педагог дополнительного образования
МАУ ДО "СЮТ" г. Новоуральска
Введение
В настоящее время важную роль в образовании уделяют профориентации детей. В Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 сказано, что профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций.
В связи с этим, в процессе реализации программ воспитания, необходимо: осуществлять психолого-социальную ориентацию детей;
• проводить бесплатные учебные занятия по изучению мира труда;
• развивать у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки;
• формировать мотивацию и интересы детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья.
Учитывая, что трудовое воспитание – длительный процесс, имеющий отсроченный результат, начинать его надо в дошкольном возрасте (3–6 лет).
На основании изученных источников, можно сделать вывод, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это подготавливает ребёнка к созидательному труду. У него формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Знакомство с миром профессий позволит ребенку проявить свои интересы, склонности и сильные стороны через игровую, творческую деятельность.
Таким образом, профориентационная работа с детьми дошкольного возраста является начальным этапом, закладывающим основы для профессионального самоопределения в будущем, а также имеет воспитательный аспект при формировании личности обучающегося.
ФГОС дошкольного образования также нацеливает на работу по ознакомлению детей с профессиями. В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.
- развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.
Основная часть
Профессиональная ориентация (профориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов.
Профессиональную ориентацию можно начинать еще с детского сада или в начальных классах, когда у детей возникает интерес к различным видам деятельности. В старших классах профориентация формирует мотивы выбора профессии, интерес и склонности к отдельным видам деятельности, которые могут стать будущей профессии ученика.
Всю профориентационную работу можно разделить на этапы, в зависимости от задач профориентации в каждый возрастной период:
1) Ранняя профориентация (3-6 лет):
Знакомство с миром профессий: экскурсии, непосредственно образовательная деятельность, экспериметариумы, знакомство с профессиями родителей;
2) Самоопределение (1-4 класс): профессиональное овладение навыками практической деятельности, допрофессиональная подготовка в кружках дополнительного образования, знакомство с профессиями родителей.
3) Профилизация (5-7 класс): изучение интересов, склонностей, способностей и индивидуальных особенностей обучающихся; участие в городских проектах.
4) Предпрофильное обучение (8-9 класс): знакомство с рынком труда, активизация интереса с учетом индивидуальных предпочтений, тематические экскурсии, мастер-классы, формирование надпрофессиональных навыков, участие в городских проектах.
5) Профильное обучение (10-11 классы): углубленное изучение определенных предметов, участие в олимпиадах, конференциях; знакомство с профессиональными учебными заведениями.
Существует много подходов к определению периода ранней профориентации, того возрастного момента, когда стоит начинать профориентационную работу с детьми.
По мнению Г.В. Резапкиной оптимальный возраст начала профориентации 1-4 класс.
Если посмотреть периодизацию развития человека как субъекта труда Е.А. Климова, то можно отметить выделенную им стадию игры (от 3 до 6-8 лет), «когда происходит овладение “основными смыслами” человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, во врача, в продавца, в учителя...), что является важнейшим условием их будущей социализации».
В своих работах Э.Ф. Зеер выделяет стадию аморфной оптации (0-12 лет), во время которой формируются профессионально ориентированные интересы и склонности.
Таким образом, можно выделить самый ранний возрастной период, на котором возможно начинать профессиональную ориентацию – 3-7 лет (дошкольный возраст).
В нашей работе мы будем рассматривать профориентацию детей дошкольного возраста – 5-7 лет.
Под ранней профориентацией будем понимать комплекс мероприятий, направленный на знакомство дошкольников с существующими профессиями, организацию помощи детям в разумном выборе будущей профессии, отталкиваясь от их индивидуально - психологических особенностей.
Почему ранняя профориентация начинается в дошкольном возрасте? Дошкольный возраст является подготовительным этапом, так как в этом возрасте у детей уже закладываются основы для личностного и профессионального самоопределения. Это не говорит о том, что в результате ребенок должен остановиться на каком-то выборе. Чем больше он узнает, пробует, тем легче ему будет в будущем сделать свой выбор.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это подготавливает ребёнка к созидательному труду. У него формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Знакомство с миром профессий позволит ребенку проявить свои интересы, склонности и сильные стороны через игровую, творческую деятельность.
Таким образом, профориентационная работа с детьми дошкольного возраста является начальным этапом, закладывающим основы для профессионального самоопределения в будущем, а также имеет воспитательный аспект при формировании личности обучающегося.
