педагог дополнительного образования
МОУ "СОШ № 30" г. Сыктывкара
В сегодняшнем мире проблема творческого развития и саморазвития личности приобрела особую актуальность. Стремительность научно-технического прогресса, ускорение темпа жизни, мощный информационный поток ведут физическим стрессам и перегрузкам, приносят психологические проблемы и страдания. Человек не всегда справляется с решением возникающих задач. Поэтому нужно с детства готовить ребенка к принятию самостоятельных, творческих решений, развивать умение быстро ориентироваться в современном мире.
В основе педагогической деятельности лежат как традиционные, так и современные формы, приемы, методы обучения. Метод проектов, основанный на дидактическом принципе, приносит хорошие результаты. Он позволяет дифференцировать педагогические подходы к организации процесса обучения в начальной школе в зависимости от индивидуальных особенностей воспитанников, позволяя учесть преобладающее наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру. Метод проектов позволяет проводить обучение с учетом интересов и склонностей детей, помогает открыть для детей их собственные желания и возможности, выявляет скрытые способности. Имея возможность выбора материала для деятельности, дети могут сами определить область объектов своего творческого исследования, выбрать, что им интереснее проектировать – предметы быта или объекты окружающего мира, корабли или машины, самолеты или архитектурные объекты, животных или элементы декора.
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора. Для проекта требуется личностно и социально значимая проблема, обеспечивающая мотивацию включения ребенка в самостоятельную работу, находящаяся в зоне ближайшего развития младшего школьника. Работа над проектом создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учащегося. Проектная деятельность развивает творческие способности учащихся, их самостоятельность, ответственность, формирует умение планировать свою деятельность и принимать решения.
Важным результатом проектной деятельности является то, что знания, приобретенные ребятами в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием самой деятельности, они нужны детям и поэтому интересны им. Из опыта работы хочется отметить, что проект может стать успешным, только если школьник заинтересован темой.
Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет к ним серьезные требования. В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования обучающийся должен владеть универсальными учебными действиями, способностью их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, уметь самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, использовать информационно-коммуникационные технологии. Общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук. С каждым днем в любой отрасли производства все острее ощущается необходимость в специалистах, способных творчески мыслить, постоянно искать новые пути решения тех или иных проблем, рационализировать, изобретать. Учить этому человека следует с раннего возраста, прививать тягу к творчеству. И уже сейчас в современном производстве и промышленности востребованы специалисты, обладающие знаниями в области высоких технологий, поэтому, образовательная робототехника в школе приобретает все большую значимость и актуальность в настоящее время.
Знакомство детей с робототехникой как предметом, с основами программирования происходит на основе стандартного программного обеспечения, которое отличается понятным интерфейсом, позволяющим ребёнку постепенно входить в систему программирования. Устанавливая связи между уже имеющимся и новым опытом, полученным в процессе обучения, ребёнок приобретает знания. В качестве основного оборудования при обучении учащихся начальной школы робототехнике применяют конструкторы LEGO WEDO 1.0, LEGO WEDO 2.0. Это позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу, а также позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. Материал по курсу строится так, что требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. В основе курса лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности учащихся. Занятия по робототехнике, главным образом, направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта. Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над тематической моделью, ученики не только пользуются знаниями, полученными на уроках математики, окружающего мира, изобразительного искусства, но и углубляют их.
Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце урока увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу. Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем. В процессе решения практических задач и поиска оптимальных решений младшие школьники осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности, а также передачи движения внутри конструкции.
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления.
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Работать в коллективе, даже небольшом, совсем не просто, особенно когда в нем несколько лидеров. Но именно диалоговое общение практически исключает доминирование одного мнения над другим. Ученики учатся мыслить критически, анализировать ситуации, возникающие в ходе работы над проектом, и таким образом переходят на более высокую ступень сотрудничества – умение уступать, или, наоборот, отстаивать свою точку зрения. Такое взаимодействие не всем детям дается легко, но, когда они приходят к общему решению, чувство радости переполняет их. Они получают удовлетворение от совместной работы и вместе радуются ее результатам.
Для достижения требований стандарта к результатам обучения учащихся, склонных к естественным наукам, технике или прикладным исследованиям, важно вовлечь их в такую учебно-познавательную деятельность уже в начальной школе и развить их способности на следующих этапах школьного образования. Один из возможных способов достижения указанных требований – проектная и исследовательская деятельность детей в робототехнике. В процессе работы над конструкторскими проектами последовательно решаются задачи различного характера. Работая индивидуально, парами или в командах, ребята могут создавать и программировать модели. Но первоначально необходимо выбрать тему проекта, собрать информацию по выбранной теме, выяснить технические задачи, которые требует модель будущей конструкции. Далее необходимо определить пути решения задачи и исполнить намеченной план. Здесь ребята самостоятельно подбирают необходимые детали LEGO, выполняют практическую работу, воплощают мысли в реальную модель. Причем практическая сторона работы часто заключена в выполнении ряда условий, которые должны быть учтены.
