Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Бондаренко Е.И. РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЛЕНОВ ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «ДРУЖБА» ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ ДЕЛА И КОЛЛЕКТИВНО-ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Бондаренко Елена Ивановна
старший вожатый, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Жабская основная общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области", с. Жабское

Библиографическое описание: Бондаренко Е.И. Развитие лидерских качеств и организаторских способностей членов детской общественной организации «Дружба» через социально-значимые дела и коллективно-творческую деятельность // Современная начальная школа. 2020. № 5. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/05.pdf.

I. Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

Формирование у школьников активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно – политической и культурной жизни страны через воспитание гражданственности, патриотизма и толерантности средствами игровых технологий определяют тему и цель опыта работы: «Развитие лидерских качеств и организаторских способностей членов детской общественной организации "Дружба" через социально-значимые дела и коллективно – творческую деятельность».

В МБОУ «Жабская основная общеобразовательная школа» сохраняется стабильное количество учащихся на протяжении последних 3-х лет (42 - 46 человек).

Контингент учащихся школы разнороден и представлен различными социальными слоями: 34% - из семей служащих, 61,5% - из семей колхозников, у 2,2% учащихся родители занимаются предпринимательством, 4,5% - из семей безработных. Семьи по социальному уровню разнообразны: 27% - многодетные, 31% учащихся из неполных семей, 11% - дети из неблагополучных семей, учащиеся из малообеспеченных семей - нет, детей из семей беженцев и переселенцев нет. Все обучающихся являются членами детской общественной организации «Дружба».

Детская общественная организация «Дружба» – это независимый, добровольный, общественный, самоуправляемый, творческий союз самостоятельных детей и взрослых, созданный с целью организации познавательной и досуговой деятельности. Детская организация осуществляет свою деятельность по следующим направлениям: «Мы-патриоты!», «Кристалл здоровья», «Доброе сердце», «Зелёный мир», «Искусство отдыхать».

Воспитательная работа осуществляется не только в МБОУ «Жабская основная общеобразовательная школа». Школа тесно взаимодействует на основе договоров о сотрудничестве с Жабской сельской библиотекой и МКУК «Жабский сельский дом культуры».

В школе накоплен богатый опыт воспитания детей, дающий возможность обеспечивать необходимую общеобразовательную подготовку и нравственное развитие школьников, сложились определенные традиции, самой важной из которой является поиск эффективных путей организации внеклассной работы. Стратегия активной адаптации, в основе которой лежат опережающее развитие, формирование творческой личности, воспитание активной жизненной позиции должна способствовать формированию готовности к самоопределению, становлению, саморазвитию каждого выпускника школы. Реализация такой стратегии возможна только при постоянном педагогическом сопровождении, что в условиях нашей школы привело к созданию воспитательной системы, в основе которой лежит работа детской организации. В данном случае не только внешние условия, но и внутренние факторы подтолкнули к созданию такой воспитательной системы. Назрела необходимость в консолидации всех направлений работы школы для реализации системного подхода в воспитании, что явилось оправданным шагом.

А для воспитания творческой личности с активной жизненной позицией роль воспитателя возрастает в два раза быстрее, поскольку, выполняя социальный заказ на конкурентно способную личность, весь коллектив школы работает в одном направлении – в направлении формирования творческой личности с активной жизненной позицией. Если раньше учебная деятельность была ведущей, то в свете последних требований общества воспитание поднялось на одну ступень с учебой, и теперь гармонично развитая личность наиболее востребована во всех сферах жизни и деятельности общества. Автора опыта заинтересовала проблема повышения активности членов детской организации "Дружба" в формировании лидерских качеств учащихся.

В 2016 – 2017 учебном году для изучения исходного состояния активности членов детской организации была использована диагностика ценностных ориентиров членов детской организации, уровня общественной активности учащихся по методике Е.Н. Степанова (приложение 1). Изучение операционных коммуникативных умений (лидерских, организаторских качеств) членов детской организации осуществлялось по методике «Я - лидер», составленной кандидатом педагогических наук, М.П.Нечаевым (приложение 2).

