Высшая школа делового администрирования
Публикации
2022 (№ 32-43)

Пономаренко С.А. КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ «КВЕСТ-ИГРА «ДЕКОРАТИВНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ» (2 КЛАСС)

Библиографическое описание:
Пономаренко С.А. Конспект урока по окружающему миру на тему «Квест-игра «Декоративные и культурные растения» (2 класс) // Современная начальная школа. 2022. № 5 (36). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/36.pdf.

Цели: формировать представление «дикорастущие и культурные растения», показать разнообразие растений, раскрыть их значение для человека.

Планируемые результаты: учащиеся осознают роль растений в жизни человека научатся сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, находить новую информацию в текстах, делать выводы и рассуждать.

Форма проведения: квест-игра.

Оборудование:презентация, гербарий, маршрутные листы, карточки растений, магнитные плакаты «Лес», «Луг».

Сценарий урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Работа по карточкам

1 карточка: игра «Весёлый шнурок».

2 карточка: подчеркни деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – жёлтым.

Слива, можжевельник, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать-и-мачеха, кедр, малина.

III. Самоопределение к деятельности.

- Мы сегодня отправимся в путешествие, а куда догадаетесь, послушав стихотворение.

Чтение стихотворения учителем «Зелёная страна» Е.Серовой.

Я люблю побродить

По Зелёной стране.

Здесь друзей заводить

Очень нравится мне.

На сюрпризы горазд

Молчаливый народ

И за то, что отдаст,

Ничего не берёт.

В той стране — благодать,

Удивительный свет.

Вот бы нам разгадать:

В чём тут главный секрет?

Загляни-ка со мной

В эту славную жизнь

И с Зелёной страной

Навсегда подружись.

- Предлагаю отправиться в путешествие по Зелёной стране.

- С какой целью будем путешествовать?

- Даю подсказку: их называют лёгкими планеты, они невероятно разнообразны, некоторые из них мы видим постоянно: за окном, по пути в школу, в лесу, на лугу, в саду, в огороде.

- Кто догадался, о чём пойдёт речь? (О растениях)

- Мир растений удивляет и радует нас.

- Мы уже с вами знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. Но сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. И узнаем, на какие ещё группы делятся растения, пройдя весь маршрут путешествия по Зелёной стране. (Игрокам вручаются маршрутные листы).

- Путешествие по Зелёной стране начинается!

IV. Работа по теме урока.

Класс делится на 2 команды.

Станция «Творческая».

Оборудование: заготовки объёмных деревьев и кустарников, клей.

- Вы прибыли на станцию «Творческую». Пришло время выполнить первое задание – изготовить фигурки растений – название команд.

- Растения из бумаги готовы. Команды получили название - «Деревья», «Кустарники».

Станция «Литературная».

Оборудование: тексты с отрывками из литературных произведений о растениях, стихи.

- С самого детства мы встречаем описание растений в художественной литературе. Послушайте отрывок и назовите сказку и её автора.

Джанни Родари «Приключения Чиполлино».

Сергей Аксаков «Аленький цветочек».

- Вспомните, в каких ещё произведениях упоминаются растения?

Станция «Зелёный дом».

Оборудование: магнитный плакат «Лес», «Луг» наклеить заготовленные растениялуга, леса.

У детей на столах разложены магнитные карточки с изображениями растений луга и леса.

-На станции «Зелёный дом» мы отправляемся в лес.

Здравствуй лес, дремучий лес!

Полный сказок и чудес.

-Итак, мы в лесу. Я загадываю вам загадки, а вы должны найти карточку- отгадку и поместить её на магнитный плакат «Лес».

1. Плоды – крылатые,

А лист – ладошкой,

С длинной ножкой. (Клён остролистный)

- Клён ценят не только за красоту. Из листьев клёна делают краску, а из древесины – спортивный инвентарь и многие музыкальные инструменты. Поэтому клён называют «поющим» деревом.

2. В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета. (Дуб обыкновенный)

- Дуб является долговечной породой. Отдельные деревья доживают до 500-1000 и более лет. Дуб в течение года растёт всего 21 день. За это время вырастает на 10-15 см. Зацветает дуб только на двадцатом, а иногда на пятидесятом году жизни в апреле-мае. Дуб – большой любитель света. Народная поговорка гласит: «Дуб любит расти в шубе, но с открытой головой».

3. Что за девица?

Не швея, не мастерица

Ничего себе не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ель)

- Ель – вечнозелёное хвойное дерево, высотой до 30 метров. Хвоинки на побегах держатся 7-9 лет. Первые шишки появляются на елях к 30 годам. Доживают ели до 300 и более лет.

4.Ты, лещина, молодчина!

Дай орешков нам, лещина!

