Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Мельник Ю.Л. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Библиографическое описание:
Мельник Ю.Л. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ (из опыта работы) // Современная начальная школа. 2021. № 26. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/26.pdf.

Основным контингентом образовательного учреждения, в котором я проработала 16 лет, являются обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР). Это категория составляет самую многочисленную группу, среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Задержка психического развития рассматривается как особый тип нарушения психического развития.

Обучающиеся с данным типом нарушения характеризуется выраженной неоднородностью и полиморфизмом. Среди причин возникновения таких нарушений могут быть функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обуславливает значительный диапазон выраженных нарушений – от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих ограничений от умственной отсталости.

Все дети с ЗПР испытывают существенные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями либо специфическими расстройствами психического развития (школьных навыков, речи и т.д.). Для значительной части детей типичен и дефицит социальных способностей, проявляющийся в трудностях усвоения школьных норм, взаимодействия с окружающими детьми и взрослыми, нарушениями поведения. Часто подобная «социальная незрелость» тесно связана с проблемами эмоциональной регуляции. Общими для всех детей данной категории являются недостатки в формировании высших психических функций, в замедленном и неравномерном становлении познавательной деятельности, трудности произвольной регуляции деятельности и поведения.

Такие дети нуждаются в специальном психолого-педагогическом сопровождении, поддержке, направленном на компенсацию или смягчение поведенческих и эмоциональных нарушений, затрудняющих процесс школьной и- шире- психосоциальной адаптации ребенка.

Сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, под психологическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка.

Одной из современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания. Наряду с "утяжелением" контингента школьников с ОВЗ обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ к семи годам достигают близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.

Часть наиболее "благополучных" детей с ОВЗ "уходит" из специального образовательного пространства в общеобразовательное.

На фоне перемещения части наиболее "благополучных" детей с ОВЗ в массовую школу, в специальной растет доля детей со сложной структурой нарушения развития, которые особенно нуждаются в получении специальной психолого-педагогической помощи.

Целью психологического сопровождения специальной (коррекционной) школы является создание системы психолого-педагоги ческих условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.п.).

Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.

Основными сферами деятельности педагога-психолога в системе медико – социально – психолого – педагогического сопровождения ОУ являются:

– психологическое сопровождение развития и обучения учащихся;

– психологическое сопровождение педагогического коллектива;

– психологическое сопровождение родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся.

Обучающиеся зачисляются в ГБОУ на основе заключения данного на районной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), или городской ПМПК. Специалистами ПМПК проводится экспертиза уровня развития ребенка, предполагающая систематизацию сведений о виде, структуре и динамике отклоняющегося от нормального онтогенеза развития, включающая прогноз развития.

На основании результатов экспертизы уровня развития обучающегося осуществляется проектирование условий обучения детей с ОВЗ в образовательном пространстве города. Специалисты ПМПК выносят коллегиальное заключение и рекомендуют, по какой образовательной программе ребенку обучаться дальше. В нашем ОУ дети обучаются по общеобразовательной программе.

Развитие ребенка с ОВЗ, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых понятий и т.д.).

Психологическое сопровождение в школе - динамический процесс, целостная деятельность всех субъектов образования, куда включены взаимосвязанные компоненты:

· систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психического развития в процессе обучения;

· создание социально-психологических условий для личности каждого ребёнка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);

· создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в развитии детям с ОВЗ (в рамках специального образовательного компонента).

К основным направлениям деятельности педагога-психолога относятся:

- диагностическая деятельность;

- консультативная деятельность;

- коррекционно-развивающая работа;

- экспертная работа;

- организационно-методическая деятельность;

- просветительская работа;

- психопрофилактика.

Основные задачи психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ состоят в следующем:

· определение наиболее адекватных путей и средств развивающе - коррекционной работы с ребёнком;

· прогнозирование развития ребёнка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития, резервных возможностей;

· реализация собственно психологической развивающе-кор рекционной работы на протяжении всего образовательного процесса.

Психологическое сопровождение детей в период адаптации:

· создание системы психолого-педагогической поддержки всех учащихся в период их школьной адаптации;

· выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

· диагностика оценки состояния ребёнка и его адаптивных возможностей;

· определение причин и механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития;

· разработка коррекционных мероприятий с целью обеспечения максимальной социально-психологической адаптации ребёнка;

· создание специальных педагогических и социально-психо логических условий, позволяющих осуществить развивающую, кор рекционно-развивающую работу с детьми, испытывающими адаптационные трудности.