Результаты диагностики показали, что не каждый член детской организации "Дружба" достаточно активен. Испытуемые по уровню статуса активности распределились на пять групп. (Табл.1)



Таблица 1

Номер статусной группы

Активность членов детской организации

Количество членов детской организации

(46 человек)

1

Высокая (организаторская)

3 человека

2

Хорошая (активно - исполнительская)

10 человек

3

Средняя (пассивно - исполнительская

19 человек

4

Низкая (принудительная)

13 человек

5

Не проявляется

1 человек



По результатам диагностики оказалось, что из 46 человек - только 13 человек имеют высокую и хорошую активность, являются инициаторами и организаторами большинства дел в школе, служат примером в выполнении общественных поручений, добросовестно и охотно участвуют в делах детской организации.

Таким образом, было установлено, что для уровня развития лидерских качеств членов детской организации необходима активизация работы над повышением уровня организаторских качеств, для того чтобы члены детской организации умели вести за собой, могли стать организаторами и вдохновителями жизни школы и в детской организации "Дружба" управлять собой, решать проблемы, влиять на окружающих, работать с группой.

В начале работы (2016-2017учебный год) над формированием у членов детской организации лидерских качеств личности через социально –значимые дела и коллективно – творческую деятельность автор опыта столкнулась с рядом противоречий. Первое - разница микроклиматов в классных коллективах, второе - между необходимостью и отсутствием такой программы, которая была бы направлена на формирование условий для развития лидерских качеств личности членов детской организации "Дружба".

Актуальность опыта

Проблема активной и творческой самореализации личности учащихся в условиях развития современной школы приобретает доминирующее значение. Ориентация на формирование активной личности, способной оказывать позитивное влияние на группу, продвигать ее в достижении цели, активизировать на социально–полезную деятельность и свободному развитию побуждает воспитателя к постоянному выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия творческого потенциала учащихся, обеспечения их самовыражения.

Как показывает анализ литературы и практический опыт воспитания, одним из возможных способов решения задачи подготовки высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людей, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить русскую духовную культуру является такая организация работы воспитателя, в основе которой лежит формирование навыков работы руководителя и навыков коммуникативного взаимодействия в социуме, обучение приемам и методам организации и планирования деятельности, обучение навыкам социальной активности, развитие инициативности, целеустремленности, ответственности за себя и окружающих. Эта проблема становится особенно актуальной в рамках деятельности детских общественных организаций. Наряду с этим, в массовой педагогической практике является очевидным противоречие между необходимостью повышать уровень творческого развития личности и недостаточной технологической проработкой процесса в условиях традиционного воспитания.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий, содействующих развитию лидерских качеств и организаторских способностей членов детской организации посредством участия учащихся в социально-значимых и коллективно-творче-ских делах. Сегодня идёт процесс преображения России, преобразование всех сфер жизни общества, в том числе и образовательной системы. Социальный запрос российского общества - это духовно-нравственная, творческая, деятельная и развивающаяся личность, личность, устойчивая в сложных социально-экономических условиях; личность, готовая к социальному, гражданскому и профессиональному самоопределению; личность, отличающаяся высоким самосознанием, ориентированным на человеческие ценности, ставшие личными убеждениями и жизненными принципами; личность, отличающаяся гражданской активностью, инициативностью и ответственностью.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с сентября 2016 года по октябрь 2019 года. Работа по развитию лидерских качеств и организаторских способностей членов детской общественной организации "Дружба" через социально-значимые дела и коллективно – творческую деятельность была разделена на несколько этапов.

I этап - начальный – сентябрь 2016 – июнь 2017 года

II этап – основной – июль 2017 – август 2018 года

III этап – заключительный – сентябрь 2018 года - октябрь 2019 года

Диапазон опыта

Диапазон представленного опыта включает в себя следующие виды внеучебной деятельности:

1)игровая деятельность;

2)познавательная деятельность;

3)проблемно-ценностное общение;

4)досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5)художественное творчество;

6)социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);

7)трудовая деятельность;

8)спортивно-оздоровительная деятельность;

9)туристско-краеведческая деятельность.

