Конахина Маргарита Геннадиевна
учитель начальных классов, МОУ Тушнинская СШ имени Ф.Е. Крайнова, Ульяновская область, Сенгилеевский район, с. Тушна
Библиографическое описание: Конахина М.Г. Праздник «Прощание с Азбукой» // Современная начальная школа. 2020. № 12. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/12.pdf.
Цель: обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка.
Задачи:
- развитие познавательной активности и творческих способностей детей;
- воспитание у учащихся интереса к чтению;
- приобщение обучающихся к традициям начальной школы.
Ход праздника
Под песню «Теперь мы - первоклашки» дети входят в зал и занимают свои места
Учитель: Дорогие первоклассники, уважаемые гости! Сегодня мы собрались в этом зале поздравить друг друга с первой школьной победой, которую мы одержали, поднимаясь по ступенькам знаний с помощью замечательной книги «Азбуки». Теперь мы с вами умеем читать любые слова, напечатанные и написанные предложения и даже короткие рассказы. Давайте покажем, чему мы научились за это время.
Ученик 1:
За окном сосульки тают,
Сказки марта нам даря,
Новый праздник в первом классе -
Это праздник Букваря.
Ученик 2:
Весь букварь мы одолели,
Потрудились мы не зря.
Здравствуй, праздник!
Школьный праздник!
Главный праздник Букваря!
Ученик 3:
Самый первый свой учебник
Класс с волненьем открывал.
Видно, сказочный волшебник
Эту книгу написал.
Ученик 4:
Оказалось, что крючочки
Населяют буквари,
Загогулинки, значочки,
А всего их – тридцать три!
Ученик 5:
Там чудесно буквы эти
Могут слоги составлять,
И про всё на белом свете
Нам словами рассказать.
Ученик 6:
Тем, кто любит приключенья,
Мы откроем свой секрет.
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
Ученик 7:
Мы с этой книжкой в первый раз
Пришли в свой первый светлый класс.
Мы эту книжку полюбили,
Мы в ней все буквы изучили.
И как нам радостно сказать:
«Умеем мы теперь читать!»
Ученик 8:
Мы прочтём любые книги,
Разберёмся в словаре,
Потому что всюду буквы
Те же, что и в букваре!
Ученик 9:
Мы доброе слово сказать букварю
Сегодня ребята должны!
Давайте мы песню ему пропоем,
Споем ее вместе с друзьями!
Песня «Радуются дети, мамы и отцы»
Учитель: Праздник начался, а самого главного гостя, Букваря, нет. Давайте позовём его.
Вместе с Букварём приходит ЛЕНЬ.
Букварь: Пришла со мною Лень. Хочет помешать нам.
Лень: Ну, что вы все орете? То здороваются они, то песни орут, то еще что-нибудь! Что вы мне отдыхать мешаете?
Учитель: А ты зачем пришла, мы тебя не приглашали.
Лень: Я – ЛЕНЬ-МАТУШКА. В народе говорят, что я раньше вас всех родилась. Меня не приглашают, я сама прихожу. Да какие вы все славненькие, нарядненькие, красивенькие! Останусь ка я с вами! Отдыхайте, сколько хотите! Я ведь добрая! (зевает) - Садитесь поудобнее, поспите. Сон - лучшее лекарство. Да и куда вам спешить. Закрывайте глазки. Да и я с вами подремлю, а то всё спишь, спишь - и отдохнуть некогда!
Звучит музыка «СПЯТ УСТАЛЫЕ ИГРУШКИ»: ЛЕНЬ танцует танец.
Дети-ведущие «засыпают».
Букварь:
Э, нет-нет-нет!
Так дело не пойдет!
У нас еще так много дел, так много нужно узнать, многому научиться.
А ты – спать! Некогда нам спать! Просыпайтесь! Просыпа-а-айтесь!
А чтобы быстрее нам проснуться – поиграем в игру- кричалку
Дополнительный материал:
- Я читаю строчку, а вы отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья»
Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
- Это я...
Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
-...Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?!
- Это я...Кто из вас хранит в порядке книжки ручки и тетрадки?
- Это я...Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
-...Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?!
-...Кто из вас, узнать хочу, забияка и драчун?
-...Кто из вас такой ловкач лучше всех играет в мяч?
- Это я...Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
- Это я...Это кто играл в футбол и забил в окошко гол?
