Высшая школа делового администрирования
Конференции
Декабрь 2022

ФОРМИРОВАНИЕ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Шляхтина Юлия Николаевна
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Камскополянская средняя общеобразовательная школа № 1" Нижнекамского муниципального района Республика Татарстан

Важным периодом становления личности ребенка приходится в его школьные годы. В школьном коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Педагог в содружестве с семьей формирует в процессе целенаправленного педагогического воздействия те навыки и привычки поведения ребенка, начала тех личностных качеств, которые определяют характер взаимоотношений ребенка с другими людьми, и тем самым создает предпосылки развития коллективизма как качества личности. Поэтому так важно, особенно в младшем школьном возрасте, предать отношениям детей со взрослыми и детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, общими усилиями достигать поставленной цели, значимой не только для ребенка, но и для всей группы

Школьный коллектив – это колыбель ребенка, которая позволяет всесторонне развиваться личности. В коллективе формируются благоприятные условия для подготовки детей к общественной жизни. Родители на протяжении всей жизни ребенка формируют привычки, взгляды ребенка, от которых будет завесить его взаимоотношения с другими детьми. Следовательно, они создают предпосылки для развития коллектива. А коллектив это то место, где, формируется личность. Поэтому в младшем школьном возрасте очень важно предать отношениям в коллективе дух доброжелательности, единства, взаимопомощи, товарищества, поддержки.

В современной школе существует многообразие коллективов. Это дает ребенку возможность проявлять свои способности, самореализоваться, осуществлять различные социальные роли. Но наиболее стабильным элементом в коллективе школы является коллектив класса, который осуществляет различные виды деятельности, но основным из них является учебная деятельность.

Коллектив - социальная общность людей, объединённых на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения.

Коллектив учащихся формируется продолжительное время. Процесс становления и формирования коллектива длителен и проходит через ряд этапов.

У известного советского педагога А. С. Макаренко определяющим параметром формирования коллектива было требование. Согласно этой концепции в развитии коллектива выделяются три стадии.

1 стадия. Требования к коллективу. На этом этапе велика роль педагога, который стремится организационно оформить группу.

2 стадия. Требования руководителя поддерживает группа детей (неформальный актив). Работа педагога с активом требует пристального внимания. Коллектив выступает как целостная система.

3 стадия. Требования к личности начинает предъявлять коллектив. Члены группы предъявляют более высокие требования к себе, чем к товарищам.

Особенно важна и в сплочении детского коллектива, и в воспитании отдельных школьников роль таких видов совместной деятельности, как труд, игра и общение.

Труд является главным фактором приобщения детей к материальной культуре общества. Труд играет большую роль в сплочении и развитии коллектива, потому что процесс труда предполагает обмен мнениями, взаимодействие, эмоциональное сопереживание.

В жизни младших школьников также большое значение имеет игра. С помощью игры многое можно преподнести, научить. Трудно представить себе детский коллектив, как коллектив неиграющих детей. Результат игры - те эмоциональные переживания, которые они испытывают, тот жизненный опыт, который они в ней приобретают.

Также существенную роль в сплочении ученического коллективе играет общение, обмен духовными ценностями его членов в процессе их взаимодействия. Жизнедеятельность ученического коллектива, включая труд, познание, игру, общение должна быть сбалансированной.

В начале организации коллектива большое значение имеет педагог. Это человек, от которого зависит формирования коллектива, на протяжении всего процесса он является тем, кто направляет процесс формирования коллектива в начальной школе.

Формирование детского коллектива

Начальная стадия формирования коллектива

Работая воспитателем ГПД в начальной школе, понимаю, что мне отведена важная роль в постановке целей и задач для эффективного сплочения ребят. Каждые 4 года приходят разные дети, и только поняв характер и особенности эмоционального состояния учеников, а следовательно, и класса в целом, можно делать выводы о том, как будет развиваться новый коллектив, как направить его в нужное правильное русло, как помочь ему в становлении и укреплении.

