Высшая школа делового администрирования
Конференции
Декабрь 2022

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Номеровская Виктория Валерьевна
младший научный сотрудник
Лужский институт ГАОУ ВО ЛО Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, филиал г. Луга

Аннотация: статья посвящена проблеме использования музейной педагогики как инновационной педагогической технологии в дошкольном образовании. Автором на основе анализа научных источников и существующей практики культурно-образовательной деятельности Лужского историко-краеведческого музея разработана теоретическая модель единого образовательного пространства музея и учреждения дошкольного образования, предложены формы реализации музейно-педагогических программ.

Ключевые слова: историко-краеведческий музей; виртуальный музей; дети дошкольного возраста; культурно-образовательная деятельность музея; мини-музей; музейная педагогика; образовательный процесс; учреждение дошкольного образования; экспозиция.

«В целях популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей 2022 год был объявлен Года культурного наследия народов России».

Указ Президента Российской Федерации № 745 от 30.12.2021

«О проведении в Российской Федерации

Года культурного наследия народов России»

Музей – это место, где хранятся ключи от вечности, где оживает история и память народа. Как известно, жизнь без прошлого невозможна, без него нет настоящего и будущего. Также музей – это место для неформального обучения и развития: ребёнок не просто сидит за партой, а сталкивается с объектом изучения лицом к лицу, может разглядеть его со всех сторон, что развивает его когнитивные способности.

В настоящее время музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Практика современного дошкольного образования характеризуется модернизацией педагогического процесса, включением в него широкого социального и культурного контекста. Музейная педагогика является одной из инновационных технологий, содействующих социализации детей дошкольного возраста, их познавательному развитию, эстетическому воспитанию и приобщению к истории своего народа.

Как образовательный ресурс музей используется педагогами с середины XVII века, и первоначально был ориентирован на взрослых посетителей и учащихся школ. Дети дошкольного возраста стали рассматриваться как субъекты музейной коммуникации лишь во второй половине ХХ века.

Для детской аудитории были разработаны экспериментальные программы «Предметный мир культуры», «Музей и культура», «Здравствуй, музей» (М.В. Мацкевич [5], Б.А. Столяров [11] и др.). Элементы музейной педагогики вошли в некоторые комплексные и парциальные программы художественно-эстетического направления для учреждений дошкольного образования – «Истоки», «Радуга», «Красота. Радость. Творчество», «Детская одаренность», «Природа и художник» и др. [6, с. 9-33]. Роль музейной педагогики в приобщении детей дошкольного возраста к культурно-историческим ценностям раскрывают Л. М. Захарова, А.А. Харитонова [4]. С.В. Васильченко [2], И.А. Шпаченко [12], рассматривают музейно-педагогическую деятельность как эффективное средство социокультурного развития дошкольника. На потенциал музейно-педагогических средств в экологическом воспитании детей обращает внимание П.В. Аксенова [1].

Анализ нормативных документов, регламентирующих деятельность учреждения дошкольного образования [8, 9], указывает на возможности использования музейной педагогики в целях ранней социализации и саморазвития детей; приобщения к общечеловеческим ценностям; взаимодействия с семьей с целью полноценного развития детей; формирования гражданственности и национального самосознания, патриотических чувств; формирования нравственной, эстетической и экологической культуры.

Однако, существует противоречие между признанием достоинств музейной педагогики как инновационной педагогической технологии в дошкольном образовании и фрагментарным ее использованием в образовательном процессе детского сада, что обуславливает необходимость теоретического моделирования единого образовательного пространства музея и дошкольной образовательной организации.

В основе эффективного сотрудничества дошкольных образовательных организаций и музеев лежит создание совместных музейно-педагогических программ, позволяющих целенаправленно использовать имеющиеся в этих организациях ресурсы. Содержание культурно-образовательной деятельности музеев включает в себя организацию работы с музейной аудиторией и взаимодействие с системой образования по следующим направлениям: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых [6, с. 5-7].

Информирование о музее осуществляется посредством экскурсионной работы, печатных путеводителей, аудиогидов, информационных киосков и Интернет-сайтов. На сайте Лужского историко-краеведче-ского музея и на странице музея в социальной сети ВКонтакте педагог дошкольной образовательной организации может ознакомиться с музейно-педагогическими программами, фондовыми коллекциями музея, анонсом предстоящих культурных событий, познакомиться с краеведческими материалами для использования в своей работе.

Работа с детьми дошкольного возраста в музее требует соблюдения ряда условий: доступность экспонатов для понимания ребенком; возможность действий с предметами (сочетание подлинных предметов с моделями, дубликатами, копиями); использование музейных игр на занятиях, подготовительной/закрепляющей работе; обеспечение диалога с детьми; соблюдение принципа «знание через руки» посредством организации практической деятельности детей; проведение предварительной работы до посещения музея и творческих занятий, направленных на закрепление полученных впечатлений в собственной детской деятельности [5; 11, с. 149-150].

