Библиографическое описание:
Соколова С.Н. Использование проектного подхода в деятельности учителя начальных классов при формировании первичных знаний о здоровом образе жизни // Современная начальная школа. 2021. № 17. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/17.pdf.
«Девять десятых нашего счастья зависит от того, насколько здоровый образ жизни мы ведём».
Артур Шопенгауэр
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. Анализ психолого-педагогической литературы позволил предположить, что одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни.
Для приобретения учащимися необходимых знаний о здоровом образе жизни был разработан проект: «Формирование у первоклассников первичных знаний о здоровом образе жизни».
В соответствии с определением Государственного стандарта, проект — это уникальный процесс, состоящий из набора скоординированных и управляемых действий, с указанием даты начала и окончания, предпринятых для достижения соответствия определенным требованиям, включая ограничения по времени, стоимости и ресурсам.
Проектно-целевой подход это управленческий метод, в основе которого лежит разработка и реализация проектов, как комплекса исследований, итогом которых является пакет документов, определяющих систему обоснованных целей и мероприятий по решению проблемы, а также организацию педагогических процессов в пространстве и времени.
Целью проекта является формирование у первоклассников представления о здоровье и о здоровом образе жизни.
Результаты диагностики: «Уровень сформированности начальных представлений о здоровье и здоровом образе жизни младших школьников», проведённой в начале 2018-2019 учебного года оказались на много ниже ожидаемых: высокий уровень – 0 человек, средний -34человека (60%), низкий – 23 человека (40%).
Большинство учащихся не имели представления о том, какого человека можно назвать здоровым и что нужно делать, чтобы быть здоровым. Ответы многих детей носили однотипный характер: здоровый человек – не болеет, не курит. Не все дети чётко смогли объяснить, что такое режим дня, как беречь своё тело и ухаживать за ним.
Проведённая диагностика показала недостаточный уровень представлений детей о здоровье, здоровом образе жизни, факторах, влияющих на здоровье человека.
Для реализации проекта определены следующие задачи:
1. Реализация принципов здорового образа жизни.
2. Получение каждым ребёнком первоначальных представлений о здоровье и здоровом образе жизни.
3. Формирование навыков учебного сотрудничества, коллективного творчества, самостоятельности в игровой деятельности.
4. Сотрудничество с родителями и просвещение по вопросам организации и соблюдения режима дня и здорового образа жизни.
5. Расширение знаний первоклассников о здоровье и здоровом образе жизни, о связи с историей и традициями русского народа.
Основные направления работы:
1. Подготовительные мероприятия.
2. Организация оценки уровня знаний о своём здоровье у первоклассников.
3. Организация внеклассных мероприятий по формированию знаний о своём здоровье у первоклассников в 2018-2019 учебном году.
4. Подготовка отчета о реализации проекта.
Задача раннего формирования здорового образа жизни актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как сохранить и укрепить здоровье наших детей? Каким образом формировать физическую культуру ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Эти вопросы стали основными рассматриваемыми вопросами на установочном родительском собрании. Младший школьный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в это время идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, потребность в постоянных занятиях физической культурой и спортом.
Большое значение для детей имел классный час «Мой режим дня». Каждый ребёнок смог вступить в диалог и высказать своё мнение или предположение по данному вопросу. Работая в группах, дети составили свой режим дня, рассказали о нём одноклассникам. В результате дети сформулировали свой вывод: чтобы в течение дня себя хорошо чувствовать и успевать сделать все дела нужно соблюдать режим дня. Режим дня необходимо соблюдать всем людям. Соблюдение режима дня помогает правильно и точно распределить время.
Необходимо заметить, что в каждой семье всегда имеются какие-то свои особенности режима дня. Даже А.С. Макаренко писал: «… нельзя рекомендовать родителям какой-нибудь один режим. Режимов есть много, и нужно из них выбирать один, самый подходящий в данной обстановке». Поэтому в режиме учащихся может быть изменено время тех или иных моментов, но неизменным должно остаться время отхода ко сну и его продолжительность.
Исключительную значимость представляют физкультминутки - традиционные упражнения, которые обеспечивают продолжительное внимание, работоспособность, не допускают утомления и усталости. Дети любят физкультминутки в стихотворной форме, музыкальные, любят их проводить сами. Регулярно использовались и практические занятия «Берегите глаза», которые проводились по методике В.Ф. Базарного. Во время занятий устраивается специальная разгрузка с переводом зрения на дальние дистанции. Ежедневные динамические паузы на свежем воздухе, где разучивались различные подвижные игры, с учетом возрастных, индивидуальных и физических возможностей детей, способствовали укреплению здоровья обучающихся.
