Высшая школа делового администрирования
Конференции
Июнь 2023

МОЗАИКА КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Дригина Юлия Владимировна
учитель биологии
МОУ "Гимназия № 19" г. Саранск

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности педагога, реализующего новый стандарт. Также изменяются и требования к выпускникам школы. Выпускник современной школы – это гражданин, «активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества». Таким образом, развитие умения критически мыслить – задача школы.

У современного школьника возрастает необходимость работать с большим объемом информации, которую нужно критически осмыслить, что невозможно без использования новых технологий, которые давали бы ключ к поиску, анализу, исследованию, творческой переработке учебного материала.

Одной из таких технологий является технология развития критического мышления. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.). В свою очередь, способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях в значительной степени способствует успешной самореализации личности.

Технология развития критического мышления относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты их сможешь применить.

Формы урока в технологии развития критического мышления отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Организация учебного процесса напоминает коллективный способ обучения - так как основой её является работа учащихся в динамических парах и группах.

Роль учителя — в основном координирующая.

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. Графическая организация материала может применяться на всех этапах учения как способ подготовка исследованию, как способ направить это исследование в нужное русло, как способ организовать размышление над полученными знаниями. Средства технологии позволяют работать с информацией в любой области знания, а это значит, что ознакомление с ней можно организовать на любом предметном материале.

Принципиальными моментами для технологии являются:

- активность субъектов в образовательном процессе;

- организация групповой работы в классе;

- развитие навыков общения;

- идея ценности личности;

- подход к образовательной технологии как средству и инструменту самообразования человека;

- соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни.

Применение приемов технологии значительно повысит мотивацию учащихся, они научатся рассуждать, работать в динамических парах и группах, добывать информацию, а главное – станут не пассивными слушателями, а действующими лицами урока.

Одним из эффективных приемов развития критического мышления при работе с текстами является прием «Мозаика». Каждый учитель сталкивается с нежеланием своих учеников работать с текстами большого объема. При использовании приема «Мозаика», который относится к типу «учимся сообща», текст делится на части, и каждый ученик прорабатывает небольшой фрагмент материала.

Для успешного применения приема «Мозаика» необходимо подготовить информацию для каждой экспертной группы: разделы изучаемого параграфа, набор задач и т.п. Желательно, чтобы учащиеся смогли ими легко воспользоваться (указать конкретные страницы, подобрать задания по учебнику или другим источникам, сделать копии и др.).

Необходимо изготовить таблички разного цвета с именами (или цифрами) для распределения учащихся по группам. Каждый ученик будет входить в две группы – «основную» и группу «экспертов». Основные группы можно обозначить номерами, например, от 1 до 5. Каждая группа состоит из 5 человек, которые будут являться экспертами по определённой теме. Экспертов каждой темы (раздела темы, типов задач, уравнений и т.п.) обозначаем цветами: красный, синий, жёлтый, зелёный, белый. Таким образом, в каждой основной группе присутствуют эксперты разных цветов (по разным темам). После того как члены «основной» группы ознакомились с заданием, обсудили и распределили его между собой, «эксперты» расходятся по «экспертным» группам, в каждой из которых собираются эксперты по одной теме (с одним цветом) и обсуждают эту тему, решают свои задачи и т.д. Группа экспертов определяет, чему каждый из «экспертов» научит свою «основную» группу. Затем «эксперты» возвращаются в свои «основные группы» и докладывают группам о проделанной работе, обучая своих товарищей. Таким образом происходит обмен информацией между детьми, а учитель выступает в качестве консультанта, помощника «экспертным» группам, наблюдателем за процессом взаимного обучения. Итоги урока подводит «основная» группа, которая может оценить вклад разных «экспертов» в общее решение. В конце учитель проверяет уровень освоение материала учащимися и подводит итоги занятия.

На основе анализа своего опыта работы можно сделать выводы, что есть как плюсы, так и затруднения в использовании приема «Мозаика». К плюсам можно отнести следующее:

- учащиеся учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию, делать выводы; учатся работать в группах; выбирают главное, отсеивая второстепенное, ранжируют информацию по степени значимости; учатся работать с большим объёмом информации; учатся с уважением выслушивать различные мнения товарищей;

- прием способствует активности учащихся в учебном процессе;

- повышается интерес к процессу обучения, к урокам, в целом к предмету.

Трудности, которые испытывает педагог, работая с данным приемом:

- не все дети способны работать с большим объёмом информации;

- необходимо большое количество детей, чтобы поделить их на несколько групп;

- общий результат работы группы зависит от добросовестности «экспертов»;

- нет готовых методических разработок;

- не на каждом уроке прием можно использовать.

При применении названного приёма технологии критического мышления решаются задачи: процесс обучения становится интересным, формируются такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха, воспитываются качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы.

Урок с применением технологии критического мышления учит учеников задумываться, находить новые пути решения проблемы, развивает коммуникативные навыки и в итоге приводит к развитию личности каждого ученика.