воспитатель
МАДОУ "Детский сад № 38", г. Рязань
Занятие по патриотическому воспитанию в старшей группе «Государственные символы России».
Цель занятия:
Воспитание чувства патриотизма через изучение символики России.
Задачи:
Обобщать представления детей о том, что такое флаг, гимн, герб.
Развивать познавательную активность, интерес к своей родине.
Воспитывать любовь и уважение к своей Родине – России.
Закреплять ориентировку на листе бумаги.
Предварительная работа: заучивание стихотворений о родине, о гербе; беседы о гимне, флаге, гербе; рассматривание дидактических карточек с изображением символов России.
Словарь: Родина, Россия, герб, гимн, флаг.
Материалы и оборудование: конверт с письмом, глобус, видеокамера, флаг, карта, наклейки с флагами разных стран, изображение герба, аудиозапись гимна, монеты, копилка, заготовки-сувениры с изображением флага России, флажки.
Ход занятия
Организационный момент:
-Здравствуйте, дорогие ребята! Посмотрите сколько гостей у нас, давайте поздороваемся с ними. Теперь друг друга поприветствуйте улыбками, а я вам желаю, чтобы на этом занятии открыли для себя что-то новое и интересное.
-Ребята, у меня в руках конверт, который адресован вам. Давайте откроем его и посмотрим, что в нем.
- Это письмо. Давайте прочтем его: «Дорогие ребята. Мы дети из Финляндии. Очень хотим узнать о вашей стране. Можете нам помочь в этом нелегком и интересном деле?»
- Ну что расскажем, ребята, о нашей стране?
-Я предлагаю вам послать видеозапись с нашим занятием в Финляндию, дети из Финляндии все посмотрят и многое узнают о нашей стране.
Пригласить детей сесть на стулья.
Беседа о России
-У каждого человека на земле есть свое Имя, Отчество и Фамилия. Каждый человек гордится своим именем, своей фамилией. Есть свое имя и у нашей страны. Какое имя носит наша страна?
- Россия.
- Ребята, посмотрите, что у меня на столе? Кто из вас знает, что это такое?
- Правильно, это глобус – модель планеты Земля, на которой живем мы с вами и еще много-много других людей.
- Вот наша страна Россия, посмотрите, какая она большая, как много места занимает ее территория. Когда на одном конце России люди ложатся спать, то на другом конце страны просыпаются. Чтобы добраться из одного конца страны в другой на поезде, то нужно ехать целую неделю.
- Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.
-Что означает слово - Родина? (Ответы детей: Родина значит родная, мы в ней родились, родные люди: мама, папа, самое родное).
-Послушайте, как интересно рассказал поэт о том, что мы зовем Родиной.
Ребенок:
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском
Наши праздники и песни,
Тёплый ветер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём
И под небом синим- синим
Флаг России над Кремлём!
-Вот как много включает в себя слово Родина.
Флаг.
-У каждой страны есть свои отличительные знаки, свои символы. Это герб, гимн и флаг (показывает флаг, полотно). Давайте начнем с флага.
-Посмотрите сколько горизонтальных полосок на флаге. Какого цвета верхняя полоска, средняя, нижняя?
- А сейчас я расскажу вам, почему именно эти цвета появились на Российском флаге.
-Необъятные просторы нашей Родины зимой покрывают сверкающим снегом. «Я дам Российскому флагу свой чистый белый цвет», - сказал снег, и на флаге появилась белоснежная полоска.
-В России много, много озер больших и маленьких рек все вместе они решили дать флагу свой глубокий синий цвет. Так на флаге появилась синяя полоска.
-По утрам над страной встает солнце: «Я хочу подарить Российскому флагу свой самый яркий красный цвет», - сказало Солнце. И третья полоска на флаге стала красной.
- Вот он какой наш Российский флаг три полосы - белая, синяя, красная.
-Ребята, кто подарил флагу России красный цвет? (Солнце)
- А кто дал синий цвет? (озера и реки)
- А кто же подарил флагу белый цвет? (Снег)
- Ребята, посмотрите, у меня есть карта России, но как мы с вами можем понять, что это именно карта России? Предлагаю наклеить на нашу карту один из символов – флаг России, тогда мы с легкостью поймем, что это карта нашей Родины. Давайте попробуем среди множества наклеек с флагами разных стран найти именно флаг нашей Родины и приклеить его на карту, в нижний правый угол.
Вызвать одного ребенка и попросить найти нужную наклейку с изображением флага России.
