Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Полякова О.В. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТНР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Полякова Ольга Викторовна
педагог логопед, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 70 г. Липецка

Библиографическое описание: Полякова О.В. Особенности обучения детей с ТНР в начальной школе // Современная начальная школа. 2020. № 13. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/13.pdf.

Для успешного обучения детей в школе на первом месте стоит ранняя диагностика и выявление различных патологий. В последнее время количество детей с речевыми нарушениями увеличилось. По результатам обследования детей, еще в 2013 году 63% составили дети с ТНР. Во многих детских садах существует логопедическая служба. Специалисты, работающие с детьми, решают стоящую перед ними задачу не всегда. Это связано с тем, что тяжелые нарушения речи – диагноз, который требует длительного и комплексного подхода.

Дети с тяжелыми нарушениями речи - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики.

В логопедии выделяются три уровня общего недоразвития речи:

1 уровень - когда наблюдается полное отсутствие или резкое ограничение речевых средств общения в возрасте 4-5 лет. Словарный запас состоит из звуковых или звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами.

2 уровень - у ребенка появляются некоторые искаженные слова. Намечается различение некоторых грамматических форм. Но наряду с этим, произносительные возможности ребенка значительно отстают от возрастной нормы.

3 уровень - характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико - грамматического и фонетико - фонематического недоразвития. Дети вступают в контакт с окружающими, но свободное речевое общение затруднено. К ТНР относятся алалия (сенсорная, моторная), тяжелая степень дизартрии, ринолалии, заикания, детская афазия и др.

Исходя из выше сказанного детям с ТНР характерно:

- Снижение активного и пассивного словаря

- Нарушение звукопроизношения

- Искажение слоговой структуры слова

- Недоразвитие лексико - грамматического строя речи

- Несформированность фонематических процессов

- Недоразвитие связанной речи.

Тяжелые речевые дефекты отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности и поведении детей. Общение ребенка с окружающими людьми затрудняется, поэтому и процесс обучения становится для ребенка сложным. Это ведет за собой отрицательные переживания. Они, в свою очередь, так же негативно влияют на познавательную деятельность ребенка.

В современной системе образования детям, с тяжелыми нарушениями речи, после прохождения комиссии, рекомендуется обучение в логопедическом классе. Обучение в таких классах проходит по адаптированной программе. Большое значение уделяется развитию мелкой моторики, а программа обучения грамоте «растянута» на весь первый класс. Таким образом, дети, в течение первого года обучения, имеют возможность освоить навыки письма и чтения в комфортных для них условиях. Роль обучения математике в речевом развитии школьников с ТНР – в преодолении речевого дефекта, обогащении словарного запаса, развитие грамматического строя речи наряду с усвоением основного материала.

В работе с детьми с ТНР нужно обратить особое внимание на общую организацию процесса обучения.

1. Русский язык:1.1.Начинать урок русского языка обязательно нужно с пальчиковой гимнастики. Детям очень нравится игровая форма введения в работу. Позитивные эмоции играют большую роль в успешном усвоении знаний.

1.2. Большое значение уделяется обучению грамоте. Работа проводится совместно с логопедом. Ребенка нужно научить слышать звук и произносить его. Важна тесная взаимосвязь с учителем - логопедом.

Процесс обучения грамоте делится на три периода - подготовительный период, букварный и послебукварный. Однако развитие фонематического слуха, правильного произношения и мелкую моторику (подготовительный период) необходимо тренировать на протяжении всего периода обучения в начальной школе.

Это могут быть пятиминутки, проводимые после пальчиковой гимнастики.

1.3. Так как уровень произвольного внимания у детей с ТНР снижен, учителю можно проговаривать каждое действие очень подробно. С небольшими заданиями детям легче справиться. Поэтому для работы с текстом выбирать следует небольшие по объему упражнения.

1.4. Постоянная смена деятельности поможет детям быть включенными в урок.