Теоретическая база опыта

В своем опыте Бондаренко Е.И. опирается на труды отечественных учёных К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского научных представителей гуманистического направления в психологии и педагогике: В.А. Сухомлинского, научные положения о сущности, становления и развития воспитательного пространства Л.И. Новикова, В.А. Караковского, Н.Л. Селиваной, Н.Е. Щурковой.

В настоящее время проблема раннего выявления, развития и воспитания будущих лидеров активно исследуется в педагогике и психологии. Задача отбора и подготовки социально перспективных подростков, потенциальных лидеров, которые при наличии соответствующих качеств, умений и навыков способны быть лидерами детского общественного объединения, а в перспективе - взять на себя ответственность за решение насущных проблем, является достаточно актуальной.

Методологические и теоретические аспекты этой проблемы определены в трудах отечественных ученых Б.Д. Парыгина, Л.И. Уманского, В.И. Зацепина, М.С. Полянского, А.В. Петровского, И.П. Волкова, P.JI. Кричевского, А.В. Карпова. Особую значимость представляют работы, посвященные деятельности детских общественных объединений. Многие работы Н.К. Крупской, А.С.Макаренко касаются проблем развития общественной активности детей, деятельности Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина.

Анализ теоретических источников позволил сделать вывод, что в педагогической и психологической науке сформированы основные положения и подходы в изучении феномена лидерства. Доказано, что детское общественная организация является воспитательным пространством наиболее позитивного, эффективного развития лидерских качеств его участников.

Детские общественные организации обладают огромным воспитательным потенциалом, так как с одной стороны являются исключительно важной средой самореализации, с другой – важным фактором социализации, а с третьей – действительным инструментом защиты прав и интересов детей.

Широкое поле выбора социальных ролей предоставляют ребенку именно детские общественные организации, работающие по самым различным программам. Активное участие детей в поиске путей реализации социальных ролей в процессе самореализации обусловлено их возможностью проявить и осознать себя в ситуации социальных проб. Социальная проба - это совокупность последовательных действий, связанная с выполнением специально организованной социальной деятельности в экономической, политической и духовной сферах, на основе выбора способа поведения в этой деятельности, и являющаяся средством соотнесения самопознания и анализа своих возможностей в спектре реализуемых социальных функций.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в создании системы применения методов и приемов, нацеленных на развитие лидерских качеств членов детской общественной организации через разработку программы «Лидер», которая предусматривает систематические мероприятия по развитию лидерских основ личности через социально-значимые дела разной направленности, по преобразованию ученического самоуправления в условиях малокомплектной школы.

Раздел II. Технология описания опыта

Новая реальность жизни диктует необходимость и одновременно потребность современного человека разобраться в сложившейся ситуации, понять свою роль и место в обществе, оказать воздействие на происходящие процессы. Для этого ему нужны определенные знания, умения и навыки. Воспитание в детях таких качеств, как инициативность, самостоятельность, умения вести за собой, смелости, доброжелательности, целеустремленности становится не менее ценным, чем овладение конкретной предметной деятельностью. Это объясняется тем, что в современных условиях стал, востребован человек, способный принимать активное участие в преобразовании окружающей действительности; не бояться брать на себя ответственность; уметь работать в команде, т. е. обладать лидерскими качествами.[5; c.64].