Очень понравились детям конкурсы рисунков, где они могли проявить фантазию, свои творческие способности. За этот период были проведены конкурсы на темы: «Я выбираю спорт», «Моё здоровье». Это способствовало формированию понимания того, что спорт – это сила, здоровье, дисциплина и досуг.
Наблюдая каждый день за детьми в столовой, пришли к выводу, что у первоклассников не сформированы понятия о здоровом питании. Большинство детей совсем не пьют молоко, не едят молочные продукты, отказываются от салатов и овощей, не едят каши, почти совсем не употребляют рыбу. В связи с этим, был проведён классный час на тему: «Десять правил здорового питания». Целью данного мероприятия стало: формирование здорового образа жизни посредством питания. Использовались такие приёмы, как инсценировка стихотворения С. Михалкова «О девочке, которая плохо кушала», был составлен кластер «Составляющие здоровья», работа с пословицами и поговорками, игра «Вредно-полезно», кроссворд: «Овощи – фрукты». Выводом всей работы стала пословица: «Дерево держится своими корнями, а человек пищей».
Систематические встречи с медицинскими работниками расширили представления детей о здоровом образе жизни, заставили проявить интерес к своему собственному здоровью. Медицинскими работниками проведена беседа о способах профилактики заболеваний, беседа о гигиене тела.
Школьный педагог-психолог провёл индивидуальные консультации с родителями, оказал необходимую помощь классному руководителю.
Но самой большой любовью у первоклассников стали спортивные соревнования. «Весёлые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Спортивные эстафеты», «Дни Здоровья» проводимые совместно с родителями, не только укрепили и сблизили членов семьи, но и сформировали мотивацию на здоровый образ жизни, как у детей, так и у родителей.
Здоровье – высшая человеческая ценность. Это важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Осознание детьми ценности здоровья явилось стимулом осознания личной потребности в здоровье, стремления следовать основным принципам здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни – это деятельность, направленная на укрепление не только физического и психического, но и нравственного здоровья, и что такой образ жизни должен реализовываться в совокупности всех основных форм жизнедеятельности: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.
Проект способствовал формированию у детей мотивации на здоровый образ жизни, сформировал представление о здоровье как одной из ценностей человеческой жизни, помог довести до сознания родителей, что сохранить здоровье своего ребёнка – их основная задача и обязанность,
Литература и источники:
1.Апанасенко Г.Л. Здоровый образ жизни. Л.: Наука, 1988.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
3.http://sportizdorove.ru/formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni/formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-shkolnikov.html
Соколова С.Н. Использование проектного подхода в деятельности учителя начальных классов при формировании первичных знаний о здоровом образе жизни // Современная начальная школа. 2021. № 17. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/17.pdf.
«Девять десятых нашего счастья зависит от того, насколько здоровый образ жизни мы ведём».
Артур Шопенгауэр
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. Анализ психолого-педагогической литературы позволил предположить, что одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни.
Для приобретения учащимися необходимых знаний о здоровом образе жизни был разработан проект: «Формирование у первоклассников первичных знаний о здоровом образе жизни».
В соответствии с определением Государственного стандарта, проект — это уникальный процесс, состоящий из набора скоординированных и управляемых действий, с указанием даты начала и окончания, предпринятых для достижения соответствия определенным требованиям, включая ограничения по времени, стоимости и ресурсам.
Проектно-целевой подход это управленческий метод, в основе которого лежит разработка и реализация проектов, как комплекса исследований, итогом которых является пакет документов, определяющих систему обоснованных целей и мероприятий по решению проблемы, а также организацию педагогических процессов в пространстве и времени.
Целью проекта является формирование у первоклассников представления о здоровье и о здоровом образе жизни.
Результаты диагностики: «Уровень сформированности начальных представлений о здоровье и здоровом образе жизни младших школьников», проведённой в начале 2018-2019 учебного года оказались на много ниже ожидаемых: высокий уровень – 0 человек, средний -34человека (60%), низкий – 23 человека (40%).
Большинство учащихся не имели представления о том, какого человека можно назвать здоровым и что нужно делать, чтобы быть здоровым. Ответы многих детей носили однотипный характер: здоровый человек – не болеет, не курит. Не все дети чётко смогли объяснить, что такое режим дня, как беречь своё тело и ухаживать за ним.
Проведённая диагностика показала недостаточный уровень представлений детей о здоровье, здоровом образе жизни, факторах, влияющих на здоровье человека.
Для реализации проекта определены следующие задачи:
1. Реализация принципов здорового образа жизни.
2. Получение каждым ребёнком первоначальных представлений о здоровье и здоровом образе жизни.
3. Формирование навыков учебного сотрудничества, коллективного творчества, самостоятельности в игровой деятельности.
4. Сотрудничество с родителями и просвещение по вопросам организации и соблюдения режима дня и здорового образа жизни.