А физкультминутки просто необходимы. Проводятся физкультминутки дважды на протяжении урока.

2. Литературное чтение:

2.1. Слуховая память требует тренировки. В этом помогут заучивания скороговорок, которые следует проговаривать перед началом чтения. Учитель на уроках литературного чтения использует те скороговорки и чистоговорки, которые рекомендовал учитель-логопед для закрепления произношения звука. Сопровождая речь жестами, мы помогаем запоминать текст. Для заучивания наизусть следует выбирать не сложные тексты. Не смотря на то, что логическое, смысловое запоминание у детей остается относительно сохранно, дети могут испытывать трудности в запоминании стихотворений.

НЕ стоит забывать о том, что дети испытывают трудности в коммуникативном общении, Поэтому они стесняются выходить к доске, тушуются. Учитель может помочь преодолеть эмоциональный барьер доброжелательным отношением и подбадриванием.

2.2. Дети с ТНР быстро утомляются. В классе можно поставить конторку и массажный коврик. Это нужно для того, чтобы у ребенка была возможность сменить положение, помассировать стопы. При этом он не прерывает урок.

3. Математика в речевом развитии школьников с ТНР помогает преодолевать речевой дефект. Наряду с развитием словесно - логического мышления, происходит обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи наряду с усвоением основного материала.

4. Технология

4.1 У детей с ТНР более низкий уровень пространственного оперирования образами, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения. На уроках технологии следует давать досконально подробные инструкции. Объяснять простыми словами.

Часто бывает так: проговариваешь в начале урока, а в середине - уже дети отвлеклись и забыли. Поэтому каждый раз нужно напоминать детям особенности работы (например, с цветной бумагой) перед непосредственным ее использованием.

Кроме всего вышеперечисленного, не стоит забывать о внеклассной работе с учащимися. Детям нужен помощник в построении отношений в классе. Когда дети не могут выразить свои чувства словами, им на помощь приходит взрослый. В формировании коммуникативных навыков важную роль отводится внеурочным мероприятиям. Это может быть изготовлению простых поделок, мини - лекции в библиотеке. Всё это даёт толчок в развитии детей с ТНР.

Библиографический список

1. Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З.Е. Агранович. - М.: Детство-Пресс, 2015.

2. Активизация предметного словаря у больных с тяжелыми нарушениями речи / Г.К. Гераськина и др. - Москва: Высшая школа, 341 c.

3. Гераськина, Г. К. Активизация глагольного словаря у больных с тяжелыми нарушениями речи. Практическое пособие / Г.К. Гераськина, Т.Н. Гуц. - М.: Секачев В. Ю., 2014. - 120 c.

4. Гераськина, Г.К. Активизация глагольного словаря у больных с тяжелыми нарушениями речи (количество томов: 2) / Г.К. Гераськина. - М.: Секачев В., 2014.

5. Дети с нарушением речи. Технологии воспитания и обучения. / Под редакцией Ю.Ф. Гаркуши. - М.: Секачев В. Ю., НИИ школьных технологий, 192 c.

6. Дидактический материал по развитию речи. Занятия со старшими дошкольниками. - М.: Учитель, 2015. - 136 c.

7. Дубинец, Е.А. Активизация предметного словаря у больных с тяжелыми нарушениями речи. Практическое пособие / Е.А. Дубинец. - М.: Секачев В., 2014.

8. Корепанова, М. В. "Моя математика" для старших дошкольников. Методические рекомендации для педагогов / М.В. Корепанова, С.А. Козлова. - М.: Баласс, 2014. - 128 c.

9. Корнилова, И.Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра-драматизация / И.Г. Корнилова. - М.: Экзамен,. 160 c.

10. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под редакцией Ю.Ф. Гаркуши. - М.: Секачев В. Ю., Сфера, - 128 c.

11. Логопедия. Методическое наследие. В 5 книгах. Книга 3. Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. - М.: Владос, 2019. - 312 c.