Библиографическое описание:
Пономаренко С.А. Конспект урока по окружающему миру на тему «Квест-игра «Декоративные и культурные растения» (2 класс) // Современная начальная школа. 2022. № 5 (36). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/36.pdf.
Цели: формировать представление «дикорастущие и культурные растения», показать разнообразие растений, раскрыть их значение для человека.
Планируемые результаты: учащиеся осознают роль растений в жизни человека научатся сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, находить новую информацию в текстах, делать выводы и рассуждать.
Форма проведения: квест-игра.
Оборудование:презентация, гербарий, маршрутные листы, карточки растений, магнитные плакаты «Лес», «Луг».
Сценарий урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Работа по карточкам
1 карточка: игра «Весёлый шнурок».
2 карточка: подчеркни деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – жёлтым.
Слива, можжевельник, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать-и-мачеха, кедр, малина.
III. Самоопределение к деятельности.
- Мы сегодня отправимся в путешествие, а куда догадаетесь, послушав стихотворение.
Чтение стихотворения учителем «Зелёная страна» Е.Серовой.
Я люблю побродить
По Зелёной стране.
Здесь друзей заводить
Очень нравится мне.
На сюрпризы горазд
Молчаливый народ
И за то, что отдаст,
Ничего не берёт.
В той стране — благодать,
Удивительный свет.
Вот бы нам разгадать:
В чём тут главный секрет?
Загляни-ка со мной
В эту славную жизнь
И с Зелёной страной
Навсегда подружись.
- Предлагаю отправиться в путешествие по Зелёной стране.
- С какой целью будем путешествовать?
- Даю подсказку: их называют лёгкими планеты, они невероятно разнообразны, некоторые из них мы видим постоянно: за окном, по пути в школу, в лесу, на лугу, в саду, в огороде.
- Кто догадался, о чём пойдёт речь? (О растениях)
- Мир растений удивляет и радует нас.
- Мы уже с вами знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. Но сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. И узнаем, на какие ещё группы делятся растения, пройдя весь маршрут путешествия по Зелёной стране. (Игрокам вручаются маршрутные листы).
- Путешествие по Зелёной стране начинается!
IV. Работа по теме урока.
Класс делится на 2 команды.
Станция «Творческая».
Оборудование: заготовки объёмных деревьев и кустарников, клей.
- Вы прибыли на станцию «Творческую». Пришло время выполнить первое задание – изготовить фигурки растений – название команд.
- Растения из бумаги готовы. Команды получили название - «Деревья», «Кустарники».
Станция «Литературная».
Оборудование: тексты с отрывками из литературных произведений о растениях, стихи.
- С самого детства мы встречаем описание растений в художественной литературе. Послушайте отрывок и назовите сказку и её автора.
Джанни Родари «Приключения Чиполлино».
Сергей Аксаков «Аленький цветочек».
- Вспомните, в каких ещё произведениях упоминаются растения?
Станция «Зелёный дом».
Оборудование: магнитный плакат «Лес», «Луг» наклеить заготовленные растениялуга, леса.
У детей на столах разложены магнитные карточки с изображениями растений луга и леса.
-На станции «Зелёный дом» мы отправляемся в лес.
Здравствуй лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес.
-Итак, мы в лесу. Я загадываю вам загадки, а вы должны найти карточку- отгадку и поместить её на магнитный плакат «Лес».
1. Плоды – крылатые,
А лист – ладошкой,
С длинной ножкой. (Клён остролистный)
- Клён ценят не только за красоту. Из листьев клёна делают краску, а из древесины – спортивный инвентарь и многие музыкальные инструменты. Поэтому клён называют «поющим» деревом.
2. В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (Дуб обыкновенный)
- Дуб является долговечной породой. Отдельные деревья доживают до 500-1000 и более лет. Дуб в течение года растёт всего 21 день. За это время вырастает на 10-15 см. Зацветает дуб только на двадцатом, а иногда на пятидесятом году жизни в апреле-мае. Дуб – большой любитель света. Народная поговорка гласит: «Дуб любит расти в шубе, но с открытой головой».
3. Что за девица?
Не швея, не мастерица
Ничего себе не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель)
- Ель – вечнозелёное хвойное дерево, высотой до 30 метров. Хвоинки на побегах держатся 7-9 лет. Первые шишки появляются на елях к 30 годам. Доживают ели до 300 и более лет.
4.Ты, лещина, молодчина!
Дай орешков нам, лещина!