Помочь детям и подросткам разобраться в сложных реалиях сегодняшнего дня, стать интересными, независимыми в суждениях собеседниками, научить их культуре общения, умению дискуссировать может и должна детская организация. Именно здесь ребята могут удовлетворить свои интересы и наклонности, реализовать возможности, найти выход из создавшегося сложного положения, опору, понимание и защищенность. Социально-антропологиче-ские исследования и практика убеждает в том, что именно детские организации обладают оптимальными условиями для формирования лидерской позиции подростков, так как дают возможность участвовать в социально-значимой деятельности. Такая деятельность помогает научиться общаться, приобрести опыт социального взаимодействия с другими людьми, проявить свою неповторимость, реализовывать собственную инициативу, получить общественное призвание, уметь вести за собой.[8; с.32]

Именно это и определило появление новой комплексной программы деятельности детской организации «Лидер», цель которой объединить школьников на основе общих дел для создания благоприятных условий социализации и творческого развитие личности.

Социальные инициативы позволяют формировать у детей такие ценности как коллективизм, взаимную требовательность, взаимовыручку, милосердие, доброту, ответственность, доверие, активность, организованность. И в этом смысле – социально - значимая деятельность связана с развитием гражданского сознания человека, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Именно готовность приносить пользу людям, выбор и направленность инициативы определяет ценностное самосознание подростка как гражданина и общественного деятеля.[1; c.294].

Становление ценностных ориентиров подростков как нового поколения российских граждан осуществляется в единстве процесса социализации и индивидуализации воспитания личности. В процессе социализации человек входит в систему социальных отношений путём воспроизводства опыта и культуры предшествующих поколений в результате развития и саморазвития личности. Чаще развитие и поддержка социально-значимой деятельности реализуется через средства социальных проектов, но вместе с тем она представляет собой достаточный багаж знаний, умений, навыков, энергии. [9; c.46]. Ведущая идея такой организации системы воспитания состоит в том, что в центре нее находится личность воспитанника, готовая включиться и внести свой индивидуальный вклад в развитие общества. При этом содержание воспитания необходимо наполнить ценностями духовной культуры, мировоззрения и нравственности обеспечивая интеллектуальное, этическое, гражданское воспитание, развивая в детской среде здоровый образ жизни и формируя у личности готовность к самостоятельной профессиональной и семейной жизни путем вовлечения в социально-значимую деятельность.

Также были поставлены задачи, которые должны были обеспечить положительный результат деятельности по воспитанию лидерских качеств личности:

- выявление и реализация лидерского потенциала личности ребёнка; обучение управленческим технологиям;

- расширение содержания и форм социальной активности воспитанников;

- развитие и повышение мотивации членов детского общественного объединения;

- создание благоприятных условий для сознательного выбора в социально значимой сфере;

- дать возможность членам детской организации реализовать себя в деятельности, осуществляя общественные преобразования.

Чтобы процесс воспитания, воспитания лидерских качеств личности проходил успешно, вокруг ребёнка должна быть создана атмосфера, где ему будет уютно и комфортно. Членов детской организации должна окружать красота, игра, фантазия, творчество – это раскрытие и реализация каждым членом детской организации своих потенциальных возможностей [11; c. 201].

Лидер – яркая человеческая индивидуальность, способная проявить инициативу, взять на себя ответственность, показать образцы деятельности [12; c.78].

Через лидеров реализуется управленческий механизм, таким образом, лидеры занимают ключевые позиции в органах детской организации.

Автор опыта в течение 2017 – 2018 учебного года разрабатывал программу обучения актива «Лидер» детской общественной организации «Дружба». Программа рассчитана на подростковый возраст, в котором социально значимая деятельность общения, заключающаяся в построении отношений с товарищами на основе определенных морально- этических норм, которые опосредствуют поступки подростков. В этот период развивается абстрактное мышление, самосознание, чувство «взрослости», половая идентификация [6; с.226].

Цель программы: формирование социально-ценностных практических умений и навыков у обучающихся в различных направлениях жизнедеятельности, формирование знаний, опыта организаторской работы.

Задачи:

ü обучить актив навыкам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, самоорганизации и проектирования собственной деятельности;

ü выработать партнёрские и лидерские качеств, коммуникативные умения и навыки;

ü формировать социально-нрав-ственные позиции;

ü формировать гражданскую позицию, навыки конструктивного взаимодействия.