На этапе зарождения коллективного объединения я являюсь организатором всех процессов и всех видов деятельности, в которые вовлечён класс. Мне необходимо наглядно показывать и объяснять, как вести себя в той или иной ситуации, как лучше организовать, спланировать и выполнять определённую работу. Далее становлюсь уже не ведущей фигурой, требующей беспрекословного выполнении требование и правил, а соучастником процесса формирования коллектива. В уже довольно устойчивом коллективе моя роль компаньона сменяется на роль советчика. Я оказываю помощь в разрешении спорных ситуаций и конфликтах, а также укрепляю дух единства коллектива.

Большая часть специалистов выделяет следующие ступени формирования детского объединения в коллективе. На начальном этапе, когда класс является несформированным воедино, от педагога требуются довольно жёсткое и понятное каждому предъявление определённых требований, установление конкретных правил и норм. Постепенно часть класса принимает эти правила и соглашается с ними – это свидетельствует о второй стадии формирования. В это время ученикам уже свойственно предъявление требований к себе, и к своему коллективу. Затем взаимопонимание и сплочённость ребят растут, у них появляются общие интересы и виды деятельности. Это неизбежно, так как они учатся в одном классе, у них общие учителя и предметы, круг знакомств, а возможно, и увлечения. На этой стадии важным становится общественное мнение, оно диктует правила поведения.

Наблюдая за детьми, я выстраиваю план дальнейшего развития коллективной работы. В него включаю различные творческие мероприятия, игры с целью выявления в классе лидеров, инициативных групп.

Игры на сплочение коллектива класса помогают детям научиться понимать своих одноклассников, способствуют сплочению класса, позволяют ребятам проникнуть во внутренний мир друг друга, лучше понять и почувствовать своих одноклассников.

Становление коллектива

Когда атмосфера в классе относительно стабилизирована, между всеми учениками возникает контакт, появляются общие точки соприкосновения, я перехожу к совместному формулированию общих целей, строим планы по их достижению. Для решения этой воспитательной задачи лучше всего подходит метод беседы с учениками. Важно, чтобы обсуждение планируемой деятельности было равноправным, чтобы моё мнение не противостояло мнению учеников, а было в согласии с ними, ведь в конечном счёте решение должно приниматься всем классом. Грамотное построение диалога – это уже залог успеха будущего дела.

На этом этапе мы планируем и организуем какое-либо классное мероприятие. Мы вместе обсуждаем всё: тему классного часа и ход мероприятия. Кто-то любит читать стихи, а кто-то хорошо рисует, кто-то учиться в музыкальной школе – всё это учитывается и обсуждается всем классом.

Ребята начинают действовать вместе, привлекая к своим увлечениям одноклассников, появляется стремление помочь товарищам, проявлять инициативу в общении и коллективных начинаниях. Конечно, на фоне всего класса появляется группа ребят наиболее увлечённых, с яркими проявлениями активности и организаторских способностей. Такая ячейка класса называется его активом.

В коллективной работе главными задачами для педагогов являются:

1. Обеспечение каждому ученику комфортной атмосферы в кругу своих одноклассников.

2. Необходимость принятия во внимание индивидуальных качеств личности каждого ребёнка.

3. Разумный контроль постановки и планирования деятельности детского коллектива.

4. Оказание поддержки и помощи в самостоятельных начинаниях объединения.

5. Рассмотрение как совокупности развития и реализации личности учащихся и коллектива.

Организация коллективной работы всегда связана с необходимостью решения разного рода задач всем коллективом. На различных этапах своего формирования детское объединение постоянно сталкивается с задачами, требующими коллективного подхода, взаимопонимания, отзывчивости каждого из его членов. Конечный итог решения вопросов и задач зависит как от профессионализма организатора союза, так и от плодотворности совместной деятельности этого объединения.

