Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ХОРМЕЙСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ

Смирнова Светлана Владимировна
Преподаватель
НМУ им.М.А.Балакирева
г. Нижний Новгород
Проблема развития культуры профессионально-педагогического общения в процессе хормейстерской подготовки студентов музыкальных училищ
Коммуникативный аспект хормейстерской деятельности представляет значительный исследовательский и практический интерес. Профессия дирижера предполагает владение не только профессиональным мастерством, но и арсеналом средств вербальной и невербальной коммуникации, а также требует умения эффективно организовать коллективное творческое общение с различными категориями исполнителей и слушателей.
Работа по развитию коммуникативной культуры будущих хормейстеров ведется с 1 курса обучения в рамках специальности и хорового класса. С самых первых уроков дирижирования наряду с освоением технических приемов обязательным является написание аннотаций на изучаемые хоровые произведения и подготовка к коллоквиуму. Такая работа сопровождается изучением хоровой музыки самостоятельно и совместно с преподавателем, требует применения разнообразных видов анализа и призвана обеспечивать активизацию мыслительной деятельности и развитие речевой культуры студента. Участвуя в деятельности хорового коллектива, студенты формируют качества коммуникативной культуры личности, такие как доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, взаимоуважение, доверие, спокойствие, терпение, взаимопонимание.
В результате, приступая к практике по работе с хором на 2-м курсе, студенты уже владеют достаточно широким арсеналом вербальных и невербальных средств. Однако зачастую применяются они не в точном соответствии с исполнительскими намерениями. Студенты не всегда верно интерпретируют поведение певцов во время исполнения музыки; владеют выразительной, но не вполне аргументированной речью; не могут самостоятельно (без помощи педагога) выстроить нужную систему отношений в творческом коллективе, выбрать необходимый стиль поведения и тон общения с певцами хора.
Все перечисленные проблемы подтверждают, что для студентов младших курсов необходим дополнительный тренинг по моделированию аудиторных и сценических режимов работы хормейстера, предваряющий выход к хору и позволяющий отработать в учебном процессе умения и навыки взаимодействия с различными составами и возрастными категориями исполнителей, совершенствовать использование средств вербальной и невербальной коммуникации.
Для решения перечисленных задач может быть предложен практический курс «Основы репетиционной и сценической работы с хором». Целесообразно проводить данные занятия в 1 полугодии 2 курса, когда студенты уже имеют определенный слуховой и исполнительский опыт и готовятся к практике с учебным хором.
Цель курса: рассмотреть основные формы коммуникации с профессиональными и любительскими хорами, со взрослыми (однородными и смешанными) и детскими коллективами. Рекомендуется изучение различных стилей общения, форм занятости хористов на репетиции, методов привлечения и распределения внимания исполнителей, методов повышения мотивации и т.д. Знания, приобретенные при освоении данного курса, получат непосредственную реализацию в процессе хормейстерской практики и безусловно позволят студентам адаптироваться к хоровой работе, приобрести качества сценической мобильности, навыки творческого общения с различными составами и возрастными категориями исполнителей.
Основные формы работы на занятиях «Основы репетиционной и сценической работы с хором»: просмотр видеозаписей хоровых концертов и репетиций, дидактические игры, коммуникативные тренинги и т.п.
Использование видеозаписей с профессиональными дирижерскими интерпретациями дает возможность наблюдать, воспринимать и сравнивать применение приемов мануальной техники различными дирижерами, анализировать их сценическое поведение, манеру общения с солистами, хором и т.д. Использование видеозаписей с ученическими интерпретациями музыки полезно как в плане сравнения с исполнением выдающихся дирижеров, так и со своим собственным прочтением музыкального текста, оно позволяет увидеть просчеты и, наоборот, сильные стороны в дирижерском исполнении, что, в свою очередь, активизирует рефлексивную деятельность обучаемых.
Важно использовать и проблемные и интерактивные методы обучения. Проблемные вопросы и задания можно включать на этапах восприятия и анализа музыки для вербализации возникающих художественных впечатлений и аргументации высказанных мнений.