Дай нам прутик – удочку-
Порыбачим чуточку. (Лещина обыкновенная (орешник) )
- Лещина обыкновенная или орешник – крупный листопадный кустарник. Растёт быстро и доживает до 80 лет. Орехи очень питательны. Они содержат до 65% жира, 16 % белка, 3,5 % сахара и витамины.
5. Вырос листик у пня,
Как копыто коня. (Копытень)
Копытень – многолетнее травянистое растение. Листья тёмно-зелёные, округлой формы похожи на след копыта лошади. При растирании листьев и корневища появляется своеобразный запах, напоминающий запах перца. За эту особенность копытень получил название «лесной перец». Не спешите перчить таким «перцем» продукты. Помните: копытень – ядовитое растение.
-Назовите растения леса. К каким группам растений они относятся? (Деревья, травы, кустарники).
- Выйдя из леса
Давай пройдёмся медленно по лугу
И «здравствуй»! –скажем каждому цветку.
1. Полевой цветок народный
Для гадания пригодный. (Ромашка луговая)
Многолетнее травянистое растение. Цветёт с мая по август.
2. То фиолетовый, то голубой,
Не раз на лугу он встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчики)
Колокольчики – многолетние травы высотой 30-70 см. цветёт в июле-августе.
3. Я знаменита не цветами
А необычными листами:
То твёрдыми, холодными,
То мягкими и тёплыми. (Мать-и-мачеха)
После схода снега это растение первым зацветает весной. Сверху листья зелёные, а с нижней стороны – белые, с густым войлочным опушением. Двухцветность листьев и послужила основанием для такого названия растения. Хороший медонос и лекарственное растение.
4. Вот цветок. Похож на гвоздик:
Шляпка пышная и хвостик. (Гвоздика Фишера)
Это многолетнее лекарственное растение высотой 30-60 см.
5. Капли солнца спозаранку
Появились на полянке.
Это в жёлтый сарафанчик
Нарядился …. (Одуванчик)
Молодые листья одуванчика съедобны и из них готовят салаты, и корзинок можно приготовить варенье или сварить одуванчиковый мёд.
- Какие растения растут на лугу? Назовите по карточкам на плакате.
- Есть ли среди растений деревья, кустарники, травы?
- Каким одним словом можно назвать растения, растущие на лугу? (Травы)
- посмотрите на плакат. Где растут эти растения? (В огороде)
- Почему растения, которые растут в огороде, не могут расти на лугу?
Станция «Архитектурная»
Оборудование: презентация «Памятники растениям», карандаши, листы бумаги.
Вы прибыли на станцию «Архитектурная». Сотни тысяч, миллионы памятников разбросаны по всем городам и другим населенным пунктам земного шара. Есть среди них па мятники необычные: в них запечатлены животные птицы и даже растения. (Презентация) (Памятники огурцу, антоновке, тыкве, картофелю, капусте, ромашке, дерево мира)
Задание - создать рисунок «Мой памятник растению».
Станция «Сухой листок»
Оборудование: гербарий растений1 команда – сосна, вереск, крапива.
2 команда–яблоня, малина, картофель.
Задание – «Что расскажет гербарий?» Команды получают гербарий культурных и дикорастущих растений, читают информацию о полученном растении. (Растения учитель выставляет на доску по группам – культурные и дикорастущие, не называя терминов).
Сосна
Яблоня
Вереск
Малина
Крапива Картофель
- Чем похожи и чем отличается сосна и яблоня? (Общее – деревья. Сосна растёт в лесу, а яблоня в саду за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу человеку).
- Чем похожи и чем отличается вереск и малина? (Общее – кустарники.Вереск растёт в лесу, а малина в саду за ней ухаживает человек)
- Чем похожи и чем отличается крапива и картофель? (Общее – травянистые растения.Крапива растёт повсюду, а картофель в огороде.Человек сажает, ухаживает, собирает урожай).
На какие же группы можно разделить растения?
- Наше путешествие заканчивается, а как называются группы растений мы узнаем открыв шкатулку (в шкатулке на табличках написаны названия «Дикорастущие», «Культурные»)
- К первому столбику какую табличку поставим? Почему?
- Ко второму? Почему?
V. Подведение итогов. Рефлексия.
- Сделайте вывод на какие ещё 2 группы делятся все растения?
Библиографический список
1. А. А. Плешаков Окружающий мир. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч.
2. Максимова, Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 2 класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова «Окружающий мир: 2 класс. - М.: ВАКО, 2014.
3. Плешаков, А. А.От земли до неба. Атлас – определитель. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2015.
4. Плешаков, А. А.Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2016.
