Высшая школа делового администрирования
Конференции
Февраль 2023

МАМА, ПАПА, Я - ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ

Дронь Дания Александровна
воспитатель
МБДОУ г. Мурманск № 104

ВВЕДЕНИЕ

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. От взрослого в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Новая социальная ситуация заставляет искать новые подходы к проблеме «Дошкольник и книга», которые заключаются в следующем:

-Книга и мир видеотехники в жизни дошкольника существуют параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга. Надо глубоко осознать сказанное русским писателем Н. Лесковым: «Истинно глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем» - и начиная с раннего возраста приобщать ребенка к книге, к процессу чтения обдумывание ее, не считать этот процесс ненужным в жизни современного человека.

-Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.

Удачной находкой в работе с родителями является метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое применение в педагогической практике нашего учреждения. Метод проектов – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей – через совместную деятельность детей и родителей.

Цель проекта: пропаганда и развитие семейного чтения.

Задачи:

· Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

· Воспитывать бережное отношение и интерес к книге.

Вид проекта: познавательный, краткосрочный (1 неделя)

Ожидаемые результаты:

1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.

2. Возрождение традиции домашнего чтения.

3. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.

4. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели

Методы: анкетирование, наблюдение деятельности детей, анализ родительской анкеты "Место книги в семье", беседа "Моя любимая книга", демонстрация иллюстративного материала.

Формы: совместное творчество родителей и детей, тематическая консультация, чтение сказок и образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (рисование, восприятие художественной литературы), литературный досуг (викторина).

Этапы проекта:

- подготовительный: изучение литературы, подбор методического и дидактического материала.

- основной: реализация проекта

-заключительный: подведение итогов

План -график мероприятий реализации проекта "Мама, папа, я -читающая семья"

Этапы проекта

Мероприятия

Сроки

Участники

Подготовительный

1. Анкетирование для родителей

«Место книги в семье».

2. Задание для детей и родителей: " Мама, папа, я - читающая семья" (чтение любимого произведения ребенка и рисунок по нему).

3. Консультация для родителей на тему: " Книга и семья".

С 06.02.2023 по 07.02.2023

Родители, дети, воспитатель

Основной

1. Чтение сказок К.И. Чуковского "Телефон", " Мойдодыр", "Муха-цокотуха", "Федорино горе".

2. Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (рисование) на тему «Иллюстрируем книги К.Чуковского» ("Федорино горе".)

3. Беседа и выставка на тему "Моя любимая книга"

С 07.02.2023по 09.02.2023

Родители, дети, воспитатель

Заключительный

1.Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию речи "Мы дружим с книгой"

2. Викторина по сказкам К.И. Чуковского

3. Изготовление книги "Любимые сказки группы «Гномики»

С 09.02.2023по 10.02.2023

Родители, дети, воспитатель



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска №104

Анкета для родителей

"Место книги в семье"

Выполнили:

Дронь Дания Александровна,

Чеботникова Валерия Андреевна

Мурманск 2023

Анкета для родителей «Место книги в семье».

Уважаемые родители!

Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты. Ваше мнение для нас очень важно.

1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?

–да

-нет

- несколько книжных полок;

- книжный шкаф;

- стеллажи с книгами;

- другое

2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?

- да;

- нет;

3. Часто ли вы читаете ребенку книги?

- каждый день;

- каждый вечер перед сном;

- когда попросит;

- иногда.

4. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка

5. Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений:

6. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?

- да;

- нет;

- иногда;

7. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?

- да;

- нет;

- не знаю;

8. Имена каких поэтов и писателей знает ваш ребенок?

9. Беседуете ли Вы с ребёнком о прочитанном?

- да;

- нет;

- не знаю;

10. Выписываете ли вы детские журналы? Какие?

11. Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?

Приложение 2

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска №104

Консультация для родителей

"Семья и книга"

Выполнили:

Дронь Дания Александровна,

Чеботникова Валерия Андреевна

Мурманск 2023

Консультация для родителей

«СЕМЬЯ И КНИГА»

Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых — следствие не сформированности ее с раннего детства.

Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства — степени овладения речью.

Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.



художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений.

В процессе семейного чтения дети учатся: внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передаю: младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.

Семейное чтение — эффективный способ социализации подрастающего поколения. Такое общение создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.

Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.

Систематически читайте сами - это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.

Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию вашей речи и речи вашего ребенка.

Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредотачивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей.

Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.

Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.

Приложение 3

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска №104

Беседа "Моя любимая книга"

Выполнили:

Дронь Дания Александровна,

Чеботникова Валерия Андреевна.

Мурманск 23

Беседа "Моя любимая книга"

Цели:

ü Развивать устойчивый интерес к книге, к её оформлению, иллюстрациям.

ü Обогащать представления детей о разнообразии книг, жанрах произведений.

ü Закреплять правила культурного обращения с книгами.

Ход беседы

Воспитатель:

Ребята, отгадайте загадку: Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.

Сегодня вы принесли из дома ваши любимые сказки, назовите их. Посмотрите, у нас в группе очень много разных книг!

Я предлагаю рассмотреть их внимательно: чем же они похожи, а чем отличаются. (На столе разложить разные по цвету, размеру, толщине книги).

Для чего же нам нужны книги? (читать, рассматривать иллюстрации, узнавать что-то новое)

Из чего состоит книга? (Книга состоит из листов бумаги, страниц, которые расположены в определённом порядке, на них буквы и картинки, Воспитатель обращает внимание на страницы книг, предлагает их погладить рукой)

Ребята, страницы книги бумажные, а какие свойства имеет бумага мы сейчас проверим. (раздать детям листы бумаги и предложить их порвать, помять и т. д.).

Вот как легко рвётся и мнётся бумага, так же легко могут помяться страницы книги, если обращаться с ними неаккуратно, торопливо, неряшливо. Как вы думаете, какие правила нужно знать, чтобы правильно обращаться с книгой? (дети называют и демонстрируют основные правила)

Возьмите в руки книгу, посмотрите, что ещё есть в ней. Конечно, спереди и сзади книгу закрывает обложка. На ней можно прочитать, кто написал книгу и как она называется.

Обложки тоже бывают самые разные. (Рассматривание нескольких обложек).

А теперь давайте послушаем каждого из вас о своей любимой книге. (дети выходят и рассказывают про свою книгу, которую они принесли из дому)

Сегодня мы рассмотрели книги, выяснили, как много разных книг существует в нашей жизни и закрепили правила пользования книгами.

Приложение 4

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска №104

Викторина: "В гости к К.И.Чуковскому"

Выполнили:

Дронь Дания Александровна,

Чеботникова Валерия Андреевна

Мурманск 2023

Викторина "В гости к Корнею Чуковскому".

Цель: закрепление произведений К. Чуковского, воспитание интереса к литературе, создание положительных эмоций

Материал: книги К. Чуковского

План викторины:

ü Вступительное слово

ü 1 тур – «Вспомни сказку».

ü 2 тур - «Кто есть, кто».

ü Вопросы.

ü Подведение итогов

Вступление

Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра, Айболит. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.

1 апреля 2017 г., если бы он был жив, ему исполнилось бы 135 лет.

Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.

1 тур. «Вспомни сказку».

- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор… (Айболит)

«Айболит»

Я – Великий Умывальник

Знаменитый… (Мойдодыр)

Умывальников начальник

И мочалок командир.

«Мойдодыр»

Веселится народ-

Муха замуж идёт

За лихого, удалого

Молодого… (комара)

«Муха – Цокотуха»

А посуда вперёд и вперёд

По полям, по болотам идёт.

И чайник сказал утюгу

- Я больше идти… (не могу).

«Федорино горе»

2 тур. «Кто есть, кто».

- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?

Айболит - (доктор)

Федора - (бабушка)

Мойдодыр - (умывальник)

Цокотуха - (муха)

Вопросы:

В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)

Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).

Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)

Молодцы, ребята. Вы знаете, очень много сказок Корнея Чуковского.

Приложение 5

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска №104

Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (рисование) на тему «Иллюстрируем книги К.Чуковского» ("Федорино горе".)

Выполнили:

Дронь Дания Александровна,

Чеботникова Валерия Андреевна

Мурманск 2023

Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (рисование) на тему «Иллюстрируем книги К.Чуковского» ("Федорино горе".)

Образовательные задачи:

Обучающие: расширять и закреплять полученные знания

Развивающие: Развивать диалогическую речь, обогащать и активизировать словарь.

Воспитательные: Воспитывать нравственные качества личности через поступки героев произведения.