Одной из основных предпосылок создания программы обучения актива детской общественной организации является создание условий для развития инициативы и сплочённости подростков, а также реализации их посредством участия в конкретных и важных для их возраста видах деятельности. Процесс воспитания активности должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека. Главными и наиболее важными качествами человека в современном мире становится мобильность и конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нём. Для собственной успешности в социуме необходимы определённые знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать её в рамках определённой деятельности.

Предлагаемые обучающие занятия создадут благоприятные условия для социализации подростка. Ориентированный на выявление и реализацию организаторского потенциала подростка курс занятий сможет помочь ему более полно и объективно осознать свой творческий потенциал и пути его развития в рамках лично – и общественно полезной деятельности [4; c. 83].

Важнейшими особенностями психологии подросткового возраста, которые учитываются в данной программе, являются: потребность подростка в самоутверждении в качестве самостоятельной личности, в построении ситуации «взрослых» отношений окружающими; приоритетное значение референтной группы сверстников для формирования системы ценностей подростка.

Подросткам присущи: личностное самоопределение, участие в социально важной деятельности, соревновательность, участие в ролевых играх [3; c.18].

Программа обучения актива «Лидер» включает в себя девять занятий (приложение 3). Суть программы заключается в следующем: коллективная организация деятельности предусматривает участие в планировании, подготовке, проведении и обсуждении совместных дел всех членов коллектива; коллективное творчество - проведение совместных дел с выдумкой, фантазией, игрой, импровизацией; коллективное целеполагание - совместную выработку и осмысление взрослыми и детьми целей и идеалов своей коллективной жизни, а также выбор на основе этих целей предстоящих общих дел; ситуации– образцы- своеобразные эталоны, идеалы коллективной деятельности и общения; общественная направленность деятельности предусматривает деятельность на пользу и радость людям.

Очень важное направление - идея программы деятельности детской общественной организации "Дружба" программа обучения актива «Лидер». Главная задача: развитие лидерских качеств и организаторских способностей, реализация полученных знаний в конкретной коллективной и социально-значимой деятельности.

Пути реализации направления: лекции, практические занятия, тренинги, самостоятельное проведение дела, деловые игры, ролевые игры, участие в районных конкурсах, участие лидера школы в районных заседаниях детско-юношеской организации «Я - лидер», неоднократное участие в районном конкурсе лидеров детских и молодёжных общественных объединений «Лидер XXI века», участие лидера школьной детской общественной организации в районных мероприятиях: историческом квесте и интеллектуальной игре «РИСК».

Данные виды деятельности планируются объединением на основе свободного выбора в зависимости от этапа формирования группы и потребностей участников.

Девиз лидерского направления: «Думай! Действуй! Достигай!».

Подростки не всегда принимают активное участие в жизни школы, т.к. лидерские качества у некоторых детей скрытные, или у ребёнка раньше не было возможности их проявить по разным причинам. В настоящее время для социализации, успешной жизни (как общественной, так и семейной) необходимо обладать лидерскими качествами.

При организации воспитательного процесса чаще всего автор опыта использует коллективную работу.

Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела. КТД становятся мощной силой, притягивающей в школу, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор [10; c. 57].

Ещё одно направление программы «Лидер» также раскрывает лидерские возможности членов детской организации - это деятельность волонтёрского отряда, который был создан в школе в мае 2019 года. Школьный отряд волонтеров образован с целью создания условий для развития и реализации организаторского, творческого и интеллектуального потенциала социально-активных подростков. Отряд создан и действует на основании добровольности, самоуправления и равноправности его членов.

Волонтёрский отряд – это подростковое объединение добровольцев, участвующих в творческой, социально полезной, социально значимой деятельности.

Работа волонтёрского отряда «От сердца к сердцу» является важной формой работы по развитию лидерских качеств через социально значимые дела. Это деятельность на благо других. Любой член детской организации, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других, называется волонтёром. Кто может стать волонтёром? Им может стать человек умелый и ответственный, готовый посвятить своё время и умения добровольному труду. Что могут волонтёры? Они навещают ветеранов ВОВ и тружеников тыла, оказывают им не только посильную помощь, но и поздравляют с праздниками.