5. Расширение знаний первоклассников о здоровье и здоровом образе жизни, о связи с историей и традициями русского народа.
Основные направления работы:
1. Подготовительные мероприятия.
2. Организация оценки уровня знаний о своём здоровье у первоклассников.
3. Организация внеклассных мероприятий по формированию знаний о своём здоровье у первоклассников в 2018-2019 учебном году.
4. Подготовка отчета о реализации проекта.
Задача раннего формирования здорового образа жизни актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как сохранить и укрепить здоровье наших детей? Каким образом формировать физическую культуру ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Эти вопросы стали основными рассматриваемыми вопросами на установочном родительском собрании. Младший школьный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в это время идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, потребность в постоянных занятиях физической культурой и спортом.
Большое значение для детей имел классный час «Мой режим дня». Каждый ребёнок смог вступить в диалог и высказать своё мнение или предположение по данному вопросу. Работая в группах, дети составили свой режим дня, рассказали о нём одноклассникам. В результате дети сформулировали свой вывод: чтобы в течение дня себя хорошо чувствовать и успевать сделать все дела нужно соблюдать режим дня. Режим дня необходимо соблюдать всем людям. Соблюдение режима дня помогает правильно и точно распределить время.
Необходимо заметить, что в каждой семье всегда имеются какие-то свои особенности режима дня. Даже А.С. Макаренко писал: «… нельзя рекомендовать родителям какой-нибудь один режим. Режимов есть много, и нужно из них выбирать один, самый подходящий в данной обстановке». Поэтому в режиме учащихся может быть изменено время тех или иных моментов, но неизменным должно остаться время отхода ко сну и его продолжительность.
Исключительную значимость представляют физкультминутки - традиционные упражнения, которые обеспечивают продолжительное внимание, работоспособность, не допускают утомления и усталости. Дети любят физкультминутки в стихотворной форме, музыкальные, любят их проводить сами. Регулярно использовались и практические занятия «Берегите глаза», которые проводились по методике В.Ф. Базарного. Во время занятий устраивается специальная разгрузка с переводом зрения на дальние дистанции. Ежедневные динамические паузы на свежем воздухе, где разучивались различные подвижные игры, с учетом возрастных, индивидуальных и физических возможностей детей, способствовали укреплению здоровья обучающихся.
Очень понравились детям конкурсы рисунков, где они могли проявить фантазию, свои творческие способности. За этот период были проведены конкурсы на темы: «Я выбираю спорт», «Моё здоровье». Это способствовало формированию понимания того, что спорт – это сила, здоровье, дисциплина и досуг.
Наблюдая каждый день за детьми в столовой, пришли к выводу, что у первоклассников не сформированы понятия о здоровом питании. Большинство детей совсем не пьют молоко, не едят молочные продукты, отказываются от салатов и овощей, не едят каши, почти совсем не употребляют рыбу. В связи с этим, был проведён классный час на тему: «Десять правил здорового питания». Целью данного мероприятия стало: формирование здорового образа жизни посредством питания. Использовались такие приёмы, как инсценировка стихотворения С. Михалкова «О девочке, которая плохо кушала», был составлен кластер «Составляющие здоровья», работа с пословицами и поговорками, игра «Вредно-полезно», кроссворд: «Овощи – фрукты». Выводом всей работы стала пословица: «Дерево держится своими корнями, а человек пищей».
Систематические встречи с медицинскими работниками расширили представления детей о здоровом образе жизни, заставили проявить интерес к своему собственному здоровью. Медицинскими работниками проведена беседа о способах профилактики заболеваний, беседа о гигиене тела.
Школьный педагог-психолог провёл индивидуальные консультации с родителями, оказал необходимую помощь классному руководителю.
Но самой большой любовью у первоклассников стали спортивные соревнования. «Весёлые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Спортивные эстафеты», «Дни Здоровья» проводимые совместно с родителями, не только укрепили и сблизили членов семьи, но и сформировали мотивацию на здоровый образ жизни, как у детей, так и у родителей.
Здоровье – высшая человеческая ценность. Это важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Осознание детьми ценности здоровья явилось стимулом осознания личной потребности в здоровье, стремления следовать основным принципам здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни – это деятельность, направленная на укрепление не только физического и психического, но и нравственного здоровья, и что такой образ жизни должен реализовываться в совокупности всех основных форм жизнедеятельности: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.
Проект способствовал формированию у детей мотивации на здоровый образ жизни, сформировал представление о здоровье как одной из ценностей человеческой жизни, помог довести до сознания родителей, что сохранить здоровье своего ребёнка – их основная задача и обязанность,
Литература и источники:
1.Апанасенко Г.Л. Здоровый образ жизни. Л.: Наука, 1988.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
3.http://sportizdorove.ru/formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni/formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-shkolnikov.html