Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции
Январь 2022

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ МЕТОДОВ НА ЗАНЯТИЯХ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Гальперина Елена Николаевна,
Педагог дополнительного образования,
ОГБУ ДО «Центр «МОСТ»,
Еврейская АО, г. Биробиджан
Использование экспериментальных методов на занятиях декоративно-прикладного творчества
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Хочется видеть своих воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.
Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач дополнительного образования поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской творческой деятельности. Реализуя программу дополнительного образования «Студия декора» параллельно проходит самообразование, появляются новые пути в творчестве. Изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, обратила внимание на эффективное и доступное средство интеллектуального развития детей – экспериментирование.
Педагогический эксперимент — комплексный метод исследования, который обеспечивает научно-объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы. Он позволяет глубже, чем другие методы, проверить эффективность тех или иных нововведений в области обучения и воспитания, сравнить значимость различных факторов в структуре педагогического процесса и выбрать наилучшее для соответствующих ситуаций их сочетание, выявить необходимые условия реализации определенных педагогических задач. Эксперимент позволяет обнаружить повторяющиеся, устойчивые, необходимые, существенные связи между явлениями.
В отличие от обычного изучения педагогических явлений эксперимент позволяет искусственно отделять изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия педагогического воздействия.
Педагогический эксперимент требует от исследователя высокой методологической культуры, тщательной разработки его программы и фиксировать результаты эффективности образовательной деятельности.
Сущность эксперимента заключается в активном вмешательстве исследователя в педагогический процесс с целью его изучения в заранее запланированных параметрах и условиях. В эксперименте в совокупности используются методы наблюдения, беседы, опросов.
Главной задачей на творческих занятиях для меня была, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угасал. Понимая, какое значение имеет экспериментирование в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей, стремясь создать условия для их исследовательской активности было реализовано творческое занятие с элементами экспериментирования из различных материалов.
В педагогике выделяют несколько основных видов эксперимента:
- естественный эксперимент, который проводится в реальных для испытуемых условий деятельности, но при этом создастся или воссоздастся то явление, которое следует изучать. После проведенных изменений вновь изучается, например, уровень воспитанности, развитости или успешности обучения и делается вывод об эффективности применяемой в естественных условиях системы мер.
- лабораторный эксперимент, когда в детском коллективе выделяется группа испытуемых. Исследователь работает с ними, применяя специальные методы исследования — беседы, тестирование, индивидуальное и групповое обучение и наблюдает за эффективностью своих действий. После завершения эксперимента результаты сравниваются.
Дети всегда исследователи окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому ребенок познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Проходит время, и ребенок уже сам дает советы другим детям. Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему нас миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.
Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. На все вопросы детей надо отвечать по - научному точно, и доступно, как бы вы заняты ни были. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать. Но еще лучше, с пониманием отнестись к незнанию ребенка, побуждать его самостоятельно находить ответы на вопросы в процессе творческой деятельности.
Каждый вопрос ребенка - это прекрасная возможность научить его самому находить ответ, пользоваться советами педагога, помочь ему полюбить сам процесс самостоятельного приобретения знаний и проведения маленьких исследовательских творческих работ. Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир – это одна большая лаборатория. Главное, чтобы об этом помнили мы, педагоги.
В процессе экспериментальной деятельности всегда есть положительные результаты:
Познавательные:
- расширение творческих идей и представлений о творческой деятельности детей
- формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов
Развивающие:
- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности
- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами
-развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы
- создание предпосылок формирования практических, умственных и творческих действий.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к познанию окружающего творческого мира
- стимулировать желание детей экспериментировать
- формировать коммуникативные навыки.
Изучив имеющуюся методическую литературу по детской поисково-познавательной деятельности, решила адаптировать практический материал к условиям образовательного пространства группы. Распределила подборку практического материала по разделам, проведена подборка необходимых материалов и оборудования. Это позволило легко ориентироваться в материале при выборе творческого сюжета, конкретных опытов для планирования содержания практической деятельности и организации развивающей среды. Разработала перспективный план, конспект занятия по детскому экспериментированию для детей младшего школьного возраста, обобщила и реализовала творческое занятие с использованием новых материалов для творчества.
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется, дети знакомятся с новыми творческими видами работы. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от сделанной работы. В процессе экспериментирования каждый ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем. При этом взрослый – не педагог-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, это позволяет ребенку проявлять свою исследовательскую активность. Проводить необычные творческие занятие очень интересно. Но иногда ребенку так хочется поработать в творческой мастерской самостоятельно.
В заключение можно сказать, что на протяжении школьного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности.
Важно стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.
Библиографический список
1. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: творческие занятия с подручным материалом. М., 2002.
2. Организация экспериментальной деятельности детей. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
3. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления детей. // Вопросы психологии. 1985, №2.
4. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.