учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 177» г. о. Самара
Современная действительность ежедневно доказывает, что грамотная, достаточно развитая устная речь дошкольника – явление довольно редкое. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи ребёнка, предупреждении различных речевых нарушений.
Ранний возраст является наиболее важным сенситивным периодом в развитии речи. Именно на этом этапе создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается основа последующего речевого и языкового развития ребёнка. Недостатки речевого развития в раннем возрасте влекут за собой отставание в развитии ребёнка в целом. Поэтому важно как можно раньше начинать работу по стимулированию речевого развития.
Анализируя возрастные и психологические особенности детей раннего возраста, а также задачи речевого развития для данного возраста мы пришли к выводу, что наиболее успешно задачи по развитию речи детей раннего возраста реализовываются в обстановке обогащённой речевой среды. Именно развивающая речевая среда создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованной образовательной деятельности, но и что наиболее важно в самостоятельной деятельности детей.
Правильно организованная развивающая речевая среда способствует развитию коммуникативных навыков, развитию всех компонентов речи в естественной обстановке, обеспечивает высокий уровень речевой активности, а также помогает адаптироваться ребёнку в окружающем мире и социальной действительности.
Л.П. Федоренко выделил следующие компоненты, из которых состоит развивающая речевая среда: специальное оборудование, методика работы и речь воспитателя. В данной статье мы осветили организацию предметной речевой среды, в которой разграничили организацию зоны для детей, стимулирующие речевую активность и методическое обеспечение воспитателя в процессе совместной деятельности с детьми раннего возраста.
Изучив современные методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды в ДОУ, мы организовали предметную речевую среду для детей раннего возраста, учитывая следующие принципы:
· принцип безопасности (надёжность и безопасность игрушек, соответствие гигиеническим требованиям);
· принцип насыщенности (соответствие содержанию образовательной программы и возрастным особенностям);
· принцип доступности (свободный доступ детей к игрушкам, играм);
· принцип вариативности (периодическая сменяемость игрового материала, появление новых современных игрушек);
· принцип полифункциональности (использование игрушки в различных видах деятельности).
Так же в процессе организации в групповой комнате зон, стимулирующих развитие речи, мы учитывали интересы современных малышей и имеющиеся в продаже на сегодняшний день игрушки, игровые пособия, печатная продукция.
Для развития речи детей третьего года жизни в группах предусмотрены следующие зоны, стимулирующие речевую активность детей: книжный уголок, уголок речевого развития, музыкальный и театральный уголки, сенсомоторный, игровой уголок
Уголок речевого развития
Оснащение зоны развития физического и речевого слуха
Задачи:
· развитие слухового восприятия и внимания;
· развитие речевого слуха.
Наполняемость уголка: различные игрушечные молоточки, погремушки, трещотки, игрушки-пищалки, колокольчики, интерактивные игрушки, дидактическая игра «Лото».
Методическое обеспечение: фонотека неречевых звуков интерактивные игры-презентации, картотека игр, картотека игр.
Оснащение зоны развития дыхания
Задачи:
· развитие речевого дыхания;
· развитие правильного выдоха.
Наполняемость уголка: вертушки, флажки, бумажные султанчики, китайские колокольчики, шарики различной величины, изготовленные из различных материалов, пособия: «Остуди чай в чашке», «Сдуй снежинку (листик)», «Забей гол» и т.п.
Методическое обеспечение: картотека игр, свистки, свистульки, мыльные пузыри, воздушные шарики, надувные игрушки (применяются индивидуально для каждого ребёнка, под руководством воспитателя, т.к. использовать в свободной самостоятельной деятельности не рекомендуется, поскольку они легко могут стать переносчиками инфекции микробов), аудиотека фонетических распевок Т.С. Овчинниковой
Оснащение зоны развития артикуляционной моторики
Задача: развитие артикуляционной моторики.
Наполняемость уголка: зеркало, логопедическая игрушка.
Методическое обеспечение: картотека упражнений.
Оснащение зоны развития словаря и грамматического строя речи
Задача: развитие словаря.
Наполняемость уголка: лексические альбомы, д./и «Лото» (предметное), д\и «Летает, бежит, идёт, едет»
Методическое обеспечение: набор картинок с изображением действий, картотека игр.
Задача: развитие грамматического строя речи и связной речи.
Наполняемость уголка: д\и «Один-много», д/и «Большой - маленький», Методическое обеспечение: предметные картинки, на которых изображены различные предметы в количестве один и много. Картотека игр.
Книжный уголок
Оснащение зоны книжного уголка
Задача: развитие речевой активности, связной речи
Наполняемость уголка: стихи, потешки с договариванием слов, рифмованные
загадки с договариванием рифмы-отгадки, книжки-панорамы, книжки с окошками, книжки с движущимися элементами, интерактивные книги.
Методическое обеспечение: аудиотека стихов, потешек, песен в сочетании речи, с движением, литература для индивидуальной работы с ребёнком.
Музыкальный уголок
Оснащение музыкального уголка
Задача: развитие слухового внимания, неречевого слуха.
Наполняемость уголка: барабан, бубен, шарманка, металлофон, ксилофон, маракасы, микрофон.
Методическое обеспечение: картотека игр.
Театральный уголок
Оснащение театрального уголка
Задача: развитие речевой активности, связной речи.
Наполняемость уголка: различные виды театра для обыгрывания произведений малых форм фольклора.
Методическое обеспечение: атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски-шапочки, образные фартучки.
Игровой уголок
Оснащение игрового уголка
Задача: развитие речевой активности.
Наполняемость уголка: интерактивные игрушки.
Сенсомоторный уголок
Оснащение сенсомоторного уголка
Задача: развитие мелкой моторики.
Наполняемость уголка: массажные мячики, шарики, изготовленные из различных материалов, шнуровка, пальчиковые дорожки, бизиборды, д\и «Весёлые прищепки» и т.п.
Методическое обеспечение: картотека статических и динамических пальчиковых игр.
Благодаря тому, что пополнилась предметная развивающая речевая среда группы систематизировался разнообразный практический материал для организации речевых игр, повысилась профессиональная компетенция воспитателей в сфере речевого развития детей раннего возраста мы смогли создать благоприятные условия для формирования речевых умений не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в свободной самостоятельной деятельности детей. Очевидно, что результатами работы в этом направлении станут положительные изменения в состоянии речи малышей, повышение уровня речевой активности, лёгкая адаптация детей к дошкольному учреждению.
Однако развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-развивающей среды необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая наша работа предполагает развитие интереса к данной проблеме у родителей и мотивирование стремления к взаимодействию.
Список литературы:
1. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста /О.А.Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М.Марич. –М.: Федеральный институт развития образования, 2014. –96с
2. Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»);
3. Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;
4. Учимся слушать и слышать, Борисенко М.Г., Датешидзе Т.Л., Лукина Н.А.,-С-П. Паритет, 2003. – 144с
5. Янушко, Елена. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. / — Москва: Теревинф, 2007. — 232 с.