воспитатель
МБДОУ г. Мурманск № 104
ВВЕДЕНИЕ
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. От взрослого в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Новая социальная ситуация заставляет искать новые подходы к проблеме «Дошкольник и книга», которые заключаются в следующем:
-Книга и мир видеотехники в жизни дошкольника существуют параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга. Надо глубоко осознать сказанное русским писателем Н. Лесковым: «Истинно глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем» - и начиная с раннего возраста приобщать ребенка к книге, к процессу чтения обдумывание ее, не считать этот процесс ненужным в жизни современного человека.
-Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.
Удачной находкой в работе с родителями является метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое применение в педагогической практике нашего учреждения. Метод проектов – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей – через совместную деятельность детей и родителей.
Цель проекта: пропаганда и развитие семейного чтения.
Задачи:
· Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
· Воспитывать бережное отношение и интерес к книге.
Вид проекта: познавательный, краткосрочный (1 неделя)
Ожидаемые результаты:
1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
2. Возрождение традиции домашнего чтения.
3. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
4. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели
Методы: анкетирование, наблюдение деятельности детей, анализ родительской анкеты "Место книги в семье", беседа "Моя любимая книга", демонстрация иллюстративного материала.
Формы: совместное творчество родителей и детей, тематическая консультация, чтение сказок и образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (рисование, восприятие художественной литературы), литературный досуг (викторина).
Этапы проекта:
- подготовительный: изучение литературы, подбор методического и дидактического материала.
- основной: реализация проекта
-заключительный: подведение итогов
План -график мероприятий реализации проекта "Мама, папа, я -читающая семья"
Этапы проекта
Мероприятия
Сроки
Участники
Подготовительный
1. Анкетирование для родителей
«Место книги в семье».
2. Задание для детей и родителей: " Мама, папа, я - читающая семья" (чтение любимого произведения ребенка и рисунок по нему).
3. Консультация для родителей на тему: " Книга и семья".
С 06.02.2023 по 07.02.2023
Родители, дети, воспитатель
Основной
1. Чтение сказок К.И. Чуковского "Телефон", " Мойдодыр", "Муха-цокотуха", "Федорино горе".
2. Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (рисование) на тему «Иллюстрируем книги К.Чуковского» ("Федорино горе".)
3. Беседа и выставка на тему "Моя любимая книга"
С 07.02.2023по 09.02.2023
Родители, дети, воспитатель
Заключительный
1.Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию речи "Мы дружим с книгой"
2. Викторина по сказкам К.И. Чуковского
3. Изготовление книги "Любимые сказки группы «Гномики»
С 09.02.2023по 10.02.2023
Родители, дети, воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска №104
Анкета для родителей
"Место книги в семье"
Выполнили:
Дронь Дания Александровна,
Чеботникова Валерия Андреевна
Мурманск 2023
Анкета для родителей «Место книги в семье».
Уважаемые родители!
Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты. Ваше мнение для нас очень важно.
1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?
–да
-нет
- несколько книжных полок;
- книжный шкаф;
- стеллажи с книгами;
- другое
2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?
- да;
- нет;
3. Часто ли вы читаете ребенку книги?
- каждый день;
- каждый вечер перед сном;
- когда попросит;
- иногда.
4. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка
5. Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений:
6. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?
- да;
- нет;
- иногда;
7. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?
- да;
- нет;
- не знаю;
8. Имена каких поэтов и писателей знает ваш ребенок?
9. Беседуете ли Вы с ребёнком о прочитанном?
- да;
- нет;
- не знаю;
10. Выписываете ли вы детские журналы? Какие?
11. Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?
Приложение 2
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска №104
Консультация для родителей
"Семья и книга"
Выполнили:
Дронь Дания Александровна,
Чеботникова Валерия Андреевна
Мурманск 2023
Консультация для родителей
«СЕМЬЯ И КНИГА»
Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых — следствие не сформированности ее с раннего детства.
Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства — степени овладения речью.
Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.
художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений.
В процессе семейного чтения дети учатся: внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передаю: младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.
Семейное чтение — эффективный способ социализации подрастающего поколения. Такое общение создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.
Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.
Систематически читайте сами - это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.
Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию вашей речи и речи вашего ребенка.
Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредотачивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей.
Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.
Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.
Приложение 3
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска №104
Беседа "Моя любимая книга"
Выполнили:
Дронь Дания Александровна,
Чеботникова Валерия Андреевна.
Мурманск 23
Беседа "Моя любимая книга"
Цели:
ü Развивать устойчивый интерес к книге, к её оформлению, иллюстрациям.
ü Обогащать представления детей о разнообразии книг, жанрах произведений.
ü Закреплять правила культурного обращения с книгами.
Ход беседы
Воспитатель:
Ребята, отгадайте загадку: Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.
Сегодня вы принесли из дома ваши любимые сказки, назовите их. Посмотрите, у нас в группе очень много разных книг!
Я предлагаю рассмотреть их внимательно: чем же они похожи, а чем отличаются. (На столе разложить разные по цвету, размеру, толщине книги).
Для чего же нам нужны книги? (читать, рассматривать иллюстрации, узнавать что-то новое)
Из чего состоит книга? (Книга состоит из листов бумаги, страниц, которые расположены в определённом порядке, на них буквы и картинки, Воспитатель обращает внимание на страницы книг, предлагает их погладить рукой)
Ребята, страницы книги бумажные, а какие свойства имеет бумага мы сейчас проверим. (раздать детям листы бумаги и предложить их порвать, помять и т. д.).
Вот как легко рвётся и мнётся бумага, так же легко могут помяться страницы книги, если обращаться с ними неаккуратно, торопливо, неряшливо. Как вы думаете, какие правила нужно знать, чтобы правильно обращаться с книгой? (дети называют и демонстрируют основные правила)
Возьмите в руки книгу, посмотрите, что ещё есть в ней. Конечно, спереди и сзади книгу закрывает обложка. На ней можно прочитать, кто написал книгу и как она называется.
Обложки тоже бывают самые разные. (Рассматривание нескольких обложек).
А теперь давайте послушаем каждого из вас о своей любимой книге. (дети выходят и рассказывают про свою книгу, которую они принесли из дому)
Сегодня мы рассмотрели книги, выяснили, как много разных книг существует в нашей жизни и закрепили правила пользования книгами.
Приложение 4
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска №104
Викторина: "В гости к К.И.Чуковскому"
Выполнили:
Дронь Дания Александровна,
Чеботникова Валерия Андреевна
Мурманск 2023
Викторина "В гости к Корнею Чуковскому".
Цель: закрепление произведений К. Чуковского, воспитание интереса к литературе, создание положительных эмоций
Материал: книги К. Чуковского
План викторины:
ü Вступительное слово
ü 1 тур – «Вспомни сказку».
ü 2 тур - «Кто есть, кто».
ü Вопросы.
ü Подведение итогов
Вступление
Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра, Айболит. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
1 апреля 2017 г., если бы он был жив, ему исполнилось бы 135 лет.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.
1 тур. «Вспомни сказку».
- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
«Айболит»
Я – Великий Умывальник
Знаменитый… (Мойдодыр)
Умывальников начальник
И мочалок командир.
«Мойдодыр»
Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара)
«Муха – Цокотуха»
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»
2 тур. «Кто есть, кто».
- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит - (доктор)
Федора - (бабушка)
Мойдодыр - (умывальник)
Цокотуха - (муха)
Вопросы:
В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
Молодцы, ребята. Вы знаете, очень много сказок Корнея Чуковского.
Приложение 5
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска №104
Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (рисование) на тему «Иллюстрируем книги К.Чуковского» ("Федорино горе".)
Выполнили:
Дронь Дания Александровна,
Чеботникова Валерия Андреевна
Мурманск 2023
Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (рисование) на тему «Иллюстрируем книги К.Чуковского» ("Федорино горе".)
Образовательные задачи:
Обучающие: расширять и закреплять полученные знания
Развивающие: Развивать диалогическую речь, обогащать и активизировать словарь.
Воспитательные: Воспитывать нравственные качества личности через поступки героев произведения.
Предварительная работа: Внести книгу в книжный уголок, дать возможность рассмотреть иллюстрации до занятия, вызвать интерес. Приготовить посуду и столовые принадлежности - игрушечные.
