Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Долгополова Е.С. КОНСПЕКТ УРОКА ПО МУЗЫКИ «НОТЫ В МУЗЫКЕ НУЖНЫ, С МАТЕМАТИКОЙ ДРУЖНЫ»

Библиографическое описание:
Долгополова Е.С. Конспект урока по музыки «Ноты в музыке нужны, с математикой дружны» // Современная начальная школа. 2021. № 26. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/26.pdf.

Цель: выявление общих элементов и установление связи между музыкой и математикой.

Задачи:

· определить взаимосвязь музыки и математики;

· способствовать формированию нового взгляда на мир;

· формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы; развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление, воображение и фантазию.

· закрепление навыков речи детей с движением;

· совершенствовать основные параметры движений

· артикуляторной моторики;

· развитие звуковысотной модуляции голоса;

· воспитывать открытую, свободную личность, способную к познанию, активному действию.

Ход урока.

Организационный момент:

Дети входят в класс под музыку.

Музыкальное приветствие: - Прозвенел звонок, начался урок! Здравствуйте!

- Подумайте, ребята и скажите, с каким учебным предметом может дружить музыка? (Перечисляют предметы, среди них – математика).

Идёт о математике молва,

Будто она в порядок ум приводит.

Так может быть, поэтому она

Так сильно уважаема в народе.

Тема нашего сегодняшнего урока: (дети читают на слайде)

«Ноты в музыке нужны, с математикой дружны»

- Какая же связь может быть между математикой - мудрой царицей всех наук, и музыкой? Как могут взаимодействовать, такие, совершенно разные, человеческие культуры? Сегодня, на нашем необычном уроке, я предлагаю вам найти ответы на эти вопросы, доказать, что связь между музыкой и математикой существует.

-Готовясь к такому необычному уроку, подбирая информацию и интересные факты по этому вопросу, я узнала, что оказывается, люди уже очень давно задумывались о связи музыки и математики.

И уже тогда, в древнем мире, ученые - философы (пифагорейцы) считали, что музыка без математики не существует. Путем долгих, сложных исследований, с помощью математических правил и законов древним ученым все-таки удалось ее доказать.

Мы, конечно же, не будем сомневаться в заключениях таких великих ученых, как Пифагор, Кант, не будем углубляться в трудные законы математики, а сами, по-детски, легко и просто попробуем установить эту связь, найти общие элементы музыки и математики.

- Не стоит забывать, что мы на уроке музыки, значит, мы будем не только размышлять и доказывать, но и петь, слушать, играть, то есть делать все то, что и на обычных уроках музыки. Поэтому нам необходимо подготовиться.

(Массаж биологически активных зон с помощью мини-массажёров)

Все должны до одного

Числа знать до цифры пять, -

Ну, хотя бы для того,

Чтоб отметки различать.

Давайте все вместе повторим наш счёт:

Хорошо смотреть вперед!

Но сначала нужно знать

Правильный начальный счет:

Раз, два, три, четыре, пять...

А вот нот на свете семь:

до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Ты запомни эти ноты,

Наизусть их заучи!

Нам пока хватает нот, только нотам нужен счёт:

Раз, два, три, четыре,

Счёт известен

В целом мире!

- А сейчас вспомним одно из упражнений на дыхание, которое вам очень нравиться, называется "Семь Егорок".

Взяли хорошее, опорное дыхание через нос и считаем "Егорок, проговаривая вслух: "Раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. д пока не закончиться вдох.

-Ребята, а для чего мы используем на наших уроках считалки?

Сегодня - считалку про Егорок?

- Что тренирует и развивает такое упражнение?

- В этой считалке перечисляется натуральный числовой ряд, а ритм, присутствующий в ней, способствует их запоминанию.

(Выполняя это упражнение, мы так же тренируем память, повторяем последовательность чисел).

Итак, мы можем утверждать, что нашли первую ниточку, связывающую музыку и математику.

- А теперь, время слушания музыки.

- На уроках, ребята, мы с вами говорили о том, что вокруг нас живёт много разных звуков?

А в нашем классе, где может прятаться звук? (в музыкальных инструментах, расположенных на столе, в колонках, магнитофоне, проигрывателе).

