Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

Рощина Светлана Геннадьевна
учитель английского языка
ГБОУ школа № 561
г. Санкт-Петербург
Использование информационно-коммуникационных технологий при организации проектной деятельности у детей с ОВЗ
Названия улиц, как и другая городская топонимика, являются важной частью нашего исторического наследия. Название – это не только «визитная карточка» улицы, но своеобразный памятник той эпохи, в которую оно возникло, от старых времен до наших дней. Ведь названия городских улиц возникли не сразу, их происхождение проистекает из глубин времени, раскрывая исторические корни наших предков, их вклад в науку, историю и культуру нашего города. Как правило, мы не задумываемся о названиях улиц, так как они для нас привычны. Мы произносим топонимические названия, не понимая, что, зачастую, за именем каждой улицы стоит целая история, увековечивающая подвиг наших предков. Именно изучение истории улиц, на которых ты живешь, дает первый толчок к развитию самосознания и интереса к отечественной истории. Занимаясь сбором информации о родном районе, мы поняли, как мало мы о нем знаем. Мы привыкли, что, как правило, интерес для нас представляет центральная часть нашего города, так как там находятся наиболее значимые памятники культуры и архитектуры, но, познакомившись с историей нашего района поближе, оказалось, что его история не менее интересна и значима для нас.
Все началось с того, что, познакомившись со своим новым 5 классом, я поняла, что дети практически ничего не знают о районе, в котором живут. Мы провели ряд экскурсии по Калининскому району. В ходе экскурсий дети познакомились с названиями улиц и их историей, причем, выбор посещенных улиц зависел от желаний детей. Мы сразу же договорились, что все улицы района посетить невозможно и определили на карте те места, куда хотели бы пойти ученики. В организации экскурсий нам очень помогла учитель русского языка и литературы, Кудряшова Виктория Владимировна, которая увлекается историей района и очень давно проживает в нем.
После экскурсий наиболее инициативные ученики предложили написать проект, который включал бы в себя всю ту информацию, которую мы узнали. Но, так как улиц в районе очень много, и невозможно рассказать обо всех, ученики, после долгих раздумий, решили сделать упор на научных улицах, которые широко представлены в нашем районе. К ним мы отнесли не только естественнонаучные улицы, но и филологические (отрасль гуманитарных наук). Сначала мы создали проект-экскурсию для малышей, выступая перед учениками начальной школы с рассказом о нашем районе, но потом наша работа переросла в масштабный проект «Я познаю мир» для детей с ОВЗ, конкурс дистанционных проектов, который проводится ежегодно кафедрой культурологического образования СПб АППО и Комитетом по образованию Санкт-Петербурга. Тема проекта в текущем году была «Наука и искусство», так определилось еще одно направление экскурсии - «театральное». Мы определили цели и задачи проекта, что и в какой последовательности мы будем делать, а, главное, зачем это нужно.
Цели проекта:
•        создание виртуальной экскурсии по улицам Калининского района, названным в честь известных ученых, педагогов и артистов;
•        формирование у детей интереса к истории родного города через изучение исторических объектов района, в котором дети живут и учатся.
Задачи проекта:
v Изучить топонимический материал, связанный с историей возникновения улиц в Калининском районе Санкт-Петербурга.
v Собрать необходимый фотоматериал, рассказывающий об истории развития нашего района и появления улиц на карте района.
v Опросить людей (родственников, учителей), давно проживающих в районе, включив материал в экскурсионный рассказ.
v Обобщить и систематизировать полученные знания, представив их в виде экскурсионного маршрута по улицам Калининского района.
v Посетить наиболее значимые экскурсионные объекты для получения более наглядного и социально - значимого краеведческого материала.
v Развивать связную устную речь и словарный запас учащихся.
v Воспитывать бережное отношение к памятникам истории и культуры.
v Формировать навыки самостоятельного поиска необходимой информации об исторических объектах, фактах и событиях.
v Создать условия для выявления творческих способностей каждого учащегося.
Мы долго думали: «С чего же начать?». Ведь информации так много! Как грамотно построить экскурсию? В этом нам помогло не только создание интеллект – карты на сайте www.mindmeister.com, на которой мы записали все возникающие идеи, а потом проанализировали собранную информацию, но и создание ленты времени на www.time.graphics.com. Теперь дети четко понимали, в каком направлении они будут работать. Анализ, синтез, обобщение – уже на этом этапе работы я увидела, как ребята учатся анализировать и планировать последовательность своего исследования. А не это ли так важно для детей с ЗПР?
Так как детям с ОВЗ достаточно тяжело воспринимать только визуальную информацию, мы создали на плакатах свою ленту времени, определив год появления каждой улицы на карте района. И тут-то стало ясно, как мы построим нашу экскурсию. Оказалось, что наш район строился с севера на юг, улицы появлялись в том же направлении, это и определило направление и порядок нашей экскурсии. Мы разделили временной отрезок появления улиц на несколько периодов в зависимости от каждого маршрута и создали интерактивную карту района с помощью www.imapbuilder.net, нашу карту можно увидеть на сайте проекта «Я познаю мир».