Формирование у детей музейной культуры – приобретенного развивающегося личностного качества, отражающего адекватный возрасту уровень представлений о музее, эмоционально-позитивного отношения к его ценностям, освоенных способов коммуникации в музейном пространстве [4, с. 41; 13, с. 115] – является содержанием деятельности не только музейных работников, но и педагогов. Для ее выполнения в дошкольной образовательной организации должна быть создана предметно-пространственная развивающая среда, включающая в себя художественные альбомы, наборы открыток, фотографий и репродукций, а также цифровые ресурсы, которые делают возможным использование в работе с детьми «виртуальных экспозиций», «виртуальных выставок», «виртуальных музеев».

Отношение ученых и практиков в области дошкольного образования и музейной педагогики к использованию виртуальной среды музеев в работе с дошкольниками неоднозначно. Так, с точки зрения музейной педагогики, виртуальная экскурсия не может в полной мере воссоздать уникальную атмосферу музея и обеспечить такие же впечатления, которые возникают при взаимодействии с подлинным произведением искусства или историческим артефактом. С другой стороны, в тех случаях, когда посещение музея затруднено (например, его удаленность от детского сада), виртуальные экскурсии являются хорошей альтернативой занятиям в стенах музея. А.М. Вербенец указывает на большой потенциал использования цифровых ресурсов в художественно-эстетическом развитии детей. Они позволяют развивать основы визуальной культуры, обеспечивают возможность построения индивидуального маршрута освоения информации, предоставляют информацию в привычной для современных детей форме. Процесс познания в этом случае осуществляется посредством экспериментирования и игры, акцент переносится со словесных на наглядные методы, наиболее соответствующие возрастным особенностям дошкольника [3].

Цифровые ресурсы могут быть представлены на сайте дошкольной образовательной организации в формате виртуального музея, который позволяет обеспечить свободный доступ для посетителей сайта к разнообразным ресурсам – виртуальным выставкам детских работ, методическим материалам и др. В виртуальном музее можно будет познакомиться с методическими разработками педагогов, видеофильмами, виртуальные альбомы, мультимедийные презентации, игры для интерактивной доски, маршрутные игры.

Отметим еще один вид адекватной дошкольному возрасту среды для формирования музейной культуры – мини-музей. Н.А. Рыжова определяет его как «особый вид детского музея, который располагается непосредственно в дошкольном учреждении» [10, с. 19]. Целесообразность создания таких музеев обусловлена двумя причинами: многие дошкольные образовательные организации расположены далеко от «настоящих» музеев; экспозиции, в большей мере рассчитанные на взрослых посетителей, могут утомить маленького ребенка. Наиболее часто в учреждениях дошкольного образования создают мини-музеи народного быта («Русская хатка»), но тематика мини-музеев широка – игрушки, книги, природа. Они создаются, как правило, на основе коллекции предметов и являются хорошей площадкой для социального партнерства взрослых и детей.

Вариантами организации экспозиций в детском саду, по мнению Л.С. Васильченко, могут выступать: экспозиция-мастерская для организации изобразительной деятельности детей; экспозиция-древо рода, в которой находят отражение результаты творческой, поисковой или исследовательской деятельности детей, связанной с семейной историей или семейными реликвиями; экспозиция-чемодан, содержимое которой могут составлять частные коллекции детей и родителей; экспозиция-видеотека может включать в себя различные устройства для воспроизведения (от диапроектора до интерактивной доски) с коллекцией аудио- и видеоматериалов; экспозиция-библиотека объединяет различные печатные материалы; экспозиция-игротека может быть представлена играми и игрушками [2, с. 198].

Изучение научно-методической литературы и существующей практики культурно-образовательной деятельности музеев позволило определить основные формы внедрения музейной педагогики в образовательный процесс дошкольной образовательной организации.

1. Экскурсии в музеи и на выставки, которые проводит музейный педагог, использующий в своей работе такие методы, как: организация равноправного ценностного диалога, позволяющего ребенку «переживать ценности», связанные с его личным опытом; обеспечение «интерактивности по представлению» с помощью сенсорных возбудителей перцепционных и мнемонических откликов; привлечение персонажа-проводника, роль которого может выполнять сам экскурсовод (в роли какого-либо персонажа) или кукла; использование символического атрибута или предмета-заместителя с целью концентрации восприятия детей; организация рядом с музейным подлинником изобразительного творчества (рисование сухими графическими средствами, пантомима, пластические этюды и др.) или обращения к «художественному слову» (декламация) [13, с. 116]. Возможность проведения таких занятий зависит от месторасположения учреждения дошкольного образования относительно музея: если расстояние между ними велико, то такую работу проблематично организовать. В этом случае хорошей альтернативой являются выездные занятия, которые проводит в детском саду сотрудник музея, используя реальные экспонаты или предметы-заместители, а также мультимедийные презентации.

