Высшая школа делового администрирования
Конференции
Ноябрь 2022

ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ: СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ НА ТЕМУ «ОСЕНЬ НАСТУПИЛА»

Ефимова Алевтина Алексеевна
воспитатель
МБДОУ "Детский сад № 16"

Цель: учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план.

Задачи:
1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
2. Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;
3. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
4. Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику, продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения;
5. Воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа:

Наблюдение ранней осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени.

Оборудование:
- картинки с признаками осени (репродукции картин русских художников)
- сюжетные картинки для составления рассказов
- мяч
- осенние листья

Ход занятия

Приветствие с движениями, дети сидят на ковре в кругу:
Здравствуй, небо! - руки вверх
Здравствуй, солнце! - руки над головой, описать большой круг
Здравствуй, земля! - плавно опустить руки на пол)
Здравствуй, планета Земля! - описать большой круг над головой
Здравствуй, наша большая семья!- все ребята берутся за руки и поднимают их в вер.
Предложить детям отгадать загадки.
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто... (листопад)
Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный... (дождь)
Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду... (лужи)
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это...» (осень)
-Ребята, о каком времени года загадки? (Об осени).
- Назовите месяца осени. (Сентябрь, октябрь, ноябрь).
- Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, а чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным, обозначим план рассказа.
Сначала расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменения в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди.
Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках.
Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло.
Трава пожелтела, птицы стали улетать.
- А кто еще знает признаки наступления осени?
Осенью часто идут дожди.
Бывают первые заморозки.
Листья желтеют.
- А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч. «Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать».

Игра с мячом
Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос.
- Листья осенью (что делают?)
Листья осенью желтеют и опадают.
- Дождь осенью (что делает?)
Дождь осенью моросит, идет.
-Урожай осенью (что делают?)
Урожай осенью убирают.
- Птицы осенью (что делают?)
Птицы осенью улетают.
- Деревья осенью (что делают?)
Деревья осенью роняют листья.
- Звери осенью (что делают?)
Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

Физкультминутка «Осенние листья»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим (присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели (присесть)

А теперь внимательно посмотрите на картинки. (На доске картинки с приметами осени). Давайте повторим осенние приметы и по каждой картинке составим предложения. (Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».)

Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик. Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.

Вот такая она – ранняя осень!

Предлагаю вам поиграть в игру:

Релаксация «В осеннем лесу»

Закройте глаза. Представьте, что вы оказались в волшебном осеннем лесу. Вы оглядываетесь вокруг. Под ногами шуршат листья. Вы вдыхаете свежий воздух и аромат природы. Деревья, словно в праздничном наряде из разноцветных листьев. Вы собираете осенний букет.

- Какие чувства вызывала у вас «прогулка» по осеннему лесу?

Радость.

- Почему?

Потому что ранней осенью в лесу красиво.

- А еще, ребята осенью бывает такое явление как листопад. Устроим листопад?

Да.

Дыхательная гимнастика «Листопад»

Раздать детям осенние листья и объяснить, что такое листопад. Предложить детям подуть на листья так, чтобы они полетели. Получился листопад. Повторить несколько раз.

- Скажите, ребята, о каком времени года мы говорили?

Мы говорили об осени.

А чтобы запомнить, что бывает осенью, давайте поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да», если это бывает осенью и «Нет», если не бывает.

Игра «Да или нет?»- Осенью растут грибы? (Да)

- Тучки солнце закрывают? (Да)

- Холодный ветер прилетает? (Да)

- Ну а птицы гнезда вьют? (Нет)

- А букашки прилетают? (Нет)

- Звери норки закрывают? (Да)

- Урожай все собирают? (Да)

- Птичьи стаи улетают? (Да)

- Часто-часто льют дожди? (Да)

- Достаем ли сапоги? (Да)

- Солнце светит очень жарко? (Нет)

- Можно детям загорать? (Нет)

- Ну, а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать? (Да)

Молодцы, дети! Вы очень внимательные. Знаете все признаки осени.