Высшая школа делового администрирования
Click to order
Публикации
2021 (№ 17-31)

Алябьева Е.А. ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕТРАДЬ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Библиографическое описание:
Алябьева Е.А. Интерактивная тетрадь как способ повышения интереса обучающихся к английскому языку // Современная начальная школа. 2021. № 19. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/19.pdf.

Английский язык расширяет лингвистический кругозор обучающихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию обучающихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.

Обучение английскому языку детей имеет свои особенности, которые основываются на психофизиологическом развитии детей. Психологи утверждают, что восприятие, память и внимание у обучающихся носят непроизвольный характер. Младшие школьники не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. Для детской памяти характерна исключительная фотографичность, но при этом ребенок не заботится о том, чтобы все, что он воспринимает, мог припомнить впоследствии.

Интерактивное обучение состоит в том, что учебный процесс строится в форме диалога. Использование интерактивных форм и методов обучения помогает педагогу увлечь учеников уроком, замотивировать их на активное участие, достижение результатов, коллективную работу и побудить их к осознанному усвоению английского языка.

Грамматика — один из ключевых элементов изучения любого языка.

Практически каждая современная методика обучения английскому языку уделяет большую часть учебного времени целенаправленной и систематической работе над грамматикой, так как это заметно влияет на качество письменной и устной речи учащихся, а также способствует усвоению всего языкового материала.

Один из способов сделать процесс освоения грамматических правил в начальной школе более интересным – использование интерактивных тетрадей.

Работа с интерактивными тетрадями – это передовая методика, придуманная американцами для обучения.

Интерактивная тетрадь – это тетрадь, которая содержит в себе различные интерактивные шаблоны и элементы, направленные на изучение грамматики и лексики по различным темам.

Информация в интерактивной тетради не связана одной темой, не имеет сюжета. В неё удобно включать все правила и конструкции, изучаемые на уроках. Она помогает оживить уроки, создать условия для практического использования теоретической информации, собрать изученные темы и конструкции в одном месте, многократно повторять их.

Интерактивные тетради — это такие тетради, в которые включены интерактивные элементы, такие, как: кармашки с карточками, разные книжечки с окошками, книжки-гармошки, какие-то выдвигающиеся элементы, картинки и так далее.

Такие тетради получаются очень интересными, красивыми и индивидуальными, так как дети могут выразить себя таким образом.

Такие необычные тетради мы с детьми начинаем создавать с первого года обучения (со второго полугодия, когда дети уже знают буквы и умеют читать). Дети радуются, что заводят «тетрадь для шпаргалок». В нашем творческом объединении «Весёлый английский» обучающиеся работают с этими тетрадями все 3 года обучения. Есть также подготовительные группы обучения. Они занимаются по программе Никитенко З.Н., Никитенко Е.А. «Первые шаги в английском языке». По этой программе существует рабочая тетрадь. По ней дети создают конверты с картинками. Это своего рода подготовка к созданию интерактивных тетрадей. Дошкольники вырезают из своих тетрадей конверты, склеивают их, раскрашивают картинки. Дети работают с карточками при прохождении различных тем. При прохождении темы «Еда» (Food) обучающиеся вырезают картинки с различными овощами и фруктами, сладостями, различными блюдами; складывают их в конверт. На занятиях педагог называет различные слова (meat- мясо, soup-суп, ice-cream-мороженое, orange-апельсин, sweet-конфета и др.), дети их показывают; играют в продавцов и покупателей, называя слова по пройденной теме:

1 Hello!-Здравствуйте

2 Hello!-Здравствуйте

1 I' d like to have ice-cream -Мне бы хотелось (купить) мороженого

2 Here you are -Вот (подает нужную картинку)

1Thank you - Спасибо

2 Goodbye – До свидания

1 Goodbye – До свидания

называют любимые/нелюбимые блюда (I like soup- Я люблю суп. I don't like apple.- Я не люблю яблоко).

При прохождении темы «Мебель» обучающиеся описывают свою комнату, называя предметы, которые есть у них (It is a brown table.- Это коричневый стол. It is an orange bed.- Это оранжевая кровать. It is a yellow lamp. – Это желтая лампа. It is a bookcase. – Это книжный шкаф. It is a TV set. - Это телевизор.

При прохождении темы «Я умею» дети описывают свои действия: I can run.- Я умею бегать. I can jump.- Я умею прыгать. I can draw.- Я умею рисовать и т.д.

При прохождении темы «Мои школьные принадлежности» дошкольники учатся называть на английском языке свои вещи (a pen-ручка, а pencil-карандаш, a book-книга, pencil case-пенал и тд)

