учитель-дефектолог
МАДОУ "Детский сад № 18 г. Челябинска"
Существуют четко разработанные направления формирования у детей представлений о цифрах и цифровом ряде. Однако, традиционный подход к данной проблеме не всегда является эффективным при обучении детей с ЗПР, т.к. в процессе обучения детей с ЗПР работа должна быть направлена не только на усвоение знаний, умений и навыков, но и на развитие у детей высших психических функций, при помощи которых они и будут усваивать учебную программу.
В этой связи наиболее действенным с методологической точки зрения для построения коррекционно-развивающего процесса ознакомления с цифрами является использование собственной моделирующей деятельности ребенка с изучаемыми понятиями. Только такой подход позволяет обеспечить детям возможность самостоятельно от начала до конца в соответствии с целью построить весь цикл деятельности и выбрать для этого подходящие средства.
Опыт практических действий ребенка вначале должен быть четко зафиксирован в речи педагога, а затем в собственных высказываниях ребенка. Развитию речи на занятиях по ознакомлению с цифрами должно уделяться большое внимание, т.к. четкие представления формируются только тогда, когда увиденное, воспринятое зафиксировано в словесной форме. Кроме того, вербальный символ не только кодирует воспринимаемые предметы, признаки, действия и отношения, но и уточняют их, способствует их дифференциации, более успешному формированию представлений о цифре и цифровом ряде.
Психологической особенностью детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста является преобладание наглядно-образного мышления, им сложно иметь дело с абстракциями. Особенно характерно это явление для детей с проблемами развития. Для детей с задержкой развития даже в 6— 7-летнем возрасте достаточно значимыми остаются функциональные особенности сенсомоторного интеллекта, в норме соответствующего возрасту 2—3 лет, и наглядно-действенного мышления, в норме соответствующего возрасту 3-5 лет. В этом случае формирующийся образ цифры должен складываться на основе объединения в комплекс тактильных, зрительных и кинестетических ощущений (двигательных, связанных с ощупыванием, поворачиванием и т.п.) с последующим отражением этих ощущений в речи.
В процессе ознакомления с цифрами считаем эффективными следующие приемы.
1.Обведение цифры по трафарету, по контуру, по опорным точкам.
2.Рисование цифры в заданном пространстве координат.
3.Наложение счетных палочек или спичек на образец цифры.
4.Выкладывание цифры из мелких геометрических фигур.
5.Узнавание недорисованной цифры с помощью ключа в виде палочки.
6.«Реконструкция» цифры путем изменения местоположения деталей или добавления новых.
7.Конструирование цифры из деталей «Цифрового конструктора» по расчлененному образцу, по силуэту, по представлению.
8.Нахождение правильного варианта написания цифры из двух вариантов.
9.Узнавание цифры в различных вариантах написания.
10.Узнавание и нахождение цифры в наложении
11.Узнавание и нахождение цифры в «зашумлении».
12.Нахождение и закрашивание цифры в ряду схожих с ней цифр и букв.
13.Дорисовывание незаконченного силуэта цифры.
14.Соотношение цифры со сходным образом, предметом, их описание.
15.Цифры, разрезанные на 2, 3, 4, 6, 8 частей.
16.Узнавание цифры по фрагменту изображения (правой или левой, верхней или нижней частям).
17.Нахождение изображения цифры в сюжетных картинках и их обведение, описание и сравнение.
18.Заучивание стихотворений о цифрах.
Таким образом, при построении коррекционно-развивающего курса ознакомления с цифрами для детей с задержкой развития особую значимость приобретает использование вещественных моделей, с которыми ребенок может работать собственными руками, а не только наблюдать за действиями педагога. Очевидно, что преимущественное использование вещественных моделей понятий при обучении этих детей является не просто желаемым, но обязательным требованием.
Такой подход к ознакомлению с цифрами старших дошкольников коррекционных групп позволяет математическому содержанию занятия стать средством коррекции и компенсации недостатков развития ребенка. При этом коррекция происходит в процессе усвоения необходимых знаний, умений и навыков по математике, а не только в процессе отдельно проводимых коррекционно-развивающих занятий.
При этом, вновь приобретаемые знания и умения не являются самоцелью занятия, а играют коррекционно-развиваюшую роль, так как они становятся базой для обучения обобщенным способам действий с математическими объектами и общим приемам умственной деятельности (сравнения, обобщения, абстрагирования, классификации, анализа и синтеза.) В свою очередь, выполнение этих умственных операций в процессе ознакомления с цифрой и цифровым рядом влечет за собой более интенсивное формирование и развитие словесно-логических форм мышления.