Проектная деятельность в робототехнике позволяет:
стимулировать интерес и любознательность;
развивать интерес к решению проблемных ситуаций;
формировать умение исследовать проблему;
анализировать имеющиеся ресурсы;
выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их;
расширять активный словарный запас новыми техническими терминами;
развивать пространственное и техническое мышление;
развивать навыки межличностного общения и коллективного творчества;
развивать потребность в экспериментировании в процессе проектирования, используя приобретенные ранее знания;
использовать информационно-коммуникационные технологии в совместной и самостоятельной деятельности;
развивать навыки межличностного общения и коллективного творчества;
развивать мелкую моторику;
решать конструктивные задачи на глаз;
развивать логическое, пространственное мышление;
определять, различать и называть детали конструктора;
конструировать: по условиям, по образцу, по чертежу, по схеме и самостоятельно строить схему;
использовать трёхмерные модели реального мира;
ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного
Проектная деятельность, как ни какая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу. Тема эта весьма актуальна по ряду причин. Во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления. В-третьих, проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно-адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.
Каждое занятие – создание мини-проекта, при реализации которого обучающиеся не только знакомятся с теорией по предлагаемой теме, но и получают практические навыки работы с деталями конструктора и способами создания программ. На занятиях с базовыми моделями обучающиеся получат возможность понять и научатся применять механические и конструктивные принципы, которые встретятся им в основных моделях. Так же научатся создавать простейшие алгоритмы программ, которые приводят в движение созданный проект.
Создание творческих проектов ориентирует обучающихся на разработку собственных моделей, в которых могут решаться различные задачи и способы их применения в реальной жизни. Основные этапы разработки проекта практически не отличаются от стандартных этапов ученического проектирования. Учащиеся обозначают тему проекта, его цель и задачи. Затем выдвигают гипотезу и разрабатывают модель на основе конструктора LEGO.
Нами были разработаны и реализованы проекты: «LEGO-конструирование — серьезное занятие или модная игра?», «Миссия на Луну. Команда «Космоблогеры», «Миссия на Луну. Команда «Гномы-Астрономы», «Зоопарк», «Колесо обозрения», «Космическая станция», «Нефтебаза» и т.д.
В проектах по робототехнике может быть реализовано свободное, не ограниченное жесткими рамками решение творческой задачи, в процессе работы над которой ученик или команда учеников сделают модель по собственному проекту. Творческие задачи, представляющие собой адекватный вызов способностям ребёнка, наилучшим образом способствуют его дальнейшему обучению и развитию. Радость свершения, атмосфера успеха, ощущение хорошо выполненного дела – всё это вызывает желание продолжать и совершенствовать свою работу. Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Анализ творческого проекта учащегося
Проект – это самостоятельная индивидуальная или групповая деятельность учащихся, рассматриваемая как промежуточная или итоговая работа по данному курсу, включающая в себя разработку технологической карты, составление технического паспорта, сборку и презентацию собственной модели на заданную тему.
Итоговые работы должны быть представлены на выставке технического творчества, что дает возможность учащимся оценить значимость своей деятельности, услышать и проанализировать отзывы со стороны сверстников и взрослых. Каждый проект осуществляется под руководством педагога, который оказывает помощь в определении темы и разработке структуры проекта, дает рекомендации по подготовке, выбору средств проектирования, обсуждает этапы его реализации. Роль педагога сводится к оказанию методической помощи, а каждый обучающийся учится работать самостоятельно, получать новые знания и использовать уже имеющиеся, творчески подходить к выполнению заданий и представлять свои работы.
Метод проектов позволяет объединять детей при работе над одним проектом в группы по уровню подготовленности, учитывая их склонности и интересы. Это дает младшим школьникам опыт коллективной работы, позволяет обмениваться идеями, совместно создавать новое и необычное, дает возможность осознать реальную экономию сил и времени, предоставляемую разделением труда. Включая младших школьников в проект, можно сформировать у них следующие умения:
1. Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
2. Выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности.
3. Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.
Педагогическая технология – проект: «Презентация творческой работы».
Этапы проектной деятельности:
1. Подготовка
· Как эта проблема решалась раньше, до меня?
· Что я знаю и умею для решения этой проблемы?
· Какие материалы и инструменты могут мне помочь?
2. Проектирование
- Пояснительная записка;
- В пояснительной записке мы объясняем, почему мы выбрали этот проект.
- Эскизы и чертежи;
- Экономические расчеты;
- Описание технологии;
- Выбор материалов и инструментов;
3. Проектная деятельность
· Творческая работа
4. Результаты и /или выводы
Прежде всего, мы должны научиться выдвигать идеи и выполнять эскизы;
· Организовывать свое рабочее место;
· Подбирать инструменты и приспособления для различных технологических операций;
· Определять размеры, делать расчеты, строить чертежи;
· Подбирать материалы;
· Изготавливать вещи и готовить блюда своими руками;
· Подсчитывать затраты на изготовление блюд;
· Оценивать свою работу;
· Исправлять ошибки.
5. Оценка результатов и процесса
·Оформление конечных результатов
·Подведение итогов, корректировка, окончательные выводы.
Лист рефлексии
Ф.И. учащегося __________________________________
Моя оценка
(0 – 10 баллов)
Оценка педагога
(0 – 10 баллов)
Тема моей работы
Мне было интересно
Я умею:
· Искать информацию
· Выбирать интересные идеи
· Работать по готовому плану
· Планировать свою работу
· Делать презентации
· Работать с Интернетом
· Проводить опрос
· Анализировать данные
· Ставить эксперимент
· Делать выводы
· Умею презентовать свою работу
· Умею задавать вопросы по содержанию
· Умею отвечать на вопросы
· На выступлении чувствую себя комфортно
· Умею договориться с товарищами
Доля моей самостоятельности
Что мне не понравилось