Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Сохиева Э.С. РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1-ГО СКЛОНЕНИЯ»

Библиографическое описание:
Сохиева Э.С. Разработка урока по русскому языку на тему «Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения» // Современная начальная школа. 2021. № 18. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/18.pdf.

Тип урока: открытие новых знаний.

Задачи:

обучающие

1. Познакомить учащихся с особенностями правописания безударных падежных окончаний имён существительных 1 скл.

2. Формировать умение проверять безударные окончания имён существительных единственного числа.

развивающие

1. Развивать навык грамотного письма.

2. Развивать мышление, память, речь учащихся.

воспитывающие

1. Воспитывать доброту, взаимовыручку, товарищество, правильное отношение к человеческим ценностям.

здоровьесберегающие

1. Соблюдать санитарно - гигиенические нормы.

2. Сменять виды деятельности учащихся.

3. Соблюдать двигательную активность детей.

Формируемые универсальные учебные действия:

Познавательные-

Общеучебные универсальные действия

· осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

· использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;

· осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

· структурирование знания.

Логические учебные действия

· умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

· умение осуществлять синтез как составление целого из частей;

· умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

· умение устанавливать причинно-следственные связи;

· умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

· доказательство;

· выдвижение гипотез и их обоснование

Постановка и решение проблем

· Формулирование проблемы;

· Самостоятельное создание способов решения проблем

Коммуникативные -

· понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

· уметь формулировать собственное мнение и позицию;

· уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

· уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

· уметь контролировать действия партнера;

· уметь использовать речь для регуляции своего действия;

· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Регулятивные -

· принимать и сохранять учебную задачу,

· планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

· учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

· различать способ и результат действия;

· уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

· вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

· выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме

Личностные

· развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

· формирования мотивов достижения и социального признания.

· формирования границ собственного знания и «незнания»

Ход урока

1. Организационный момент.

На доске написаны пословицы:

Б…льшой гов…рун пл…хой работник.

О яблон… судят по пл…дам, а о человеке по д…лам.

-Что записано на доске? (пословицы)

-Объясните их смысл.

(предполагаемые ответы: чтобы работа на уроке была выполнена хорошо, необходимо не болтать по пустякам, а больше думать, рассуждать; тот, кто много и результативно работает, много знает, умеет и вызывает уважение)

-Надеюсь, что эти пословицы станут правилом работы на уроке.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений

1.Создание проблемной ситуации.

-Назовите слова с пропущенными буквами из первой пословицы.

-Выпишите эти слова себе в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.

(ученики выполняют задание)

-Какую орфограмму вы увидели в этих словах? Каким способом проверки пользовались?

(предполагаемый ответ: орфограмма- безударный гласный в корне слова. Чтобы проверить безударный гласный, надо подобрать родственное слово, чтобы этот гласный был под ударением.)

-Какие слова вызвали затруднение? Почему?

(Не все слова можно проверить этим способом, потому что есть слова с безударным гласным в окончании, а их проверить знакомым способом не возможно, он здесь не работает)

1. Формулирование темы и постановка цели урока

-Значит, что сегодня мы будем делать на уроке? (открывать новый способ действия)

- Сформулируйте тему урока.

(Правописание безударных гласных в окончаниях)

-Чтобы уточнить формулировку темы проведём небольшую интеллектуальную разминку.

· Что такое изменение по падежам?

· Сколько падежей в русском языке?

· Как определить падеж?

· Форма какого падежа является начальной?

· Сколько склонений имеют имена существительные?

· Как определить склонение?

· Какие существительные относятся к первому склонению?

-К какой части речи относится слово с пропущенной безударной гласной в окончании? Определите его склонение. (Это имя существительное первого склонения)

-А теперь уточните тему урока. (Правописание безударных гласных в окончаниях имён существительных 1-го склонения)

-Какие цели поставим перед собой? (открыть новый способ действия, используя который можно правильно писать безударные гласные в окончаниях имён существительных первого склонения)

III. Открытие нового знания

1. Фронтальная работа.

- Чтобы решить эту проблему, я предлагаю вам открыть учебник на странице 44 и рассмотреть таблицу. Какой вывод вы можете сделать о правописании безударных гласных в окончаниях имён существительных 1-го склонения?