5. Плешаков, А. А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
Пономаренко С.А. Конспект урока по окружающему миру на тему «Квест-игра «Декоративные и культурные растения» (2 класс) // Современная начальная школа. 2022. № 5 (36). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/36.pdf.
Цели: формировать представление «дикорастущие и культурные растения», показать разнообразие растений, раскрыть их значение для человека.
Планируемые результаты: учащиеся осознают роль растений в жизни человека научатся сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, находить новую информацию в текстах, делать выводы и рассуждать.
Форма проведения: квест-игра.
Оборудование:презентация, гербарий, маршрутные листы, карточки растений, магнитные плакаты «Лес», «Луг».
Сценарий урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Работа по карточкам
1 карточка: игра «Весёлый шнурок».
2 карточка: подчеркни деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – жёлтым.
Слива, можжевельник, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать-и-мачеха, кедр, малина.
III. Самоопределение к деятельности.
- Мы сегодня отправимся в путешествие, а куда догадаетесь, послушав стихотворение.
Чтение стихотворения учителем «Зелёная страна» Е.Серовой.
Я люблю побродить
По Зелёной стране.
Здесь друзей заводить
Очень нравится мне.
На сюрпризы горазд
Молчаливый народ
И за то, что отдаст,
Ничего не берёт.
В той стране — благодать,
Удивительный свет.
Вот бы нам разгадать:
В чём тут главный секрет?
Загляни-ка со мной
В эту славную жизнь
И с Зелёной страной
Навсегда подружись.
- Предлагаю отправиться в путешествие по Зелёной стране.
- С какой целью будем путешествовать?
- Даю подсказку: их называют лёгкими планеты, они невероятно разнообразны, некоторые из них мы видим постоянно: за окном, по пути в школу, в лесу, на лугу, в саду, в огороде.
- Кто догадался, о чём пойдёт речь? (О растениях)
- Мир растений удивляет и радует нас.
- Мы уже с вами знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. Но сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. И узнаем, на какие ещё группы делятся растения, пройдя весь маршрут путешествия по Зелёной стране. (Игрокам вручаются маршрутные листы).
- Путешествие по Зелёной стране начинается!
IV. Работа по теме урока.
Класс делится на 2 команды.
Станция «Творческая».
Оборудование: заготовки объёмных деревьев и кустарников, клей.
- Вы прибыли на станцию «Творческую». Пришло время выполнить первое задание – изготовить фигурки растений – название команд.
- Растения из бумаги готовы. Команды получили название - «Деревья», «Кустарники».
Станция «Литературная».
Оборудование: тексты с отрывками из литературных произведений о растениях, стихи.
- С самого детства мы встречаем описание растений в художественной литературе. Послушайте отрывок и назовите сказку и её автора.
Джанни Родари «Приключения Чиполлино».
Сергей Аксаков «Аленький цветочек».
- Вспомните, в каких ещё произведениях упоминаются растения?
Станция «Зелёный дом».
Оборудование: магнитный плакат «Лес», «Луг» наклеить заготовленные растениялуга, леса.
У детей на столах разложены магнитные карточки с изображениями растений луга и леса.
-На станции «Зелёный дом» мы отправляемся в лес.
Здравствуй лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес.
-Итак, мы в лесу. Я загадываю вам загадки, а вы должны найти карточку- отгадку и поместить её на магнитный плакат «Лес».
1. Плоды – крылатые,
А лист – ладошкой,
С длинной ножкой. (Клён остролистный)
- Клён ценят не только за красоту. Из листьев клёна делают краску, а из древесины – спортивный инвентарь и многие музыкальные инструменты. Поэтому клён называют «поющим» деревом.
2. В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (Дуб обыкновенный)
- Дуб является долговечной породой. Отдельные деревья доживают до 500-1000 и более лет. Дуб в течение года растёт всего 21 день. За это время вырастает на 10-15 см. Зацветает дуб только на двадцатом, а иногда на пятидесятом году жизни в апреле-мае. Дуб – большой любитель света. Народная поговорка гласит: «Дуб любит расти в шубе, но с открытой головой».
3. Что за девица?
Не швея, не мастерица
Ничего себе не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель)
- Ель – вечнозелёное хвойное дерево, высотой до 30 метров. Хвоинки на побегах держатся 7-9 лет. Первые шишки появляются на елях к 30 годам. Доживают ели до 300 и более лет.
4.Ты, лещина, молодчина!
Дай орешков нам, лещина!