Дай нам прутик – удочку-

Порыбачим чуточку. (Лещина обыкновенная (орешник) )

- Лещина обыкновенная или орешник – крупный листопадный кустарник. Растёт быстро и доживает до 80 лет. Орехи очень питательны. Они содержат до 65% жира, 16 % белка, 3,5 % сахара и витамины.

5. Вырос листик у пня,

Как копыто коня. (Копытень)

Копытень – многолетнее травянистое растение. Листья тёмно-зелёные, округлой формы похожи на след копыта лошади. При растирании листьев и корневища появляется своеобразный запах, напоминающий запах перца. За эту особенность копытень получил название «лесной перец». Не спешите перчить таким «перцем» продукты. Помните: копытень – ядовитое растение.

-Назовите растения леса. К каким группам растений они относятся? (Деревья, травы, кустарники).

- Выйдя из леса

Давай пройдёмся медленно по лугу

И «здравствуй»! –скажем каждому цветку.

1. Полевой цветок народный

Для гадания пригодный. (Ромашка луговая)

Многолетнее травянистое растение. Цветёт с мая по август.

2. То фиолетовый, то голубой,

Не раз на лугу он встречался с тобой.

Названье ему очень звонкое дали,

Но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчики)

Колокольчики – многолетние травы высотой 30-70 см. цветёт в июле-августе.

3. Я знаменита не цветами

А необычными листами:

То твёрдыми, холодными,

То мягкими и тёплыми. (Мать-и-мачеха)

После схода снега это растение первым зацветает весной. Сверху листья зелёные, а с нижней стороны – белые, с густым войлочным опушением. Двухцветность листьев и послужила основанием для такого названия растения. Хороший медонос и лекарственное растение.

4. Вот цветок. Похож на гвоздик:

Шляпка пышная и хвостик. (Гвоздика Фишера)

Это многолетнее лекарственное растение высотой 30-60 см.

5. Капли солнца спозаранку

Появились на полянке.

Это в жёлтый сарафанчик

Нарядился …. (Одуванчик)

Молодые листья одуванчика съедобны и из них готовят салаты, и корзинок можно приготовить варенье или сварить одуванчиковый мёд.

- Какие растения растут на лугу? Назовите по карточкам на плакате.

- Есть ли среди растений деревья, кустарники, травы?

- Каким одним словом можно назвать растения, растущие на лугу? (Травы)

- посмотрите на плакат. Где растут эти растения? (В огороде)

- Почему растения, которые растут в огороде, не могут расти на лугу?

Станция «Архитектурная»

Оборудование: презентация «Памятники растениям», карандаши, листы бумаги.

Вы прибыли на станцию «Архитектурная». Сотни тысяч, миллионы памятников разбросаны по всем городам и другим населенным пунктам земного шара. Есть среди них па мятники необычные: в них запечатлены животные птицы и даже растения. (Презентация) (Памятники огурцу, антоновке, тыкве, картофелю, капусте, ромашке, дерево мира)

Задание - создать рисунок «Мой памятник растению».

Станция «Сухой листок»

Оборудование: гербарий растений1 команда – сосна, вереск, крапива.

2 команда–яблоня, малина, картофель.

Задание – «Что расскажет гербарий?» Команды получают гербарий культурных и дикорастущих растений, читают информацию о полученном растении. (Растения учитель выставляет на доску по группам – культурные и дикорастущие, не называя терминов).

Сосна

Яблоня

Вереск

Малина

Крапива Картофель

- Чем похожи и чем отличается сосна и яблоня? (Общее – деревья. Сосна растёт в лесу, а яблоня в саду за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу человеку).

- Чем похожи и чем отличается вереск и малина? (Общее – кустарники.Вереск растёт в лесу, а малина в саду за ней ухаживает человек)

- Чем похожи и чем отличается крапива и картофель? (Общее – травянистые растения.Крапива растёт повсюду, а картофель в огороде.Человек сажает, ухаживает, собирает урожай).

На какие же группы можно разделить растения?

- Наше путешествие заканчивается, а как называются группы растений мы узнаем открыв шкатулку (в шкатулке на табличках написаны названия «Дикорастущие», «Культурные»)

- К первому столбику какую табличку поставим? Почему?

- Ко второму? Почему?

V. Подведение итогов. Рефлексия.

- Сделайте вывод на какие ещё 2 группы делятся все растения?

Библиографический список

1. А. А. Плешаков Окружающий мир. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч.

2. Максимова, Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 2 класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова «Окружающий мир: 2 класс. - М.: ВАКО, 2014.

3. Плешаков, А. А.От земли до неба. Атлас – определитель. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2015.

4. Плешаков, А. А.Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2016.

5. Плешаков, А. А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010.