Ученики долго подбирали к каждой улице фотографии, как старые, так и современные. Мы обратились к педагогам и к родственникам наших одноклассников, которые принесли нам большое количество своих архивных фото. К каждой улице мы сняли видеосюжеты или смонтировали видеоролики, рассказывающие об истории возникновения и названия каждой улицы, озвучили нашу экскурсию с помощью диктофона. Ученики научились пользоваться видео редактором Movavi, самостоятельно создавали коллажи на www.foto.com. Таким образом, во время экскурсии мы можем виртуально посетить 23 улицы Калининского района, полюбоваться на траекторию развития каждой улицы. Это была нелегкая работа, так как у учеников много проблем с речью и памятью. Мы неоднократно перезаписывали наши видеоролики, так как дети забывали или неправильно произносили слова и ошибались в ударении. Но, так как ученики были очень мотивированы на достижение положительного результата, у нас все получилось.
Завершить нашу экскурсию мы решили посещением музея, связанного с наукой. Мы считаем, что символом научной мысли, мужества и титанического труда является музей истории подводных сил России имени А.И. Маринеско, туда мы и отправились на экскурсию. Мечта конструкторов подводных кораблей всех времен и народов осуществилась - создан единый двигатель, работающий на ядерном топливе, который кардинально раздвинул пределы пребывания человека под водой. Модель первой атомной подводной лодки К-3 "Ленинский Комсомол" является - символом новой эры. Именно русские ученые-атомщики занимались исследованием использования атомной энергии для движения подводных лодок. Этот музей уникальный, так как это единственный музей подводных сил в России. Там можно увидеть не только научные достижения России, но и понять, насколько мы, русские, сильны духом! Работники музея не только рассказали нам много интересного по интересующей нас проблеме, но и позволили записать свою небольшую экскурсию по материалам услышанного. Это было очень важно - почувствовать себя взрослым, значимым, потренироваться в другой социальной роли, да и просто поработать над развитием своей связной устной речи!
На этом наш проект не закончился. Очень важная часть проекта – это воспоминания! Нельзя по фотографиям понять эмоции и чувства, которые испытывали жители тех времен. Мы взяли интервью у людей, которые давно проживают в Калининском районе. Благодаря их рассказам мы поняли, сколько положительных эмоций вызывают у людей воспоминания о нашем районе. Ученики очень хотели получить ответ на вопрос, что же они, подрастающее поколение, должны сделать для того, чтобы наш район оставался таким же зеленым, чистым и красивым. С этим вопросом учащиеся также обратились к жителям района. Оказалось, что большинство жителей выступает за экологическую безопасность района, его дальнейшее культурное развитие.
Все, о чем мы узнали, что нам понравилось в ходе работы над проектом, мы описали в своих сочинениях. А учитель русского языка и литературы, Виктория Владимировна, прочитав наши сочинения классу, предложила всем ученикам написать об истории улиц, на которых они живут. Так, наша копилка пополнилась дополнительными знаниями. Все сочинения мы прочитали на классных часах. А результаты нашего проекта ученики представили не только на защите конкурса «Я познаю мир», но и на районной конференции, а также выступили перед учениками параллельных классов.
Заключительная часть.
Так уж получилось, что в нашем проекте топонимически объединились три вехи в истории нашей науки – дореволюционная - город тогда назывался, как и сейчас, Санкт-Петербург, послереволюционная – ставшая неотъемлемой частью истории развития нашего прекраснейшего города Ленинграда и современная, когда городу было возвращено его прежнее название. И оказалось, что у нас получилась не просто экскурсия по району, а историческое путешествие во времени. И это путешествие растянулось на 122 года (от года возникновения первой научной улицы и до настоящего времени). Все, что мы запланировали, получилось! Оказалось, что социокультурная среда города может очень помочь нам в социализации наших учеников. В ходе проекта ребята научились не только слушать и запоминать, анализировать и обобщать полученную информацию, но и общаться с различными людьми: брать интервью, проводить опросы, организовывать и проводить небольшие экскурсии, выступать перед своими одноклассниками и людьми, которых они видят впервые. В ходе защиты проекта ребята не только делились своими знаниями, но и отвечали на возникшие вопросы, слушали ребят из других школ и задавали им вопросы. А самое главное, ребята настолько поверили в себя! За несколько месяцев из робких детей, которые и слово боялись вымолвить перед камерой, ребята превратились в достаточно раскованных учеников, которые умеют не только выступать перед публикой, но и с удовольствием расскажут об истории района, в котором они живут.
Сентябрь 2021