-Прочитайте, к каким выводам пришли наши знакомые Петя и Женя?

-Какой вывод сделал Петя?

-Какой способ проверки безударных гласных в окончаниях существительных первого склонения предложил мальчик?

-А какой вывод сделала Женя?

-Какой способ проверки безударных гласных в окончаниях существительных первого склонения предложила девочка?

-Вы можете выбрать любой из этих способов и пользоваться ими.

1. Составление алгоритма.

- Чтобы грамотно писать безударные гласные в окончаниях существительных первого склонения нужно знать алгоритм действий.

- Давайте вместе его составим.

- Предложите свои варианты. Выделим главные фразы, чтобы получился алгоритм.

Алгоритм к способу Пети:

1. Определяю склонение;

2. Подбираю слово того же склонения с ударным окончанием;

3. Вставляю безударную гласную в окончание существительного.

Алгоритм к способу Жени:

1. Определяю склонение;

2. Определяю падеж;

3. Вспоминаю таблицу правописания окончаний имён сущ. 1-го склонения;

4. Вставляю безударную гласную в окончание.

Физкультминутка

IV. Первичное воспроизведение новых знаний

-Петя и Женя упражнялись в применении своего способа действия. Прочитайте, как они рассуждали и, используя составленные алгоритмы, определите, кто рассуждал первым, а кто был второй.

Выполняем упражнение 1 на странице 45

(Первой рассуждала Женя, потому, что сначала она определила склонение, затем падеж, а после этого воспользовалась таблицей правописания безударных окончаний имён существительных. Вторым был Женя, потому, что он сначала определил склонение, затем подобрал слово того же склонения с ударным окончанием, после чего вставил такую же гласную в проверяемое слово)

- А теперь вернёмся к началу урока. Какое слово вызвало у вас затруднение?

- Какую гласную необходимо вставить? Воспользуйтесь одним из способов.

(О яблон… ……… Яблоня - слово 1-го склонения.

Определяем падеж: судят о чём? О яблоне – предложный падеж.

В предложном падеже у имён сущ. 1-го склонения пишется окончание е, пишу о яблоне (1-е скл., предложный падеж)

О яблон… ……… Яблоня - слово 1-го склонения.

Безударные окончания слов 1-го скл. можно проверить окончаниями слова весна.

Подставляю слово весна в предложение.

О весне ……- В опорном слове окончание е, значит в проверяемом слове тоже будет окончание е: о яблоне (1-е скл., о весне)

V. Первичное закрепление с комментированием

Работа по учебнику.

- Теперь закрепим это правило, выполнив упражнение в учебнике № 2 с. 46.

- Работать будете в парах. Давайте вспомним основные правила работы в паре:

1. Говорим вежливо, называя собеседника по имени.

2. Говорим по очереди, не перебивая друг друга.

3. Внимательно слушаем.

4. Чётко высказываем своё мнение.

5. Уважаем мнение собеседника.

- Прочитайте задание и объясните его товарищу за партой. В паре работаем вместе, объясняем написание безударного окончания по очереди, доказывая выбор. Договоритесь в паре, кто каким способом пользуется.

(Учащиеся работают в паре, проговаривая во внешней речи алгоритм проверки выбора букв при написании окончаний имён существительных 1-го склонения).

- Какие трудности у вас были при выполнении работы? Как вы их решали?

Что можете сказать о способе действия при написании безударных окончаний имён существительных 1-го склонения?

(Учащиеся рассказывают правило проверки написания безударных окончаний имён существительных 1-го склонения).

VI. Контроль

- Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.

Учитель читает слова, ученики ставят знак «+» в соответствующий столбик:

Думаю о бабушке, компот из вишни, любовался картиной, вышел из избушки, варить в кастрюле.

Пиши

Е

Пиши

И

Пиши

ОЙ

+

+

+

+

+



-Соедините все плюсы в том порядке, в каком вы их ставили. У вас должен получиться знак «больше».

Взаимопроверка.

Кто не допустил ни одной ошибки поставьте! это отлично

Кто допустил одну-две ошибки, поставьте знак + это тоже хорошо

Кто допустил более двух ошибок, поставьте себе? это значит ещё остались вопросы, не всё понято, надо ещё поработать.