Дети первого года обучения подписывают интерактивные тетради (name - имя, surname- фамилия), вклеивают свою фотографию или рисуют свой портрет, записывают/рисуют/ приклеивают любимый цвет (my favourite colour- например, blue-синий), фото или рисунок домашнего животного (my pet- например, cat- кошка), пишут, что они любят/не любят (I likе to draw.- Я люблю рисовать / I dislike to run.-Я не люблю бегать), что умеют/ не умеют делать (I can count.- Я умею считать/ I cannot fly- Я не умею летать), что они хотят (I want chocolate- Я хочу шоколад) и состав своей семьи (My family: a mother- мама, a father-папа, a brother- брат и тд). Одна из первых тем- «Изучаем цвета». Дети вырезают листочки/сердечки из цветной бумаги, подписывают цвета на английском языке (pink- розовый, blue- cиний, green-зеленый, red-красный и т.д.). При изучении глагола to be дети вырезают и приклеивают ромашку, на лепестках пишем личные местоимения (I- я, he- он, she- она и тд), в центре- глагол to be, под лепестками спряжение глагола to be-быть в настоящем времени (am, is, are), с обратной стороны каждого лепестка слово not. При изучении вопросов на wh- (why- почему, what- что, какой, where- где, куда,when- когда, who- кто) и на h- (how- как, how long- как долго, how often- как часто, how many- сколько, how much- сколько) мы с обучающимися делаем кармашки, куда вкладываем записанные вопросы с переводом. При изучении темы «Животные» дети приклеивают конверт и складывают в него карточки с планом описания и картинкой / рисунком животного (It is a cat.- Это кот. It lives in the flat.- Он живет в квартире. Colour: black – Цвет: черный. Food: milk, meat -Еда: молоко, мясо. It can run. Он умеет бегать.

При изучении темы «Игрушки» мы со школьниками изготавливаем книжку с картинками. Дети подписывают названия игрушек на английском языке. Дети рассказывают, какие игрушки у них дома. I have a doll.- У меня есть кукла. I have a ball.-У меня есть мяч и т.д.

Интерактивные элементы в тетрадях помогают сэкономить пространство в обычных тетрадях, тем самым уместив больше информации. Школьники учатся организовывать и систематизировать информацию. Грамматика визуализируется и это облегчает понимание материала. Кроме того, задействована ещё и моторика (элементы постоянно трогаются, двигаются, вытаскиваются) – в процессе игры развиваются их творческие способности. Поддерживая постоянный интерес к тетрадям, повышается интерес к изучению английского языка. Интерактивные тетради стимулируют к постоянному просматриванию и повторению.

Какие же преимущества можно выделить в использовании интерактивных тетрадей на уроках английского языка.

- интерактивные элементы помогают сэкономить пространство, тем самым уместив больше информации

- обучающиеся учатся организовывать и систематизировать информацию, ведь с каждым годом все больше и больше им приходится запоминать и обрабатывать ее

- грамматика визуализируется и становится понятнее. Кроме того, задействуется еще и моторика, тактильная память

- обучающие проявляют свою индивидуальность и фантазию, вовлечены в процесс, развивают творческие способности, потому что каждый элемент они вырезают, приклеивают, разукрашивают, думают, как оформить следующий шаблон

- поддерживается постоянный интерес к тетрадям, повышается мотивация

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что таким образом мы отходим от старых записей грамматики в виде таблиц, которые лишь усложняют освоение грамматики. Обучающиеся с удовольствием и с легкостью воспринимают грамматику и выполняют упражнения.

Благодаря повышению интереса к английскому языку, дети стали активнее участвовать в Российских и международных конкурсах и олимпиадах по английскому языку и получать призовые места.

Например, с 2019 по 2021 учебный год дети участвовали в следующих конкурсах и олимпиадах:

1. Открытая Российская интернет-олимпиада по английскому языку для школьников «Зима, февраль 2021, английский язык, 0 уровень» -Диплом II cтепени.

2. Открытая Российская интернет-олимпиада по английскому языку для школьников «Зима, февраль 2021, английский язык, 1 уровень» -Диплом III cтепени.

3. Открытая Российская интернет-олимпиада по английскому языку для школьников «Зима, февраль 2021, английский язык, 2 уровень» -Диплом II cтепени.

4. Международный дистанционный конкурс по английскому языку «Олимпис 2020- Весенняя сессия» - 12 человек. Результаты: 9 человек 1 место, 4 человека- 2 место, 1 человек 3 место.

5. Международный дистанционный конкурс по английскому языку «Олимпис 2020- осенняя сессия» - 6 человек. Результаты: 5 человек 1 место, 1 человек 2 место.

6. Всероссийская Олимпиада «Навыки XXI века» 2020 Результаты: 34 участника, 15 призовых мест (Региональный уровень: 2 место, 1 место; городской уровень- 2 человека – 1 место, 1 человек -2 место, 1 человек -3 место; уровень школы: 9 человек: 2 человека- 1 место, 4 человека -2 место, 3 человека 3 место).

7. Всероссийская Олимпиада «Навыки XXI века» 2019 Результаты: 8 участников, 2 призовых места (Региональный уровень: 3 место, городской уровень- 2 место).

Интерактивная тетрадь – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которое, однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача учителя лишь придавать учащимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

Литература

1. Мастерская интерактивных тетрадей // https://lp.anglijskij-dlja-detej.ru/masterskaya -interaktivnye-tetradi/

2. Шарифуллина А.Б. Использование интерактивных тетрадей на уроках английского языка // https://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/2020/08/11/interaktivn aya-tetrad-na-urokah-angliyskogo-yazyka

3. Любимова Т. В. Использование интерактивных тетрадей в обучении английскому языку в младших школьников //https://urok.1sept.ru/articles/677012