-...Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?!
- Это я...Есть ребята между вами те, кто помогает маме?!
- Это я...Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?
-...Кто из вас сюда принес песни, шутки, смех до слез?!
- Это я...
Учитель: Лень, признавайся, не будешь мешать
Лень: Да! Да! Да! Нет Нет
Ну, вы ещё чему-то научились.
Учитель: Мы всему научились.
Лень: Первое задание – что вы знаете про буквы русского алфавита!
Учитель: Ребята выполнили проект. И изготовили буквы алфавита.
Олег Никита Поляков рассказывают
Олег: Ель, топор, лопата, руки -
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные:
Все: Гласные, согласные.
Никита:
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать
В тёмном лесу звать и аукать,
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Ученик 10:
А согласные согласны -
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь
Ученик 11:
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
Чтоб скорей и лучше было,
Все читайте по слогам.
Лень: Ну, а я сейчас проверю, как вы научились по этим буквам читать. (даёт текст)
Букварь: Дети слова могут составлять. Ну, ребята собрались. Составьте слово
МИР. ШКОЛА. ДЕТИ
Лень: Ну ладно. Доказали. Спойте что ли мне ребятки. А я сяду отдохну. И ты Букваришка садись. Умаялся. Всю жизнь учишь всех. Учишь.
Учитель: Споем частушки
ЧАСТУШКИ:
Приготовьте свои ушки,
Мы споём сейчас частушки.
Плясовые, школьные!
Весёлые, задорные!
Мы ребята- 7-летки,
Вам частушки пропоём.
Мы в своей любимой школе
Замечательно живём.
Эх, топни нога,
Топни правенькая.
В школу я пришла учиться,
Хоть и маленькая.
Каждый день у нас уроки-
Лепим, красим, мастерим,
Изучаем цифры, буквы,
О природе говорим.
Любим мы решать задачи,
Кто быстрей и кто вперед,
А задачи –то какие –
Сам профессор не поймёт.
Я танцую и пою
И учусь отлично,
Да к тому же посмотрите,
Очень симпатичный.
Все науки одолеем,
Все у нас получится,
Потому что наши мамы
С нами тоже учатся.
Ох, не помню я опять,
Слово «ЧАЩА» как писать!
С буквой «Я»? А, может, без?
Напишу-ка лучше «ЛЕС»!
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу Вам алфавит
Без одной запиночки!
С Букварём кто не в ладу,
С тем я дружбу не веду.
У меня характер крут -
Уважаю с детства труд!
Прозвенел сейчас звонок
Это кончился урок.
Мы бежим скорей играть,
Для уроков сил набрать.
Очень я люблю учиться
И пятёрки получать,
Ну, а больше – веселиться,
Бегать, прыгать и кричать!
Я девчонка боевая,
Завела себе дружка.
Мой портфель из школы носит
Его бабушка пока
Мы частушки долго пели,
А теперь хотим сказать:
«ПОСКОРЕЙ БЕРИТЕ РУЧКУ
И В ДНЕВНИК НАМ СТАВЬТЕ ПЯТЬ!
Лень: Ладно. Ухожу. Но на следующий год приду. (Уходит)
Звучит музыка
Букварь:
Вот и я, мои друзья.
Рад вам, рад вам очень я.
Приятно слышать добрые слова,
Всем спасибо, детвора.
Учитель: Мы хотим тебе, Букварь, сказать: «Спасибо за то, что ты нас научил читать».
Букварь: Я очень рад, дети, что вы мне благодарны.
Учитель. Дети на прощание хотят спеть тебе песню «Прощай букварь»
Букварь: До свидания, ребята
Учитель: Дорогие родители ребята хотят Вас поблагодарить.
Ученик:
Спасибо, вам, родные наши
И за заботу, и за труд!
Как жаль, что вам любимым
Каникул летом не дают!
Ученик:
Трудно детей своих воспитать –
Многое нужно для этого знать.
Родителям мы хотим пожелать:
Детям всегда во всем помогать,
В школу с утра ребенка собрать,
Напутствия добрые вовремя дать,
Умную книжку успеть прочитать.
Вот и подошел к концу наш праздник: мы и пели, и танцевали, и стихи рассказывали, и слова складывали. Мы показали, чему научились за время прошедшее с 1 сентября.
Ученик: Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь:
Говорим мы: До свиданья!