С некоторыми звуками мы уже знакомились. Послушайте внимательно и скажите, какие это звуки. (Деревянные)

- У нас в классе тоже есть деревянные музыкальные инструменты. Давайте их назовём. (Перечисляют: ксилофон, трещотка, ложки, рубель, коробочка)

- Какие чувства, настроения выражены в этом музыкальном отрывке? (ответы детей)

- Как вы думаете, почему? (потому, что слышится две темы, два характера. Когда звучит весёлая музыка, хочется улыбаться, а когда грустная - хмуриться.)

-Как в музыке называется противоположное звучание? (мажор - минор)

Посмотрите, какой беспорядок у нас на столе, все карточки перепутаны (на доске таблицы: мажор, нечетное, минор, весело, плюс - минус, прямая, радостно, задорно, ярко, звонко, светло, восторженно, празднично, кривая, грустно, печально, четное, жалобно, уныло, горестно, сложение, вычитание, тоскливо, плачевно, темно).

Давайте разберем, что относится к мажору, а что - к минору. (карточки на столе)

(К доске вызывается два учащихся. Один подбирает характеристики для мажора, а второй - для минора.) Обсуждение выбора учащихся у доски.

- Ребята, что вы заметили? (есть лишние слова)

- Имеют ли связь между собой характеристики, отобранные для мажора и минора? (Подвести детей к понятию противоположности)

- Вы четко увидели, что в музыке, есть яркие противоположности, а слова, которые нам не подошли, используются в математике. И они тоже противоположны!

-Вывод: И в музыке, и в математике мы встречаемся с противоположностями!

· Как называются музыкальные буквы? (ноты)

· Как музыканты называют пять линеек, на которых пишутся ноты? (Нотоносец)

· Количество нот? (семь)

- Число семь - является очень важным для русских людей, оно несет в себе мистическую направленность, об этом вы поподробнее поговорите на других уроках.

- Вспомните, где и когда мы в жизни встречаемся с числом семь?

Слова, пословицы и поговорки: Неделя, семь_ я, цвета радуги, Семеро одного не ждут, Семь раз отмерь, Белоснежка и семь гномов, Семеро козлят, Семь пядей во лбу и т.д.

А сейчас мы опять видим, что математика присутствует везде, и в музыке тоже.

- Многие детские стихотворения, считалки можно положить на музыку и тогда они превращаются в песенки.

- Давайте вспомним нашу распевку «У бабушки Дарьюшки» (с показом)

- Я предлагаю вам спеть песни, в которых встречаются понятия, законы и составляющие такой великой, могучей, вездесущей науки МАТЕМАТИКИ!

Музыкальное попурри

- Наш урок продолжается, и подошло время, чтобы определить еще одну музыкально - математическую связь.

- Скажите, чтобы записать слова - мы используем буквы, числа - цифры, а музыку - ноты.

Мы знаем, что при записи мелодии, звуки имеют свою длину (длительность).

- Сейчас мы увидим сопоставление целого числа и целой длительности на примере яблока. (Видео)

Математика

Музыка (длительность нот)

Целое число (яблоко)

Целая нота

Делим на пополам (половина яблока)

Половина целой ноты - половинная

Делим торт на четыре части (получаем одну четвертую)

Делим целую ноту на 4 части – (четвертная)

На восемь (одна восьмая)

На восемь (восьмая, восьмушка)



Если нота белая – это нота целая. Разделим ноту целую на половинки белые. Палочкой отметив, чтоб с той не спутать этих. В каждой ноте половинке по две чёрных четвертинки, в каждой четвертушке – две восьмушки – две чернушки.

-Итак, мы видим, ноты записываются с помощью знаков, а их протяженность определяется длительностями, математическим счетом.

- Ребята, конечно же, мы могли найти еще много доказательств взаимодействия музыки и математики. Я, надеюсь, что каждый из вас, теперь с уверенностью, может об этом заявить и отстоять свою точку зрения!

В завершении этого чудесного урока - открытия мы исполним ещё одну песню. У каждого из вас есть много разных желаний, а сколько желаний в нашей песне?

Песня «Три желания»

Подведение итогов. Что нового узнали на уроке?

(Существует тесная связь между математикой и музыкой)

- Спасибо за работу!