Коллективное обсуждение и диспут применимы при просмотре видеозаписей дирижерских интерпретаций, репетиционных занятий с хором. Данные формы работы направлены на вынесение коллективной оценки деятельности студента-дирижера, устранение расхождений в аналитической трактовке музыки, выработку верной исполнительской позиции и пр.
При выполнении всех видов музыкального анализа совершенствуются не только профессиональные знания и умения студентов, но и коммуникативные, так как аналитическая деятельность требует развитой речи, культуры изложения мыслей, навыков вербального общения. Данные качества очень важны в репетиционной работе хормейстера для того, чтобы уметь грамотно, ярко и красочно рассказать исполнителям о музыке, донести до них смысл своих дирижерских намерений, убедить их в верности художественной трактовки произведения, и, кроме того - наладить контакт с людьми, установить эффективную систему прямой и обратной связи.
Для активизации коммуникативных процессов хорошо зарекомендовали себя дидактические игры, в которых студенты занимают различные ролевые позиции и выполняют адекватные им учебные действия. Это могут быть роли «хормейстер - певец», в которых студенты поочередно занимали бы позицию руководителя хора и хориста и стремились убедить друг друга в верности произведенных дирижерских и исполнительских действий, а также игра «концерт - оценка», при которой каждый студент должен был бы публично выступить с фрагментом хоровой репетиции, а затем дать оценку своей работе и оценить аналогичный вид работы у другого студента.
Интересны для студентов будут и творческие «блиц-задания», предполагающие быстрое решение поставленных задач в ходе хоровых репетиций.
Весь процесс обучения должен быть построен на основе диалогического общения учеников с педагогом и создания атмосферы эмоциональной комфортности на занятиях. Поэтому необходимой частью занятий должны стать коммуникативные тренинги. Упражнения, включенные в тренинги, помогают справляться с негативными эмоциями, учат техникам уверенного поведения и способам саморегуляции. В ходе тренинга участники имеют возможность переоценить и отработать новые способы поведения. В группе создается творческая обстановка и доверительная атмосфера, что способствует раскрытию каждого участника и более эффективному усвоению знаний.
Примеры упражнений: «Достойный ответ» (отработка навыка конструктивного выхода из конфликтной ситуации), «Толстое стекло» (отработка навыков выразительного использования мимики и жестов), «Я говорю «нет» (отработка техники отказа собеседнику), «Поддержка» (Рассказать два «препятствия» студенческой жизни, совместно искать ресурсы для успешного «прохождения препятствий»), «Чемодан в дорогу» (Каждый студент предлагает что-то в общий «чемодан» - качества, которые помогут быть более успешным в профессии), «Презентация» (отработка правил составления комплиментов и умение принимать похвалу).
Степень эффективности коммуникативного поведения будет определяться по следующим показателям: быстрота установления коммуникативных связей в коллективе; выбор верной ролевой позиции, правильного стиля и тона в общении с партнерами, адекватных целям общения средств коммуникации; наличие точной и быстрой ответной реакции на действия партнеров. Педагогическая диагностика может осуществляться путем наблюдения и оценивания выполнения студентами различных учебно-творческих заданий: в ходе прослушивания и осмысления собственного и «чужого» исполнения хоровых произведений в видеозаписи, а также в процессе проведения репетиционных занятий с хоровыми коллективами, в ходе репетиционных занятий с ансамблями и во время просмотра видеозаписей с ученическими интерпретациями хоровых произведений.
Таким образом, становится понятно, что актуальность проблемы развития коммуникативной культуры студентов-хормейстеров музыкального училища определяется необходимостью совершенствования профессиональной подготовки в среднем звене музыкального образования, которая предусматривает овладение не только узкоспециальными вокально-хоровыми и дирижерскими навыками, но и коммуникативными знаниями и умениями, позволяющими организовать плодотворное творческое взаимодействие с различными категориями исполнителей и слушателей.
Август 2021