К общественно полезной деятельности относится и пропагандистская деятельность в школе и селе: акция «Мы – за здоровый образ жизни», операция «Первоцвет», акция «Ветеран живет рядом», «Бессмертный полк», «Алая гвоздика», «День героев России», «Покормите птиц зимой».

Технология опыта заключается в том, чтобы правильно, верно соединить индивидуальную работу, работу по группам, коллективную деятельность, чтобы это были не отдельные мероприятия, а целая система, которая будет способствовать достижению поставленной цели, то есть воспитанию лидерских качеств личности. Цель - формирование позитивного социального опыта, готовности к активным социальным действиям. Необходимо, чтобы дети не останавливали своё общение, свои возможности только в своём классе, в своей школе, а шли дальше, развивая свои социальные связи [12; c. 98].

Эффективность апробации программы деятельности оценивалась с помощью анкетирования, интервьюирования, мониторинга, диагностики организации за учебный год. Был проведён мониторинг - анкетирование по методике «Репка» (анкетирование разработано на основе методики преподавателей кафедры общей педагогики РГПУ им. А.И. Герцена) [2; с.35]. Цель - определение изменений, происшедших в личности членов детской организации за учебный год.

При обработке полученных данных автор опыта получила информацию о личном росте, о самооценке детей, об изменениях в их жизни и жизни коллектива, в котором они находятся. Сопоставив полученные данные с целями, содержанием способом организации процесса воспитания лидерских качеств личности, определила эффективность воспитательной деятельности, что 30% членов детской организации улучшили свои личные качества, и они же поменяли свое отношение к детской организации в лучшую сторону, на 40 % повысилась самооценка у членов детской организации, на 24 % увеличилось количество детей, которые заняли более активную позицию в жизни детской организации.



График эффективности воспитательной деятельности



На графике наглядно видно, что меняется в положительную сторону интерес ребят к деятельности детской организации, им хочется участвовать в ней, отдавать свои силы и знания, применяя их на практике. Члены детской организации стали более самостоятельны. Они сами предлагают, утверждают, проводят конкурсы, анализируют.

В процессе работы видно, что члены детской общественной организации пробуют улучшить работу по управлению собой: они знают, что нужно сделать, чтобы быть более уверенным в жизни, как повести команду за собой, как правильно организовать доброе социально значимое дело. Ребята знают ключевые шаги, чтобы установить своё влияние на окружающих:

1. Взгляни на другого человека и обрати на него внимание.

2. Сопоставь имя этого человека с его индивидуальными характеристиками.

3. "Наведи мосты" между вами при помощи рукопожатия, доброго взгляда или жеста.

4. Вырази заинтересованность в общении с человеком и установлении с ним добрых отношений.

5. Раскрой свои мысли и чувства.

6. Будь готов подбодрить другого человека.

Развивая организаторские способности, что является неотъемлемой частью лидерства, ребята прислушиваются к таким советам:

1. Поставь себя на место другого человека. Как он или она смотрят на мир? Что значит быть в его положении?

2. Поразмысли над тем, что интересует другого человека. Во что бы он или она вкладывали свои силы больше, чем говорят?

3.Установи, что влияет на поведение человека.

4. Можешь ли ты определить стиль общения с этим человеком?

5.Работай над созданием открытых доверительных отношений, располагай к себе людей.

6. Изучи интересы, увлечения, способности товарищей.

7. При распределении организаторских заданий смотри не только на способности твоих помощников, но и на те задатки, которые надо развивать.

9.Подходи к каждому человеку индивидуально.

Повторное проведение диагностики (2019 г.) по методике «Я - лидер» показало, что увеличилось количество ребят, которые умеют управлять собой, осознают цель, то есть знают, что хотят, стараются и умеют решать проблемы. Но были и не очень хорошие результаты, которые говорили, что организаторские качества развиты слабо, что надо работать над их совершенствованием, что члены детской организации не хотят и не умеют управлять собой, нет творческого подхода к каким- либо вещам. По результатам ясно, что в дальнейшем необходимо заниматься с такими ребятами, чтобы наши показатели приблизились к среднему и достаточному уровню.