Учитель проходит и сам просматривает работы учеников.

-Кому было трудно выполнить это задание?

-Что вызвало затруднение? Над чем тебе ещё необходимо поработать? Дай себе совет.

VII. Рефлексия.

-Что вы узнали о правописании безударных окончаний имён существительных 1-го склонения?

-Изменились ли ваши знания?

-Что нового добавилось к уже имеющимся знаниям о правописании безударных гласных? (не во всех частях слова безударные гласные проверяются подбором родственного слова, где этот гласный был бы под ударением)

- Как будете действовать, если встретится безударный гласный в окончаниях сущ. 1-го склонения?

VIII. Домашнее задание.

· Упражнение в учебнике № 3 с. 46-47.

· Задание дополнительное: подобрать своих три словосочетания по заданию домашнего упражнения.

Приложение

Правописание

Правописание безударных окончаний

имён существительных 1-го склонения

Ты уже умеешь проверять безударные гласные в корне слова, знаешь правила обо-

значения безударных гласных в суффиксах и приставках. Попробуй определить, как обознача ются безударные гласные звуки в окончаниях.

Окончания имён существительных 1-го склонения

И.п.

есть

Кто?

Что?

весна

земля

песня

Р.п.

нет

Кого?

Чего?

весны

земли

песни

Д.п.

рад

Кому?

Чему?

весне

земле

песне

В.п.

вижу

Кого?

Что?

весну

землю

песню

Т.п.

любуюсь

Кем?

Чем?

весной

землёй

песней

П.п.

говорю

О ком?

О чём?

о весне

о земле

о песне



Прочитай, к каким выводам пришли Петя и Женя.

Петя сделал такой вывод:

Безударные гласные в окончаниях имён существительных обозначаются той же бук вой, что и ударные гласные в окончаниях слов этого склонения. Безударные окончания имён существительных 1-го склонения можно проверить по ударным окончаниям слов вес на, земля.

Согласен ли ты с Петей?

А Женя сделала такой вывод:

Имена существительные 1-го склонения

имеют следующие окончания:

Именительный падеж -а, -я

Родительный падеж -ы, -и

Дательный падеж -е

Винительный падеж -у, -ю

Творительный падеж -ой, -ей

Предложный падеж -е

Нужно выучить эту таблицу окончаний, и тогда не будет ошибок в правописании безу дарных окончаний.

Права ли Женя?

Ты можешь выбрать любой из этих двух способов и пользоваться им.

Упражнение 1. Догадайся, кто рассуждал первым — Петя или Женя?

Летом мы жили в деревн....

Деревня — слово 1-го склонения.

Определяем падеж: жили (в чём?) в де ревне — предложный падеж.

В предложном падеже у имён существи тельных 1-го склонения пишется оконча ние -е, пишу в деревне (1-е склонение, пред ложный падеж).

Я еду в гости к тёт....

Слово тётя 1-го склонения.

Безударные окончания слов 1-го склоне ния можно проверить окончаниями слова весна.

Подставляю слово весна в предложение.

Я еду в гости к весне. — В опорном слове окончание -е, значит, в проверяемом слове будет окончание -е: к тёте (1-е склоне ние, к весне).

Запиши эти два предложения.

Для правильного выбора окончания ва жен только падежный вопрос. Не путай падежный вопрос с вопросом к слову как к члену предложения.

Упражнение 2. Спиши. Объясни написание выделенных окончаний. Если ты пользуешься Петиным способом, то в скобках записывай склонение и проверочное слово, если Жени ным — указывай склонение, падеж, можешь указывать и вопросы.

Мы с папой оказались на небольшой по лянке и сразу из голубого сумрака попали на яркий свет. Всё кругом: и веточки берёзки, и земля, и кусты — всё сверкало в морозном блеске зимнего солнца. Мы не могли не вос хищаться этой чудесной картиной.

Упражнение 3. Выпиши только те словосочетания, в которых пропущено окончание -е. Не забывай проверять.

отдыхал у дорог..., рыбачил на речк..., отошёл от дорог..., компот из вишн..., дно речк..., вышел из избушк..., спросил у бабушк..., думаю о бабушк..., варится в кастрюл...

Проверь себя: надо выписать три словосочетания.