До счастливых новых встреч!
учитель начальных классов, МОУ Тушнинская СШ имени Ф.Е. Крайнова, Ульяновская область, Сенгилеевский район, с. Тушна
Библиографическое описание: Конахина М.Г. Праздник «Прощание с Азбукой» // Современная начальная школа. 2020. № 12. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/12.pdf.
Цель: обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка.
Задачи:
- развитие познавательной активности и творческих способностей детей;
- воспитание у учащихся интереса к чтению;
- приобщение обучающихся к традициям начальной школы.
Ход праздника
Под песню «Теперь мы - первоклашки» дети входят в зал и занимают свои места
Учитель: Дорогие первоклассники, уважаемые гости! Сегодня мы собрались в этом зале поздравить друг друга с первой школьной победой, которую мы одержали, поднимаясь по ступенькам знаний с помощью замечательной книги «Азбуки». Теперь мы с вами умеем читать любые слова, напечатанные и написанные предложения и даже короткие рассказы. Давайте покажем, чему мы научились за это время.
Ученик 1:
За окном сосульки тают,
Сказки марта нам даря,
Новый праздник в первом классе -
Это праздник Букваря.
Ученик 2:
Весь букварь мы одолели,
Потрудились мы не зря.
Здравствуй, праздник!
Школьный праздник!
Главный праздник Букваря!
Ученик 3:
Самый первый свой учебник
Класс с волненьем открывал.
Видно, сказочный волшебник
Эту книгу написал.
Ученик 4:
Оказалось, что крючочки
Населяют буквари,
Загогулинки, значочки,
А всего их – тридцать три!
Ученик 5:
Там чудесно буквы эти
Могут слоги составлять,
И про всё на белом свете
Нам словами рассказать.
Ученик 6:
Тем, кто любит приключенья,
Мы откроем свой секрет.
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
Ученик 7:
Мы с этой книжкой в первый раз
Пришли в свой первый светлый класс.
Мы эту книжку полюбили,
Мы в ней все буквы изучили.
И как нам радостно сказать:
«Умеем мы теперь читать!»
Ученик 8:
Мы прочтём любые книги,
Разберёмся в словаре,
Потому что всюду буквы
Те же, что и в букваре!
Ученик 9:
Мы доброе слово сказать букварю
Сегодня ребята должны!
Давайте мы песню ему пропоем,
Споем ее вместе с друзьями!
Песня «Радуются дети, мамы и отцы»
Учитель: Праздник начался, а самого главного гостя, Букваря, нет. Давайте позовём его.
Вместе с Букварём приходит ЛЕНЬ.
Букварь: Пришла со мною Лень. Хочет помешать нам.
Лень: Ну, что вы все орете? То здороваются они, то песни орут, то еще что-нибудь! Что вы мне отдыхать мешаете?
Учитель: А ты зачем пришла, мы тебя не приглашали.
Лень: Я – ЛЕНЬ-МАТУШКА. В народе говорят, что я раньше вас всех родилась. Меня не приглашают, я сама прихожу. Да какие вы все славненькие, нарядненькие, красивенькие! Останусь ка я с вами! Отдыхайте, сколько хотите! Я ведь добрая! (зевает) - Садитесь поудобнее, поспите. Сон - лучшее лекарство. Да и куда вам спешить. Закрывайте глазки. Да и я с вами подремлю, а то всё спишь, спишь - и отдохнуть некогда!
Звучит музыка «СПЯТ УСТАЛЫЕ ИГРУШКИ»: ЛЕНЬ танцует танец.
Дети-ведущие «засыпают».
Букварь:
Э, нет-нет-нет!
Так дело не пойдет!
У нас еще так много дел, так много нужно узнать, многому научиться.
А ты – спать! Некогда нам спать! Просыпайтесь! Просыпа-а-айтесь!
А чтобы быстрее нам проснуться – поиграем в игру- кричалку
Дополнительный материал:
- Я читаю строчку, а вы отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья»
Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
- Это я...
Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
-...Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?!
- Это я...Кто из вас хранит в порядке книжки ручки и тетрадки?
- Это я...Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
-...Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?!
-...Кто из вас, узнать хочу, забияка и драчун?
-...Кто из вас такой ловкач лучше всех играет в мяч?
- Это я...Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
- Это я...Это кто играл в футбол и забил в окошко гол?
-...Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?!