Взяв на себя функции воспитательного центра, школа взаимодействует с теми микросредами, где проходит процесс формирования ребенка. Школа работает над повышением культуры местного населения, улучшением быта, созданием условий для достижения целей воспитания.

При подготовке и реализации социальных проектов приоритетным является сообщество взрослых и детей, которое способно внести серьезные изменения в детское сознание и поведение, повлиять на развитие гражданско-патриотических качеств личности. Работа над проектами позволяет объединять на конкретном деле всех школьников, педагогов, родителей, чиновников; их отношения приобретают взаимовоспитывающий характер. Именно благодаря активному участию детей в социальных проектах удаётся не только сформировать необходимые нравственные качества детей, но и существенно изменить жизнь их родителей, взрослых в целом.

Актив детской организации является организатором многих мероприятий и акций в школе. Это подготовка и проведение традиционных праздников таких как: концерт «Любимому учителю лучшие слова мы посвящаем», вечер-соревнование «Сильные, ловкие и смелые - наши папы», посвящённый 23 февраля, праздничный концерт «Для милых мам», посвящённый международному женскому дню, концерт для ветерана ВОв, детей войны, работников тыла «Помним, славим и гордимся», одним из самых любимых мероприятий у ребят является праздник, посвящённый Дню матери, который проводится в форме КТД.

Стремление сделать жизнь окружающих лучше и счастливей путем творения добрых дел; изучение истории страны через судьбы участников важных событий; включение сверстников в дела, направленные на заботу и помощь старшему поколению; формирование духовной и эстетической культуры - вот главное, что руководит ребятами в направлении социально – значимой деятельности. Совместно с членами детской организации «Дружба» и волонтёрами школы были проведены: встречи с ветераном ВОв, тружениками тыла, детьми войны, воинами - интернационалистами...В ходе этой работы, ребятами был собран материал, личные вещи ветерана и оформлен уголок в школьном музее. На примере жизни своих земляков ребята учатся любить Родину, умножать ее славу и могущество.

Лидеры детской организации приняли активное участие в смотре-конкурсе комнат детских организаций, ежегодно детская организация занимает призовые места в смотре-конкурсе детских организаций.

Члены детской общественной организации принимают активное участие в мероприятиях посвящённых празднованию Дня Ровеньского района (выставке цветов), приняли активное участие в конкурсе «Моя малая Родина». Была проведена акция «Внимание, дети!», проведен конкурс рисунков в рамках этой акции.

Большинство членов детской общественной организации отличаются умением решать проблемы, творчески подходят ко всему. Наши лидеры компетентны, так как знают дело; активны - умеют действовать энергично и напористо; общительны - открыты для других, готовы общаться; сообразительны – способны доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное; настойчивы – проявляют силу воли, упорство, умение доводить дело до конца; имеют самообладание – способность контролировать свои чувства, поведение в сложных ситуациях; работоспособны - способны вести тяжёлую работу; наблюдательны – умеют видеть важное, замечают детали; самостоятельны - умеют брать ответственность на себя; способны планировать свою деятельность, проявляя последовательность, собранность.

Чтобы помочь ребятам в постановке цели их жизни, развивать способности формулировать и отстаивать собственную точку зрения, воспитывать культуру делового взаимодействия лидеров проводится занятие «Технология превращения мечты в цель»

Раздел III. Результативность опыта

Критерием результативности опыта является степень активности членов детской организации «Дружба» в социально-значимых делах и коллективно – творческой деятельности. Продиагностировав, в октябре 2019 года уровень общественной активности членов детской организации по методике Е.Н. Степанова, было выявлено, что по сравнению с началом работы по воспитанию лидерских качеств личности, уровень общественной активности детей повысился. Это видно в таблице 2.