческие реакции; 55% детей не умеют находить выход из сложных, проблемных ситуаций, не навредив своему здоровью и здоровью окружающих; 69% не умеют предвидеть опасность и построить адекватное безопасное поведение.
Анализ имеющихся программ позволяет судить о возможностях реализации отдельных, разрозненных тем образовательного процесса по безопасности детей дошкольного возраста. Работа по этому направлению во многом затруднена из – за отсутствия методического обеспечения, системности и целенаправленности в педагогическом процессе.
Поэтому целью моей работы является систематизация имеющегося материала и поиск современных педагогических технологий по формированию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста, планирование работы по организации познавательной деятельности.
Поскольку было недостаточным оснащение образовательного процесса по данной теме, первоначально моя работа посвящена созданию материально дидактического обеспечения, методическому оснащению педагогической деятельности.
Работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности базируется на материалах общеобразовательной программы ДОУ, основанной на программе «Истоки», разработанной авторским коллективом центра им. А.В. Запорожца.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения для приобретения социального опыта средствами познавательной деятельности.
Задачи:
- создавать условия по ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения;
- воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения в различных чрезвычайных ситуациях;
- формировать представление дошкольника о безопасности поведения в различных ситуациях;
- учить детей регулировать свои поведенческие реакции;
- учить детей выходить из сложных, проблемных ситуаций, не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;
- развивать у детей самостоятельность и ответственность;
- развивать у детей способности к предвидению возможной опасности и построения адекватного безопасного поведения;
- обогащать словарный запас детей и развивать связную речь.
Для формирования основ безопасного поведения дошкольников воспитательно – образовательная работа мною была организована так, чтобы данный вопрос прослеживался во всех видах деятельности (игровой, познавательной, коммуникативной, двигательной). Составила «Паспорт центра безопасности», подготовила перспективное планирование, затем начала оснащение среды. Для обогащения предметно - развивающей среды изготовлено множество дидактических игр и пособий, при создании которых главным стала их многофункциональность, интерактивность, т.е. возможность их использования (интеграции) для решения образовательных задач нескольких областей познания.
Условно формирование представлений безопасного поведения дошкольников разделила на шесть блоков:
v Ребенок и природа
v Ребенок дома
v Здоровье ребенка
v Эмоциональное благополучие ребенка
v Ребенок на улицах города
v Ребенок и другие люди
Работа осуществляется по 3 направлениям:
Социально – психологическое направление способствует формированию потребности к освоению навыков безопасного поведения и здорового образа жизни. Изготовленные дидактические пособия дают возможность в игровой форме принять познавательные сведения, систематизировать полученные знания, проводить диагностико – коррекционную работу.
Остановлюсь на многофункциональном пособии, которое можно применить во всех 3 направлениях. «Узнай правила поведения» позволяет детям узнать правила поведения на прогулке, в доме, или на улицах города, познакомить с правилами пожарной безопасности или опасными предметами, находящимися в доме, в группе, на прогулке. Научить детей бережно относиться к своему здоровью.
Дидактическое пособие «Узнавай - Ка», дети на содержании стихотворений знакомятся с правилами дорожного движения, правилами поведения в лесу, пожарной безопасности и т. д.
Театрализованное представление «Гуси – лебеди» в художественной форме обобщает знания детей о том, как себя вести в природе, нельзя уходить из дома, могут повстречаться чужие люди.
Интеллектуальное направление предполагает получение комплекса теоретических знаний. В доступной форме формирую у детей представления о правилах дорожного движения, пожарной безопасности, опасных ситуациях и нормах здорового образа жизни. При организации регламентированной деятельности активно применяю методы, повышающие познавательную активность детей: методы коррекции и уточнения детских представлений, методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности. Эти методы помогают заинтересовать детей, стимулируют к самостоятельному поиску ответов на интересующие вопросы, стимулируют к поиску способов познания и применению его на другом материале. Например, метод уточнения при обучении детей противопожарной безопасности в игре «Огонь друг – огонь враг», помогает детям усвоить, что огонь бывает добрым и полезным, и опасным. Дидактическое панно «Уроки безопасности», не только расширяет представления детей о правилах дорожного движения, безопасного поведения в транспорте и на дороге. Дети знакомятся со специальными видами транспорта: «Скорая помощь», «пожарная машина», «полицейская машина», «машины помощники», с специальными сигналами машин, для чего они нужны, самостоятельно конструируют простые поделки, опираясь на собственный опыт.
Следующее направление - оздоровительное, направленно на развитие физических качеств, повышение сопротивляемости организма неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды. В этом направлении благоприятно сочетаются традиционные и нетрадиционные методы оздоровления, большое внимание уделяется работе с семьёй, которая способствует успешной социализации усвоения норм и правил поведения и предполагает единый стиль взаимодействия и общения.
Широко использую практико-ориентированные методы. На встрече с сотрудниками ГИБДД дети рассматривали патрульную машину, знакомились с назначением светового сигнала - проблескового маячка на крыше машины. Во время экскурсии в пожарную часть дети познакомились с пожарной техникой, экипировкой пожарных и средствами тушения пожара.
Совместные игры родителей и детей по ПДД побудили родителей серьезнее относиться к соблюдению правил дорожного движения, участвовать в конкурсе стенгазет «Досуг выходного дня». Пригласили на занятие пожарного: дети стали активнее интересоваться профессией пожарного, с большим увлечением играют, вводят в сюжетные игры увиденное и услышанное на занятии.
Критерии результативности и результатов.
Мониторинговое обследование уровня сформированости основ безопасности жизнедеятельности показало, что у 78% детей развита психологическая устойчивость; у 93% детей сформированы представления о безопасности поведения в различных ситуациях; 90 % детей умеют регулировать свои поведенческие реакции; 95 % детей умеют находить выход из сложных, проблемных ситуаций, не навредив своему здоровью и здоровью окружающих; 88 % детей умеют предвидеть опасность и построить адекватное безопасное поведение.
Таким образом, создание и использование в практической деятельности представленных дидактических игр и пособий позволило повысить компетентность детей в области безопасного поведения жизнедеятельности. У детей повысилась уверенность в своих возможностях, что при строгом соблюдении определенных правил поведения они не попадут в опасную ситуацию, а в проблемной ситуации всегда смогут найти из нее выход.
А мне, как педагогу, достигшему положительной динамики в обучении детей безопасному поведению, видятся перспективы дальнейшего развития своего педагогического опыта работы. Ставлю задачи на этот год: систематизация наработанного дидактического и методического оснащения, создание «Паспорта уголка безопасности» и планирование в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.