С 2019 года и по настоящее время, в рамках социального партнерства на базе дошкольных организаций мной реализуется дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Радуга профессий», которая в игровой форме не только раскрывает перед детьми дошкольного возраста (старшая и подготовительная группы) информацию о профессиях, но и помогает детям соотнести их способности и возможности с определенными профессиями. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
В рамках дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Радуга профессий» знакомство с миром профессий осуществляется через творческую деятельность (рисование, аппликация и другие). Для наибольшего ознакомления с профессиями, обучающиеся имеют возможность попробовать осуществить профессиональные действия, например, посадка семян в грунт, оказание медицинской помощи игрушкам, примерить элементы спец. одежды (моряк, сварщик, врач). Подбираются специальные видеосюжеты и мультфильмы к каждой теме занятия (Приложение 1).
Цель программы: формирование представлений у детей о мире профессий и труде.
Программа рассчитана на 36 часов. Возраст обучающихся 5-8 лет. Продолжительность занятий 25-30 минут в зависимости от возраста обучающихся. Оптимальный режим занятий – 1 раз в неделю. Группа может включать 10-15 человек.
В учебном процессе применяются элементы современных образовательных технологий: игровых, развивающих, проблемных.
Для реализации профориентационной работы с детьми дошкольного возраста используются разнообразные формы и методы проведения занятий: рассказ, беседа, сюжетно-ролевая игра, просмотр видео и другие виды деятельности, направленные на усвоение и закрепление новой информации.
Используемые методы обучения: словесный (беседа с использованием игровых персонажей, чтение детской художественной литературы); наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций; показ педагогом приемов исполнения; наблюдение; работа по образцу); практический (опыт хозяйственно-бытового труда, аппликация, рисунок, поделка и др.); игровой (игры с предметами; настольно-печатные игры; словесные игры, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
Начинается знакомство обучающихся с миром профессий с изучения таких понятий как «профессия», «труд», «инструменты труда». Первая профессия, о которой узнают дети – самая близкая – профессия родителей. Родители подключаются в обучающий процесс, рассказывают о своих профессиях. Некоторые совместно создают рисунки (либо мы рисуем на занятии). На занятии мы читаем сказку о том, зачем родителям ходить на работу, смотрим мультфильм. Обучающиеся рассказывают о профессиях своих мам, пап, дедушек, бабушек и рисуют рисунки (Приложение 2).
За 4 года программа «Радуга профессий» была доработана. Включены новые темы и занятия (квест-игра о профессиях, «Эколог», различные видео экскурсии и другие). Эти обновления и изменения связаны с запросом и потребностями обучающихся, для того чтобы сделать учебный процесс более интересным и разнообразным.
В течение 2019-2023 г. г. неоднократно представляла данную практику на Городской родительской конференции «Формирование успешного и ответственного родительства в Новоуральском городском округе» (2020г., 2023г.), размещала публикации в интернет-источниках («Инфоурок», Всероссийский образовательный портал «Завуч»), в сборнике материалов по Областной научно-практической конференции «Дополнительного образование детей: векторы развития».
Обучающиеся объединения «Радуга профессий» активно и продуктивно участвуют в конкурсах и мероприятиях различных уровней (муниципальный, всероссийский) и занимают призовые места.
Программа «Радуга профессий» с 2019 по 2023 учебный год осуществлялась во многих детских дошкольных учреждениях г. Новоуральска, было охвачено 11 дошкольных образовательных учреждений.
Общее количество обучающихся дошкольного возраста (профориентационный охват) за 4 года составило 812 человека (рис. 1), в том числе и обучающиеся с ОВЗ.
Рисунок 1.
На основании мониторинга, проводимого образовательной организацией, можно сделать вывод о том, что за последние три года наблюдается положительная динамика роста обученности. На диаграмме (рис.2) представлена динамика уровня обученности.
Рисунок 2.
Заключение
Таким образом, за 4 года проведения программа «Радуга профессий» была апробирована и показала стабильный результат освоения обучающимися планируемых результатов. А также, стоит отметить, что возросла значимость и востребованность ранней профориентации (в дошкольных учреждениях), что привело к росту спроса на данную программу и увеличению количества МАДОУ, готовых к сотрудничеству. Возможно привлечение разных организаций для совместной профориентационной работы и их включения в программу (сотрудники МЧС, полиции, ЦМСЧ-31 и другие).
Данная практика и опыт могут быть использованы другими организациями, с учетом тех условий, в которых они будут реализованы.
Приложение 1
Приложение 2