Направления работы педагога-психолога в начальной школе:

· комплексное обследование познавательной и эмоционально – волевой сфер, выявление сильных и слабых сторон;

· выявление в процессе сопровождения ребёнка эмоционально-аффективных и личностных особенностей, препятствующих адекватной социально-психологической адаптации в образовательной среде, социуме;

· реализация психологической развивающе-коррекционной помощи детям, испытываю щим трудности адаптации, поведения и др.;

· Контроль за динамикой психического развития и эффективности специализированной коррекционной помощи;

· проведение дифференцированной диагностики учащихся с ре комендациями ПМПК о диагностическом обучении по программе специального (коррекционного) учреждения;

· участие в ПМПк по сопровождению учащихся с личностными и поведенческими проблемами;

· составление индивидуальных, подгрупповых и групповых коррекционных программ по выявленным проблемам у учащихся и запросу ПМПк;

· взаимодействие с учителями, воспитателями, учителем-логопедом, дефектологами, социальным педагогом по сопровождению обучающихся (консультации по запросам специалистов, консилиума, участие в МО, семинарах, педсоветах и др.);

· знакомство специалистов с индивидуальными психологическими особенностями развития ребёнка, его сильных сторон личности, с рекомендациями по наиболее эффективным методам и приёмам развития данного ученика;

· проведение диагностики учащихся по выявлению взаимоотношений в семье, особенностей восприятия обучающимися членов своей семьи;

· осуществление работы с родителями (лицами их заменяющими) по диагностике психологического климата в семье, взаимоотношению родителей с детьми, выявлению типа воспитания для прогноза влияния тех или иных моделей воспитания на психическое и личностное развитие детей;

· консультирование родителей по их запросам;

· осуществление просветительской работы по вопросам психофизиологиче ских особенностей детей с нарушением интеллекта; особенностей коррекционно-развивающей работы с ними; поиску рациональных путей социальной адаптации; участию семьи в реализации индивидуальной психолого-медико-педагогической программе сопровож дения;

· проведение диагностики готовности к обучению в среднем звене школы,

· осуществление прогноза социальной дезадаптации.

Задачи сопроводительной деятельности второй половины 4-го класса:

1. выявление уровня психологической готовности четверо классников к обучению в среднем звене школы;

2. способствование созданию психологических условий для формирования социально-личностных предпосылок успешного обучения в среднем звене.

Познакомлю с некоторыми диагностическими исследованиями, которые проходят в начальной школе.

При зачислении ребенка в специальную (коррекционную) школу педагогом – психологом подробно изучаются данные его анамнеза и особенностей раннего развития.

В течение первых двух, а иногда и трех месяцев обучения психолог сопровождает процесс адаптации вновь поступивших детей. Нашим ученикам особенно трудно привыкнуть к новым условиям жизни, к новым требованиям, так как почти у всех страдает эмоционально-волевая сфера. Им трудно сдерживать себя, они теряют цель деятельности, не умеют ее планировать, а зачастую не могут контролировать свои поступки (могут запеть во время урока, хлопать в ладоши или топать, выйти из-за парты, просить покушать). У большинства обучающихся рассеянное внимание, низкая мотивация учения и учителю совместно со специалистами приходится приложить максимум усилий, чтобы организовать ребенка и переключить его с игровой на учебную деятельность.

В 1-4 классах проводятся психокоррекционные занятия с детьми, особо нуждающимися в психокоррекционной помощи (1 раз в неделю), программой которых предусматривается ряд занятий на сплочение детского коллектива, коррекцию адаптивных возможностей, ну и, конечно, формирование привычки ЗОЖ. Дети, адаптация которых осложнена, получают дополнительную психологическую поддержку в форме «Кругов общения».

Далее отслеживается мониторинг развития всех обучающихся и на школьной ПМПк доводятся результаты обследования до каждого педагога школы.

Психологическое обследование помогает максимально индивидуализировать программы обучения каждого ребенка, сделать наглядным успехи детей и четко отразить результаты усилий педагогов.

Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит ему освоить.

В начальной школе психолого-педагогическое обследование по оценке содержания актуального опыта ребенка состоит из трех этапов, так как динамика развития детей с ОВЗ разворачивается очень медленно. Исследуются когнитивные, хозяйственно-бытовые и социальные действия.

Результаты обследования представляются в виде психологического профиля развития ребенка, где видна динамика его психологического развития.

С диагностическими данными обучающихся 1-4 классов знакомятся все участники образовательно-воспитательного процесса для координации совместных усилий.

Как показала практика, обеспечение индивидуального подхода к обучающемуся с учетом его социального статуса, стало положительной составляющей условий пребывания ребенка в школе и способствует его обучению и развитию индивидуальных способностей в школьной среде, его социальной адаптации.

Для того чтобы можно было отследить эффективность психолого-педагогического и медико - социального сопровождения и анализировать динамику развития каждого обучающегося специалистами психологической службы сопровождения была разработана карта психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ученика специальной (коррекционной) школы, в которой фиксируются качественные характеристики обучающегося с момента поступления в школу и до выпуска из учреждения.

Практическое психолого-педагогическое и медико - социальное сопровождение процесса обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений практической психологии. Специалисты психологической службы сопровождения специальной (коррекционной) школы находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют направления и составляющие работы с учетом модернизации образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом.

Литература:

1. Психологическая служба школы. Под ред. И.В. Дубровиной – М., 1995.

2. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. Библиотека федеральной программы развития образования. Издательский дом «Новый учебник», 2005.

3. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Изд-во «Аркти», 2005.

4. Система образования для детей с проблемами в здоровье. Под ред. Л.Е. Курнешовой – Центр «Школьная книга», 2008.