2. Занятия с элементами музейной педагогики в дошкольной образовательной организации могут быть организованы педагогами в следующих вариантах: занятие-беседа с использованием репродукций, выступающее как самостоятельная форма работы или как часть интегрированного занятия [7, с. 49]; занятие-развлечение с элементами соревнования или ролевой игры (например, могут быть использованы элементы сюжетно-ролевой игры «Музей», позволяющей в игровой форме формировать основы музейной культуры); занятие-виртуальная экскурсия, в рамках которого дети посещают не реальную, а виртуальную выставку, подготовленную с помощью различных технических средств (например, мультимедийной презентации) [7, с. 49].

3. Различные виды игр на музейную тематику: сюжетно-ролевые игры; дидактические игры: «игры-пазлы» по типу разрезных картинок, когда надо собрать произведение; «игры-вкладыши» («Найди пару»); игры с карточками («Четвертый лишний», «Найди предмет»); настольные игры (игры-ходилки, тематическое лото); подвижные и малоподвижные игры («Краски для картины», «Зазеркалье»); компьютерные игры.

4. Выездные занятия Лужского историко-краеведческого музея на территории ДОО («Путешествие в мир науки», «Сокровища Древнего моря», «Мир старых вещей», «Наша земля в годы Великой Отечественной войны»).



Рис. 1. Модель единого образовательного пространства дошкольной образовательной организации и музея.

Одним из условий реализации музейно-педагогических программ является сотрудничество с семьями воспитанников. Как пример такой работы может служить образовательный проект, целью которого является изменение установок родителей на организацию досуга, включение семей с детьми дошкольного возраста в культурную жизнь города, взаимодействие педагогов и родителей в организации экскурсий для детей. Для информирования родителей в фойе детского сада целесообразно разместить стенд «Культурная карта Луги». На нем будут изображены знаковые архитектурные объекты и учреждения культуры города – храмы, музей, выставочные зал, дом культуры, историко-мемориальные объекты города. Информация о каждом объекте включает: адрес, график работы, контакты и «кармашек» для меняющейся информации о предстоящих событиях (выставках, спектаклях). На сайте детского сада эта информация также может быть представлена в отдельной рубрике.

В рамках нашего исследования разработана теоретическая модель единого образовательного пространства музея и дошкольной образовательной организации, представлена на рисунке 1.

Таким образом, можно констатировать, что включение музейной педагогики в образовательный процесс дошкольной образовательной организации возможно только при организации тесного сотрудничества музейных педагогов и педагогического коллектива детского сада. Условием эффективной работы в указанном направлении является создание единого образовательного пространства музея и дошкольной образовательной организации, разработка совместных музейно-педагогических программ, учитывающих возрастные особенности детей и возможности комплексного использования как музейных, так и педагогических средств в воспитании дошкольников.

Список использованных источников

1. Аксенова, П.В. Музейная экскурсия как форма экологического воспитания дошкольников / П.В. Аксенова // Самарская Луга: проблемы региональной и глобальной экологии. – 2013. – Т. 22. – № 4. – С. 171-178.

2. Васильченко, С. Л. Мультикультурно-развивающая среда детского сада как условие социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста // С.Л. Васильченко // Вестник ТПГУ. – 2012. – № 9 (124) – С. 197–202.

3. Вербенец, А.М. Использование современных информационных технологий в процессе художественнео-эстетического развития дошкольников / А. М. Вербенец // Детский сад от А до Я. – 2009 – № 4 (40). – С. 4-25.

4. Захарова, Л.М. Педагогические условия приобщения детей 5-7 лет к культурно- историческим ценностям / Л. М. Захарова, А. А. Харитонова // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 6 – С. 39-44.

5. Мацкевич, М.В. Эстетическое развитие старших дошкольников в системе «художественный музей – детский сад»: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / М.В. Мацкевич. – М., 2006. – 204 с.

6. Музейная педагогика: из опыта методической работы / под ред. А. Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 416 с.

7. Погодина, С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб пособие для студ. сред. учеб. заведений / С.В. Погодина. – М.: Академия, 2010. − 352 с.

8. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384). [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения 13.05.2022).

9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022). [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения 13.05.2022).

10. Рыжова, Н.А. Материалы курса «Мини-музей в детском саду как новая форма работы с детьми и родителями»: лекции 1–4 / Н.А. Рыжова. – Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 96 c.

11. Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теории, практика: учебное пособие / Б.А. Столяров. – М.: Высшая школа, 2004. – 216 с.

12. Шпаченко, И.А. Формирование общекультурной компетентности детей дошкольного возраста в системе «Музей – детский сад» / И.А. Шпаченко // Вестник ТПГУ. – 2009. – № 7 (85) – С. 92-97.

13. Штанько, И. В. Особенности использования музейной педагогики с детьми дошкольного возраста / И. В. Штанько // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. – 2014. – № 2. – С. 113-127.