Физкультминутка «Флажок»:
-А теперь давайте немного поиграем с флагами, берем флажки в руки и внимательно слушаем меня!
Флаги в руки мы возьмем
Вверх поднимем и взмахнем
А затем мы дружно в ряд
Зашагаем как отряд!
А теперь мы встанем в круг
Спрячь флажок за спину, друг!
Ты флажок свой покажи
И попрыгай от души.
Гимн.
-А сейчас я вам расскажу о гимне.
Воспитатель: - Что такое гимн?
-Это самая главная торжественная песня нашей страны. Гимн исполняется в особо важных случаях, например, когда вручают награды, когда спортсмены получают золотые медали на соревнованиях.
-Кто знает, как надо слушать гимн?
-Государственный гимн принято слушать стоя и молча.
Воспитатель включает аудиозапись гимна России (1 куплет)
-Вот какой торжественный и красивый у нашей Родины гимн.
Герб
-Чтобы узнать о каком следующем государственном символе нашей страны мы поговорим, нужно разгадать ребус.
Р Г Б Е
-Расположите буквы по росту, начиная с самой высокой, а я потом прочитаю, что у нас получится.
(Вызвать одного ребенка, чтобы он расположил на магнитной доске буквы в правильном порядке)
-Получилось слово «Герб». А что вы можете рассказать о гербе России?
Ребенок:
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу смог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный.
-Я расскажу, как орел появился на гербе России: однажды на лесной поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах. Стали они думать и решать, кому из них быть на гербе России. Первой вышла красавица белка: «Посмотрите, какой у меня красивый и пушистый хвост. Мы, белки, живём почти во всех лесах этой страны. Мне и быть на гербе!» Звери и птицы засмеялись: «Да что ты, белочка! Ты вон какая маленькая, а Россия такая большая. Куда уж тебе!»
Тут вперёд вышел огромный бурый медведь: «Ну мне-то вы не скажете, что я ростом не велик. Я сильный и могучий, как сама Россия. Мне и быть на гербе!» Звери уже готовы были согласиться с медведем, но вдруг заговорила мудрая сова: «Вы, медведи, на земле живёте и ничего, кроме своего леса, не видите. А мы, птицы, высоко в небе летаем, с высоты всю страну видим: и леса, и моря, и степи. Есть у нас король птиц — орёл с двумя головами. Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Вот кому надо быть на гербе!» Все звери и птицы согласились с мудрой совой. И сразу же в лучах яркого света с неба спустился прекрасный двуглавый орёл, а его изображение появилось на гербе.
- Ребята, где можно увидеть изображение герба России?
- Правильно, на флагах, монетах, печатях, паспорте гражданина России и других важных документах.
-Ребята, я перепутала монеты, помогите мне их разобрать - найдите среди этих монет – монеты нашей страны, кто на них должен быть изображен? (орел, герб) Монеты нашей страны нужно положить в эту шкатулку (показать шкатулку).
-Молодцы, ребята, справились с заданием. Теперь, когда вы увидите наш герб, вы его точно узнаете.
-Давайте поиграем в игру «Наша Родина – Россия!» Повторяйте за мной!
Физкультминутка «Наша Родина- Россия!»
В нашей стране горы высокие (тянутся на носочках вверх)
Реки глубокие (присаживаются на корточки)
Степи широкие (раскидывают руками)
Леса большие (руки вверх)
А мы – ребята вот такие! (показывают большой палец)
Раскрашивание "Российский флаг"
-Ребята, а давайте не просто отправим видео нашего занятия детям из Финляндии, но и сделаем им сувениры, чтобы у них остались от нас приятные подарки? Давайте раскрасим им флаг России.
-Прошу всех ребят пройти за столы. У вас на столах есть сувениры, что это? (флаги). Но ребята, нашим сувенирам чего-то не хватает, посмотрите, нам надо раскрасить недостающую полоску.
-Вспомните, в каком порядке расположены по цвету полоски на флаге и раскрасьте ту полоску на сувенире, которая осталась не раскрашенной.
Готовые работы прикрепить на магнитную доску.
-Какие красивые сувениры у вас получились, ребятам из Финляндии они очень понравятся!
Воспитатель: Ребята, сегодня вы узнали о государственной символике Российского государства. Я надеюсь, что вы всегда будете гордиться нашей Родиной, а наши друзья из Финляндии с удовольствием посмотрят видеоролик.
Рефлексия.
-Понравилось ли вам наше занятие?
-С какими символами вы познакомились?
-Что запомнилось больше всего?
-Спасибо большое, ребята, вы были молодцы! Наше занятие закончено!