- Это я...Есть ребята между вами те, кто помогает маме?!
- Это я...Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?
-...Кто из вас сюда принес песни, шутки, смех до слез?!
- Это я...
Учитель: Лень, признавайся, не будешь мешать
Лень: Да! Да! Да! Нет Нет
Ну, вы ещё чему-то научились.
Учитель: Мы всему научились.
Лень: Первое задание – что вы знаете про буквы русского алфавита!
Учитель: Ребята выполнили проект. И изготовили буквы алфавита.
Олег Никита Поляков рассказывают
Олег: Ель, топор, лопата, руки -
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные:
Все: Гласные, согласные.
Никита:
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать
В тёмном лесу звать и аукать,
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Ученик 10:
А согласные согласны -
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь
Ученик 11:
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
Чтоб скорей и лучше было,
Все читайте по слогам.
Лень: Ну, а я сейчас проверю, как вы научились по этим буквам читать. (даёт текст)
Букварь: Дети слова могут составлять. Ну, ребята собрались. Составьте слово
МИР. ШКОЛА. ДЕТИ
Лень: Ну ладно. Доказали. Спойте что ли мне ребятки. А я сяду отдохну. И ты Букваришка садись. Умаялся. Всю жизнь учишь всех. Учишь.
Учитель: Споем частушки
ЧАСТУШКИ:
Приготовьте свои ушки,
Мы споём сейчас частушки.
Плясовые, школьные!
Весёлые, задорные!
Мы ребята- 7-летки,
Вам частушки пропоём.
Мы в своей любимой школе
Замечательно живём.
Эх, топни нога,
Топни правенькая.
В школу я пришла учиться,
Хоть и маленькая.
Каждый день у нас уроки-
Лепим, красим, мастерим,
Изучаем цифры, буквы,
О природе говорим.
Любим мы решать задачи,
Кто быстрей и кто вперед,
А задачи –то какие –
Сам профессор не поймёт.
Я танцую и пою
И учусь отлично,
Да к тому же посмотрите,
Очень симпатичный.
Все науки одолеем,
Все у нас получится,
Потому что наши мамы
С нами тоже учатся.
Ох, не помню я опять,
Слово «ЧАЩА» как писать!
С буквой «Я»? А, может, без?
Напишу-ка лучше «ЛЕС»!
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу Вам алфавит
Без одной запиночки!
С Букварём кто не в ладу,
С тем я дружбу не веду.
У меня характер крут -
Уважаю с детства труд!
Прозвенел сейчас звонок
Это кончился урок.
Мы бежим скорей играть,
Для уроков сил набрать.
Очень я люблю учиться
И пятёрки получать,
Ну, а больше – веселиться,
Бегать, прыгать и кричать!
Я девчонка боевая,
Завела себе дружка.
Мой портфель из школы носит
Его бабушка пока
Мы частушки долго пели,
А теперь хотим сказать:
«ПОСКОРЕЙ БЕРИТЕ РУЧКУ
И В ДНЕВНИК НАМ СТАВЬТЕ ПЯТЬ!
Лень: Ладно. Ухожу. Но на следующий год приду. (Уходит)
Звучит музыка
Букварь:
Вот и я, мои друзья.
Рад вам, рад вам очень я.
Приятно слышать добрые слова,
Всем спасибо, детвора.
Учитель: Мы хотим тебе, Букварь, сказать: «Спасибо за то, что ты нас научил читать».
Букварь: Я очень рад, дети, что вы мне благодарны.
Учитель. Дети на прощание хотят спеть тебе песню «Прощай букварь»
Букварь: До свидания, ребята
Учитель: Дорогие родители ребята хотят Вас поблагодарить.
Ученик:
Спасибо, вам, родные наши
И за заботу, и за труд!
Как жаль, что вам любимым
Каникул летом не дают!
Ученик:
Трудно детей своих воспитать –
Многое нужно для этого знать.
Родителям мы хотим пожелать:
Детям всегда во всем помогать,
В школу с утра ребенка собрать,
Напутствия добрые вовремя дать,
Умную книжку успеть прочитать.
Вот и подошел к концу наш праздник: мы и пели, и танцевали, и стихи рассказывали, и слова складывали. Мы показали, чему научились за время прошедшее с 1 сентября.
Ученик: Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь:
Говорим мы: До свиданья!
До счастливых новых встреч!