Ход занятия:
У воспитателя на столе - посуда и столовые принадлежности, закрытые салфеткой.
Воспитатель: Дети, что это у меня на столе (открывает салфетку) Посуда! Сколько разных предметов! Надо их разобрать так, чтобы было понятно, какие предметы для чего необходимы.
Воспитатель вызывает троих детей и даёт им задание:
- Отберите предметы, назовите их и скажите, для чего они нужны. А вы, дети, смотрите и исправьте ошибки, если ребята сделают что - нибудь неправильно.
Дети собирают три группы предметов: столовая посуда, чайная посуда, столовые принадлежности.
- Молодцы! Всё правильно сделали, и ребята вам помогли. Я вам расскажу, что произошло однажды с посудой у одной хозяйки, которую звали Федора.
Читаю выразительно сказку К. И. Чуковского "Федорино горе".
- Дети, понравилась вам сказка? Это история обыкновенная или смешная?
Дети высказывают свои впечатления.
- Вы жалели Федору, когда от неё сбежала посуда?
- Как её назвал самовар?
- Сколько интересных слов в сказке! Корыто, кочерга - это что за предметы?
Если дети не знают, воспитатель объясняет.
- а теперь, ребята, встанем и поиграем. Повторяем слова и делаем движения вместе со мной.
Всю посуду перемыла,
Перемыла, не разбила.
Мама скажет, как придёт:
"Вот помощница растёт"
- Очень хорошо! А теперь мы будем рисовать посуду. Можно нарисовать любой предмет какой хотите: тарелку, чашку, вилку и т. д.
Дети рисуют посуду.
Приложение 6
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска №104
Изготовление книги "Любимые сказки группы
«Гномики»
Выполнили:
Дронь Дания Александровна,
Чеботникова Валерия Андреевна
Мурманск 2023
Приложение 7
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска №104
Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию речи "Мы дружим с книгой"
Выполнили:
Дронь Дания Александровна,
Чеботникова Валерия Андреевна
Мурманск 2023
Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию речи "Мы дружим с книгой"
Образовательные задачи:
Обучающие: Обобщить представления детей о детских писателях, о жанрах литературных произведений.
Развивающие: Развивать умение излагать мысли, познавательный интерес; способствовать развитию положительных эмоций через чтение художественной литературы.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к книге.
Предварительная работа: рассматривание портретов писателей, поэтов; чтение рассказов, сказок, стихотворений, поэм, басен; отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций к сказкам, произведениям, стихотворениям, басням; прослушивание аудиозаписей.
Словарная работа: обогащение и активизация словаря - книга, произведение, стихотворение, басня.
Индивидуальная работа: совершенствовать умение правильно строить ответ на поставленный вопрос, отвечать полным предложением.
Материал и оборудование: книги с произведениями, сказками, стихотворениями, баснями; иллюстрации героев сказок, рассказов; калоши, шляпа, дудочка, очки.
Методы и приемы:
• Словесный – отгадывание загадок, игры: «Друзья»
• Наглядный – игры: «Герои «злые «и «добрые», «Узнай книгу».
• Практический – исполнение танца.
• Игровой
• Познавательно-речевой
Ход деятельности:
Ведущий: Сегодня день у нас особый! Я познакомлю вас друзья,
с предметом, без которого прожить на свете нельзя!
Загадка: Говорит она беззвучно, но понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней – станешь вчетверо умней. (Книга)
- Ребята, а что такое книга? (в книгу записывают произведения, сказки, стихи, басни, былины и разные важные вещи).
- Сегодня мы с вами совершим путешествие по нашим книгам, а вернее, вспомним, что мы из них узнали.
- Ребята, как называется место, где хранятся книги? (Библиотека, книжный уголок)
- Вот однажды к нам в библиотеку заглянул необычный читатель.
(Под музыку входит Кот)
Кот ученый. Мур –мур–мур– мур.
Ведущий: И стал нашим верным другом и помощником! Позвольте вам его представить. Это кот Ученый – известный сказочник из Лукоморья.
Кот Ученый. (с поклоном): Приветствуя вас, друзья…
Ведущий. Ребята, назовите кто, написал эту поэму? (А. С. Пушкин.) (Обращаясь к Коту.) Расскажите нам, дорогой друг, что интересного у вас случилось.