Дай нам прутик – удочку-
Порыбачим чуточку. (Лещина обыкновенная (орешник) )
- Лещина обыкновенная или орешник – крупный листопадный кустарник. Растёт быстро и доживает до 80 лет. Орехи очень питательны. Они содержат до 65% жира, 16 % белка, 3,5 % сахара и витамины.
5. Вырос листик у пня,
Как копыто коня. (Копытень)
Копытень – многолетнее травянистое растение. Листья тёмно-зелёные, округлой формы похожи на след копыта лошади. При растирании листьев и корневища появляется своеобразный запах, напоминающий запах перца. За эту особенность копытень получил название «лесной перец». Не спешите перчить таким «перцем» продукты. Помните: копытень – ядовитое растение.
-Назовите растения леса. К каким группам растений они относятся? (Деревья, травы, кустарники).
- Выйдя из леса
Давай пройдёмся медленно по лугу
И «здравствуй»! –скажем каждому цветку.
1. Полевой цветок народный
Для гадания пригодный. (Ромашка луговая)
Многолетнее травянистое растение. Цветёт с мая по август.
2. То фиолетовый, то голубой,
Не раз на лугу он встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчики)
Колокольчики – многолетние травы высотой 30-70 см. цветёт в июле-августе.
3. Я знаменита не цветами
А необычными листами:
То твёрдыми, холодными,
То мягкими и тёплыми. (Мать-и-мачеха)
После схода снега это растение первым зацветает весной. Сверху листья зелёные, а с нижней стороны – белые, с густым войлочным опушением. Двухцветность листьев и послужила основанием для такого названия растения. Хороший медонос и лекарственное растение.
4. Вот цветок. Похож на гвоздик:
Шляпка пышная и хвостик. (Гвоздика Фишера)
Это многолетнее лекарственное растение высотой 30-60 см.
5. Капли солнца спозаранку
Появились на полянке.
Это в жёлтый сарафанчик
Нарядился …. (Одуванчик)
Молодые листья одуванчика съедобны и из них готовят салаты, и корзинок можно приготовить варенье или сварить одуванчиковый мёд.
- Какие растения растут на лугу? Назовите по карточкам на плакате.
- Есть ли среди растений деревья, кустарники, травы?
- Каким одним словом можно назвать растения, растущие на лугу? (Травы)
- посмотрите на плакат. Где растут эти растения? (В огороде)
- Почему растения, которые растут в огороде, не могут расти на лугу?
Станция «Архитектурная»
Оборудование: презентация «Памятники растениям», карандаши, листы бумаги.
Вы прибыли на станцию «Архитектурная». Сотни тысяч, миллионы памятников разбросаны по всем городам и другим населенным пунктам земного шара. Есть среди них па мятники необычные: в них запечатлены животные птицы и даже растения. (Презентация) (Памятники огурцу, антоновке, тыкве, картофелю, капусте, ромашке, дерево мира)
Задание - создать рисунок «Мой памятник растению».
Станция «Сухой листок»
Оборудование: гербарий растений1 команда – сосна, вереск, крапива.
2 команда–яблоня, малина, картофель.
Задание – «Что расскажет гербарий?» Команды получают гербарий культурных и дикорастущих растений, читают информацию о полученном растении. (Растения учитель выставляет на доску по группам – культурные и дикорастущие, не называя терминов).
Сосна
Яблоня
Вереск
Малина
Крапива Картофель
- Чем похожи и чем отличается сосна и яблоня? (Общее – деревья. Сосна растёт в лесу, а яблоня в саду за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу человеку).
- Чем похожи и чем отличается вереск и малина? (Общее – кустарники.Вереск растёт в лесу, а малина в саду за ней ухаживает человек)
- Чем похожи и чем отличается крапива и картофель? (Общее – травянистые растения.Крапива растёт повсюду, а картофель в огороде.Человек сажает, ухаживает, собирает урожай).
На какие же группы можно разделить растения?
- Наше путешествие заканчивается, а как называются группы растений мы узнаем открыв шкатулку (в шкатулке на табличках написаны названия «Дикорастущие», «Культурные»)
- К первому столбику какую табличку поставим? Почему?
- Ко второму? Почему?
V. Подведение итогов. Рефлексия.
- Сделайте вывод на какие ещё 2 группы делятся все растения?
Библиографический список
1. А. А. Плешаков Окружающий мир. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч.
2. Максимова, Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 2 класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова «Окружающий мир: 2 класс. - М.: ВАКО, 2014.
3. Плешаков, А. А.От земли до неба. Атлас – определитель. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2015.
4. Плешаков, А. А.Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2016.
5. Плешаков, А. А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010.