Предварительная работа: Внести книгу в книжный уголок, дать возможность рассмотреть иллюстрации до занятия, вызвать интерес. Приготовить посуду и столовые принадлежности - игрушечные.

Ход занятия:

У воспитателя на столе - посуда и столовые принадлежности, закрытые салфеткой.

Воспитатель: Дети, что это у меня на столе (открывает салфетку) Посуда! Сколько разных предметов! Надо их разобрать так, чтобы было понятно, какие предметы для чего необходимы.

Воспитатель вызывает троих детей и даёт им задание:

- Отберите предметы, назовите их и скажите, для чего они нужны. А вы, дети, смотрите и исправьте ошибки, если ребята сделают что - нибудь неправильно.

Дети собирают три группы предметов: столовая посуда, чайная посуда, столовые принадлежности.

- Молодцы! Всё правильно сделали, и ребята вам помогли. Я вам расскажу, что произошло однажды с посудой у одной хозяйки, которую звали Федора.

Читаю выразительно сказку К. И. Чуковского "Федорино горе".

- Дети, понравилась вам сказка? Это история обыкновенная или смешная?

Дети высказывают свои впечатления.

- Вы жалели Федору, когда от неё сбежала посуда?

- Как её назвал самовар?

- Сколько интересных слов в сказке! Корыто, кочерга - это что за предметы?

Если дети не знают, воспитатель объясняет.

- а теперь, ребята, встанем и поиграем. Повторяем слова и делаем движения вместе со мной.

Всю посуду перемыла,

Перемыла, не разбила.

Мама скажет, как придёт:

"Вот помощница растёт"

- Очень хорошо! А теперь мы будем рисовать посуду. Можно нарисовать любой предмет какой хотите: тарелку, чашку, вилку и т. д.

Дети рисуют посуду.

Приложение 6

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска №104

Изготовление книги "Любимые сказки группы

«Гномики»

Выполнили:

Дронь Дания Александровна,

Чеботникова Валерия Андреевна

Мурманск 2023

Приложение 7

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска №104

Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию речи "Мы дружим с книгой"

Выполнили:

Дронь Дания Александровна,

Чеботникова Валерия Андреевна

Мурманск 2023

Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию речи "Мы дружим с книгой"

Образовательные задачи:

Обучающие: Обобщить представления детей о детских писателях, о жанрах литературных произведений.

Развивающие: Развивать умение излагать мысли, познавательный интерес; способствовать развитию положительных эмоций через чтение художественной литературы.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к книге.

Предварительная работа: рассматривание портретов писателей, поэтов; чтение рассказов, сказок, стихотворений, поэм, басен; отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций к сказкам, произведениям, стихотворениям, басням; прослушивание аудиозаписей.

Словарная работа: обогащение и активизация словаря - книга, произведение, стихотворение, басня.

Индивидуальная работа: совершенствовать умение правильно строить ответ на поставленный вопрос, отвечать полным предложением.

Материал и оборудование: книги с произведениями, сказками, стихотворениями, баснями; иллюстрации героев сказок, рассказов; калоши, шляпа, дудочка, очки.

Методы и приемы:

• Словесный – отгадывание загадок, игры: «Друзья»

• Наглядный – игры: «Герои «злые «и «добрые», «Узнай книгу».

• Практический – исполнение танца.

• Игровой

• Познавательно-речевой

Ход деятельности:

Ведущий: Сегодня день у нас особый! Я познакомлю вас друзья,

с предметом, без которого прожить на свете нельзя!

Загадка: Говорит она беззвучно, но понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней – станешь вчетверо умней. (Книга)

- Ребята, а что такое книга? (в книгу записывают произведения, сказки, стихи, басни, былины и разные важные вещи).

- Сегодня мы с вами совершим путешествие по нашим книгам, а вернее, вспомним, что мы из них узнали.

- Ребята, как называется место, где хранятся книги? (Библиотека, книжный уголок)

- Вот однажды к нам в библиотеку заглянул необычный читатель.

(Под музыку входит Кот)

Кот ученый. Мур –мур–мур– мур.

Ведущий: И стал нашим верным другом и помощником! Позвольте вам его представить. Это кот Ученый – известный сказочник из Лукоморья.

Кот Ученый. (с поклоном): Приветствуя вас, друзья…

Ведущий. Ребята, назовите кто, написал эту поэму? (А. С. Пушкин.) (Обращаясь к Коту.) Расскажите нам, дорогой друг, что интересного у вас случилось.

Кот Ученый: Мур –рр, новостей много. Например, стали издавать специальную газету для кошек.

У кошек есть воскресная газета интересная,

Где в трех столбцах – не менее даются объявления.

«Ищу уютный теплый дом со старым креслом, очагом,

Без сквозняков и без ребят, что за хвосты не теребят».

«Нужна синьора средних лет для чтенья книжек и газет.

Условье знанье языков в соседних лавках мясников».

«Могу подвал или чердак от крыс очистить срочно».

«Знакомство ищет холостяк с владелицей молочной».

Так целый день до темноты в любое воскресенье

Читают кошки и коты кошачьи объявления.

Ведущий. А о чем еще можно прочитать в вашей газете?

Кот Ученый. В библиотеке можно обогатить свой разум, удовлетворить любознательность и научиться пользоваться знаниями, почерпнутыми из книг.

Ведущий. Замечательно, милый Кот! Вы так мудры!

Кот Ученый. (скромно): На то я и Кот Ученый.

Ведущий. Тогда напомните, пожалуйста, что такое – библиотека?

Кот Ученый. Храм книги, где хранится мудрость, накопленная человечеством за много веков. Библиотеки бывают взрослые и детские.

Ведущий. И в нашей детской библиотеки много книг.

Кот Ученый. И, наверное, каждый из вас слушая сказку, представлял себя героем. Ребята, а давайте проверим, как хорошо вы знаете сказки.

Ведущий и Кот Ученый по очереди зачитывают вопросы.

- Милая, работящая девушка, которая из замарашки превращается в настоящую принцессу. (Золушка.)

- Маленькая девочка весело бежит

По тропинке к домику, что в лесу стоит.

Нужно этой девочке к бабушке скорей,

Отнести корзиночку, посланную с ней. (Красная шапочка.)

Кот Ученый. Ребята, у нас в «Лукоморной» библиотеке многие книги порваны, не хватает страниц. Что делать, не знаю?

Ведущий. А ты знаешь, милый Кот, наши дети тебе помогут, они ведь знают правила обращения с книгой.

Дети называют правила обращения с книгами.

- книгу надо брать чистыми руками;

- книги нельзя рвать;

- книги нельзя мять;

- нельзя рисовать на книгах;

- нельзя загибать углы книг;

- книги надо убирать на место;

- нельзя вырывать листы из книг;

- нельзя кушать, держа рядом книгу.

Кот Ученый. Да, конечно! Спасибо, вам ребята. Я все правила расскажу лесным жителям.

Ведущий. Что – то мы все заскучали, давайте ребята станцуем.

(Танец «Книжкин дом».)

Ведущий. Кот Ученый, а оставайся на нашем празднике, и ты увидишь, и услышишь, сколько, много, интересного знают наши дети из книг, которые им читали взрослые. Ребята, покажем коту Ученому все наши знания? Тогда, начнем!

1 конкурс. «Герои «Злые» - «Добрые»

(На магнитной доске вперемешку выставлены картинки «злых» и «добрых» героев из сказок и рассказов.)

Дети выбирают героя и объясняют, из каких произведений эти герои.

2 конкурс «Друзья»

Ведущий.

- Кто у этих литературных персонажей были друзья?

- Винни Пуха? (пятачок, ослик Иа, кролик.) Сказка А. Милн «Винни Пух и все, все, все»

- У крокодила Гены? (Чебурашка.) Э. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья»

-У Буратино? (Мальвина, Пьеро, Артемон) А. Толстой «Золотой ключик»

- У Карлосона? (Малыш) А. Линдгрен «Повесть о малыше и Карлсоне».)

3 конкурс «Узнай книгу»

На полочках выставлены книги, дети по очереди из каждой команды берут по одной знакомой книге и называют её название и автора.

Ведущий. Вот и подошло к концу наше путешествие. Ребята, в какие игры мы играли? Какую художественную литературу мы повторили?

Кот Ученый. Пусть с каждым годом становится все больше и больше ребят, у которых есть надежный друг и советчик – книга.

Кот Ученый со всеми прощается и уходит.

Ведущий.

Вот настал момент прощания. Будет краткой наша речь.

Говорим мы «До свидания, до счастливых новых встреч».