Кот Ученый: Мур –рр, новостей много. Например, стали издавать специальную газету для кошек.
У кошек есть воскресная газета интересная,
Где в трех столбцах – не менее даются объявления.
«Ищу уютный теплый дом со старым креслом, очагом,
Без сквозняков и без ребят, что за хвосты не теребят».
«Нужна синьора средних лет для чтенья книжек и газет.
Условье знанье языков в соседних лавках мясников».
«Могу подвал или чердак от крыс очистить срочно».
«Знакомство ищет холостяк с владелицей молочной».
Так целый день до темноты в любое воскресенье
Читают кошки и коты кошачьи объявления.
Ведущий. А о чем еще можно прочитать в вашей газете?
Кот Ученый. В библиотеке можно обогатить свой разум, удовлетворить любознательность и научиться пользоваться знаниями, почерпнутыми из книг.
Ведущий. Замечательно, милый Кот! Вы так мудры!
Кот Ученый. (скромно): На то я и Кот Ученый.
Ведущий. Тогда напомните, пожалуйста, что такое – библиотека?
Кот Ученый. Храм книги, где хранится мудрость, накопленная человечеством за много веков. Библиотеки бывают взрослые и детские.
Ведущий. И в нашей детской библиотеки много книг.
Кот Ученый. И, наверное, каждый из вас слушая сказку, представлял себя героем. Ребята, а давайте проверим, как хорошо вы знаете сказки.
Ведущий и Кот Ученый по очереди зачитывают вопросы.
- Милая, работящая девушка, которая из замарашки превращается в настоящую принцессу. (Золушка.)
- Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику, что в лесу стоит.
Нужно этой девочке к бабушке скорей,
Отнести корзиночку, посланную с ней. (Красная шапочка.)
Кот Ученый. Ребята, у нас в «Лукоморной» библиотеке многие книги порваны, не хватает страниц. Что делать, не знаю?
Ведущий. А ты знаешь, милый Кот, наши дети тебе помогут, они ведь знают правила обращения с книгой.
Дети называют правила обращения с книгами.
- книгу надо брать чистыми руками;
- книги нельзя рвать;
- книги нельзя мять;
- нельзя рисовать на книгах;
- нельзя загибать углы книг;
- книги надо убирать на место;
- нельзя вырывать листы из книг;
- нельзя кушать, держа рядом книгу.
Кот Ученый. Да, конечно! Спасибо, вам ребята. Я все правила расскажу лесным жителям.
Ведущий. Что – то мы все заскучали, давайте ребята станцуем.
(Танец «Книжкин дом».)
Ведущий. Кот Ученый, а оставайся на нашем празднике, и ты увидишь, и услышишь, сколько, много, интересного знают наши дети из книг, которые им читали взрослые. Ребята, покажем коту Ученому все наши знания? Тогда, начнем!
1 конкурс. «Герои «Злые» - «Добрые»
(На магнитной доске вперемешку выставлены картинки «злых» и «добрых» героев из сказок и рассказов.)
Дети выбирают героя и объясняют, из каких произведений эти герои.
2 конкурс «Друзья»
Ведущий.
- Кто у этих литературных персонажей были друзья?
- Винни Пуха? (пятачок, ослик Иа, кролик.) Сказка А. Милн «Винни Пух и все, все, все»
- У крокодила Гены? (Чебурашка.) Э. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья»
-У Буратино? (Мальвина, Пьеро, Артемон) А. Толстой «Золотой ключик»
- У Карлосона? (Малыш) А. Линдгрен «Повесть о малыше и Карлсоне».)
3 конкурс «Узнай книгу»
На полочках выставлены книги, дети по очереди из каждой команды берут по одной знакомой книге и называют её название и автора.
Ведущий. Вот и подошло к концу наше путешествие. Ребята, в какие игры мы играли? Какую художественную литературу мы повторили?
Кот Ученый. Пусть с каждым годом становится все больше и больше ребят, у которых есть надежный друг и советчик – книга.
Кот Ученый со всеми прощается и уходит.
Ведущий.
Вот настал момент прощания. Будет краткой наша речь.
Говорим мы «До свидания, до счастливых новых встреч».