Воспитательная работа в коллективе

В начальной школе отношения между одноклассниками развиваются по следующему сценарию: ребята присматриваются друг к другу, пытаются понять сверстников, осуществляют совместные действия, корректируют собственные поступки и поступки других, учатся правильно реагировать на поступки других, учатся правильно реагировать на поступки одноклассников. Именно в коллективе ребёнок учится ставить себя на место другого человека, сопереживать ему. Через сравнение и сопоставление себя с другими членами объединения происходит формирование личности, становится возможным оценить собственные действия и поступки через осознание себя частью большого целого. В коллективе формируются собственный стиль жизни и индивидуальность, своё восприятие вещей и взглядов на различные предметы и явления. Коллективная деятельность, куда включен ученик, разнообразна и интересна. Взаимодействие детей происходит в процессе обмена какого-либо рода информацией, совместной деятельности, в ходе которой ученики учатся сплочённости, единства в выборе направлений и содержания своей деятельности, и, конечно, в процессе непрерывного эмоционального контакта, т.е. через сопереживание друг другу, выражения чувств симпатии или антипатии. Чем разнообразнее, содержательнее и активнее ребята общаются, тем более эффективно они развиваются духовно.

Приоритетным видом деятельности в моей воспитательной работе является коллективно - творческая деятельность.

Основные направления работы по сплочению детского коллектива

1. Организация совместной деятельности учащихся

2. Постановка общественно значимой и привлекательной для учащихся цели.

3. Создание органа внутри коллективного самоуправления.

4. Поддержание, стимулирование и незаметная корректировка отношений в классе.

5. Планомерная смена поручений учащихся в самоуправлении.

6. Установка традиций класса.

7. Поощрение сотрудничества учащихся при выполнении общих дел, стимулирование добровольной взаимопомощи в учении.

8. Предупреждение и пресечение конфликтных ситуаций, сплетен, нездоровых группировок.

Рекомендации:

1. Создать в классе единую систему традиций и ценностей.

Для этого можно предложить детям ответить на вопросы анкеты:

1. Каким, по твоему мнению должен быть дружный класс?

2. Как сделать так, чтобы класс стал дружным?

3. Какие традиции есть в нашем классе?

4. Назови твои "можно" и "нельзя" в классе.

5. Какие мероприятия в классе, по твоему мнению, должны стать традиционными?

2. Ввести традицию обратной связи.

В конце каждой четверти и в конце года дети пишут записки, где могут задать вопрос, написать что-то наболевшее, о чем не могут сказать вслух. На основе этого учитель планирует воспитательную работу.

3. Создать «ящик пожеланий».

4. Проводить как можно больше традиционных внеклассных мероприятий (праздники, КТД)

Традиция учащихся нашего класса – это проведение таких праздников как «Осенний арбузник», «День именинника» (по сезонам), «Зимние забавы», посещение районной библиотеки и др.

Традиция быть всем классом всегда рядом с тем, у кого в жизни наступили трудные дни.

5. Особую работу следует вести с «отвергнутыми» детьми.

· Попытаться привлечь их к совместной деятельности класса.

· Найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности.

· Чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

6. Работа в группах.

На уроках можно организовать работу по подгруппам, причем в каждой должны быть как "сильные", так и "слабые" ученики. Группа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивация на достижение, а между группами необходим момент соперничества.

7. Распределение между учащимися поручений.

От педагога требуется лишь умелое руководство деятельностью учащихся, предоставление им свободы и самостоятельности. Педагог должен уметь поддерживать инициативу детей. Самое главное - педагог должен видеть маленький и большой успех каждого ученика в порученном ему деле и умело поощрять его.

8. Использование игр на сплочение коллектива для детей.

9. Сказкотерапия.

10. Обсуждение ситуаций, анализ, разыгрываниеТаким образом, детский коллектив, являясь сферой жизнедеятельности ребенка, удовлетворяет его потребности в общении и самоутверждении, помогает в формировании эмоционального и поведенческого опыта, через взаимодействие с другими создает условия для познания себя и своих достоинств. В практике учитель выбирает способы сплочения детского коллектива, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей.