Библиографическое описание:
Прыгункова Л.А. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА - ОСОБАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА // Современная начальная школа. 2023. № 8 (51). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/51.pdf.
Аннотация. В данной статье охарактеризована игра как вид детской деятельности, обосновано значение дидактической игры в развитии детей раннего возраста и ее образовательный ресурс. Именно игра является основным видом деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребёнка и используется взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения. В статье предоставлены некоторые дидактические игры (из опыта работы).
Ключевые слова: дидактическая игра, ранний возраст, виды дидактических игр.
Prygunkova Lyubov Alexandrovna
Mentor
FGBDOU “Child Development Center – kindergarten No.43” UDP RF
Moscow
Didactic game is a special form of teaching young children
Description. This article describes the game as a type of children’s activity, substantiates the importance of didactic play in the development of young children and its educational resource. It is the game that is the main activity that causes qualitative changes in the child’s psyche and is used by adults for the purpose of educating children, teaching them various actions with objects, ways and means of communication. The article provides some didactic game. (from work experience).
Keywords: didactic game, early age, types of didactic games/
Для реализации большинства образовательных задач в дошкольном учреждении используют игры и игровые методы взаимодействия воспитателя и детей. Как считала Н. К. Крупская: «Игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольника – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, изучает растения и животных». Известный педагог А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность – работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе…»
С раннего возраста ребёнок, именно в игре, имеет возможность быть самостоятельным, по своему усмотрению выбирать игрушки, общаться со сверстниками, преодолевать трудности, связанные с сюжетом игры, её правилами.
Особую роль в развитии ребёнка играют дидактические игры, которые эффективны для повышения памяти и внимания, необходимы для развития речи и мышления. В самостоятельной деятельности ребёнка они не возникают, их предлагают взрослые, с целью получения определенных знаний и навыков. Особенность дидактических игр заключается в том, процесс овладения знаниями происходит в игровой форме. Дидактическая игра наиболее характерна для детей раннего возраста. Истоки её лежат в народной педагогике, которая положила начало многим обучающим играм на основе сочетания игры с песней, с движениями (потешки, игровые песенки, игры «Ладушки», «Сорока-белобока», пальчиковые игры). Основная цель педагога дошкольного образования – всестороннее гармоничное развитие ребёнка. Методом обучения, игра становится тогда, если в ней чётко определены дидактическая задача, игровые действия и правила.
Дидактические игры делятся на три основных вида.
К первому виду относятся игры с предметами (используются различные предметы: пирамидки, матрешки, кубики и т.д. или природные материалы). Игры с предметами способствуют развитию предметно-игровой деятельности. Малыши узнают элементарные свойства предметов, совершая с ними необходимые действия. К природным материалам относятся вода, песок, воздух, играя с ними, дети знакомятся с их свойствами. Такие игры не только познавательные, но и интересны для малышей. Игры с предметами играют важную роль. Дети любят с ними заниматься и получают навыки работы с дидактическими игрушками.
Ко второму виду относятся – настольные игры, которые представляют собой игры с правилами на печатной основе. Цель таких игр – научить играть не с предметами, а с их изображениями, что способствует развитию воображения. Настольно – печатные игры помогают решать важные задачи:
· Уточняют представления детей об окружающем мире, расширяют их кругозор,
· Развивают внимательность, логику.
К третьему виду относятся – словесные игры. Они играют большую роль в развитии речи. Такие игры формируют у детей слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова, умение отгадывать предмет по его описанию. Воспитатель учит малышей воспринимать потешки, сказки, песенки.
В своей практике с детьми раннего возраста я использую такие дидактические игры.
«Кто позвал?»
Дидактические задачи:
- закрепить знания «голосов» домашних животных;
- поощрять детей к звукоподражанию;
- развивать у детей речевой аппарат, мышление, внимание.
Правила игры: сидеть тихо и внимательно слушать голоса животных, затем чётко называть животное.
Оборудование: фигурки домашних животных, ширма.
Игровые действия: малыши сидят на стульчиках перед ширмой. Воспитатель сообщает, что в гости к ним пришли животные, но они спрятались. Дети должны отгадать «голос» животного, и оно выйдет к ним. Воспитатель изображает мычание, лай, мяуканье, каждый раз ставя за ширмой нужное животное. Когда дети отгадывают, животные «выходят» и выстраиваются в ряд перед ширмой.
«Наши друзья — животные»
Дидактические задачи:
- закрепить знания о домашних животных (питание, особенности поведения);
- воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Правила игры: выбирать корм животным из предложенного, аккуратно раскладывать перед фигурками животных.
Оборудование: фигурки домашних животных, картинки с изображением корма для них, картинка с изображением бабушки.
Игровые действия: воспитатель читает детям загадки о животных и предлагает отправиться в путешествие на бабушкин двор, чтобы помочь ей покормить животных. На отдельном столе расположен «бабушкин двор»: животные на макете двора, картинки с изображением корма для них. Дети рассматривают животных и вспоминают, под руководством воспитателя, кто что ест, а потом находят нужные картинки и раскладывают перед животными.
«Оденем куклу на прогулку»
Дидактические задачи:
- Закрепить умение детей раздевать и одевать куклу, складывать одежду, повторить порядок действий при одевании на прогулку;
- способствовать закреплению обобщающих слов «одежда», «обувь».
Правила игры: подбирать одежду и обувь кукле по сезону.
Оборудование: кукла, комплект одежды и обуви для неё (по сезону).
Игровые действия: одна из кукол просит детей, чтобы её взяли на прогулку. Воспитатель предлагает малышам помочь кукле одеть её. В начале года дети надевают на куклу предметы одежды, приготовленные воспитателем, а во второй половине года малыши сами отбирают необходимые предметы одежды и обуви.
«Накормим куклу обедом»
Дидактические задачи:
- закрепить названия предметов посуды;
- формировать у детей умение выполнять игровые сюжетные действия с куклой;
- воспитывать аккуратность, правила поведения за столом.
Правила игры: накрывать на стол вместе, не отбирать друг у друга предметы.
Оборудование: кукла, игрушечная мебель (стол, стул), посуда (столовая и чайная).
Игровые действия: воспитатель говорит детям, что кукла захотела есть. Из игрушек, малыши выбирают стол, стул, вместе расставляют посуду, усаживают куклу.
Воспитатель повторяет правила поведения за столом. Кукла «ест» (импровизация воспитателя), вытирает рот салфеткой, благодарит детей. Во время игры необходимо стимулировать детей к называнию предметов, их формы, цвета, назначения. (Это чашка, она красная, кукла будет пить из неё чай).
«Разноцветные мячи»
Дидактические задачи:
- учить детей группировать предметы по цвету;
- закрепить знание основных цветов;
Правила игры: брать по одному мячу и «отдавать» кукле в соответствующем платье.
Оборудование: четыре куклы в одежде основных цветов, мячи основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный).
Игровые действия: куклы сидят на стульях в ряд, возле каждой куклы корзинка, на столе поднос, на котором разложены небольшие мячи разных цветов. Воспитатель обращает внимание малышей сначала на куклы и их наряды, потом на мячи. Предлагает каждому ребёнку взять мяч, определить его цвет и «подарить» мяч кукле, цвет платья которой совпадает с цветом мяча.
«Найди фигуру»
Дидактические задачи:
- закрепить знание основных цветов (синий, красный, зелёный, желтый)
- формировать умение находить геометрическую фигуру – круг;
- развивать логическое мышление, зрительную память.
Правила игры: а чётко произносить название фигуры и ее цвет.
Оборудование: геометрическая фигура (круг) разных цветов и размеров
Игровые действия: к детям приходит гость (медвежонок) и приносит в корзинке геометрические фигуры. Воспитатель достаёт по очереди фигуры из корзинки и просит детей назвать их. Потом фигуры раскладывают на столе, и дети по просьбе персонажа находят синий круг, красный круг и т. д.
«Закрой окошки в домике»
Дидактические задачи:
-совершенствовать представление детей о геометрических фигурах;
- формировать умение подбирать необходимую фигуру;
- развивать внимание, мышление, пространственное воображение.
Правила игры: выбирать такие фигуры, чтобы они закрывали окошки полностью, не разбрасывать фигуры.
Оборудование: геометрические фигуры разных цветов, домики с окошками в форме геометрических фигур.
Игровые действия: воспитатель показывает детям домики, в окошках которых прячутся животные. Чтобы спрятать их, нужно закрыть окошко в домике фигурой соответствующей формы и цвета.
«Узнай по описанию»
Дидактические задачи:
-учить малышей внимательно слушать простые загадки, отгадывать их; находить среди предметов отгадку.
Правила игры: не выкрикивать, дождаться, когда загадка будет загадана.
Оборудование: предметы, муляжи, предметные картинки.
Игровые действия: воспитатель раскладывает на столе предметы и загадывает загадку. Дети отгадывают её, находят предмет и показывают всем товарищам.
«Дождик»
Дидактические задачи:
- учить малышей различать силу и темп речи;
- совершенствовать навыки звукоподражания;
- воспитывать культуру речи, умение контролировать силу голоса.
Правила игры: внимательно слушать воспитателя.
Оборудование: капельки и тучка из бумаги.
Игровые действия: воспитатель показывает малышам тучку с капельками и говорит, что сейчас пойдёт дождик. Сначала дождик идёт медленно, «Кап… Кап…», потом чаще, сильнее «Кап-кап-кап!» Затем воспитатель просит детей показать, как капает медленный дождик, быстрый, тихий, громкий.
«Автомобили»
Дидактические задачи:
- развивать у детей навыки звукоподражания;
- учить согласовывать движения и произносимые звуки.
Правила игры: выезжать из «гаража» по сигналу.
Оборудование: рули или круги с изображением автомобилей.
Игровые действия: воспитатель предлагает малышам «прокатиться на автомобилях» по группе или участку. Дети становятся в ряд (в гараж). Когда воспитатель поднимает флажок, дети движутся по кругу, громко произнося «Би-би», «Ту-ту», «Р-р-р», имитируя звуки машин.
«Подружки для матрёшки»
Дидактические задачи:
-учить детей сравнивать и подбирать предметы по размеру независимо от цвета и формы;
- формировать умение работать сообща, дружно.
Правила игры: нужно искать подружку по величине, сравнивая свои матрёшки с игрушками товарища.
Оборудование: по три матрёшки трёх размеров (разного цвета) на каждого ребёнка.
Игровые действия: воспитатель рассаживает детей парами, даёт каждому набор матрёшек, и просит найти: самую большую, среднюю, маленькую. Потом говорит, что матрёшки ищут подружек: большие хотят подружиться с большими, маленькие с маленькими, матрёшки среднего размера с такими же. Малыши сравнивают матрёшек и образуют пары. Если матрёшки подобраны неправильно, они «грустят», и воспитатель предлагает малышам исправить ошибку, составить правильные пары.
Таким образом, дидактическая игра является формой обучения детей раннего возраста, так как содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель является и учителем, и участником игры одновременно. Он учит детей играя, а малыши, играя, учатся. В дидактической игре дети учатся самостоятельно мыслить, сравнивать, делать выводы, использовать полученные знания.
Список использованной литературы
1. Бауэр Т. Психическое развитие младенца / Т. Бауэр. - М., 1979. Гл. 1. С. 12-26
2. Блинкова, Т.Б. Сенсорное развитие детей раннего и младшего школьного возраста средствами дидактической игры / Т.Б. Блинкова // ЕВРОПЕЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ: сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 122-126.
3. Вартан В. П. Сенсорное развитие дошкольников / В. П. Вартан. - Мн.: БрГУ., 2017. - 322 с.
4. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Л.А. Венгер. - М., 2009. - 178 с.
5. Зеньковский В. В. Психология детства / В.В. Зеньковкий. - Академический проспект, 2019. - 406 с.
6. Макаренко А.С. Том 4. Педагогические работы 1936-1939. Педагогические сочинения в восьми томах #4 – М: Педагогика, 1984. С 146 – с.29.
7. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина. - М.: Просвещение, 2004. - 164 с.
8. Угрюмова, С.Г. Педагогические условия сенсорного воспитания детей дошкольного возраста / С.Г. Угрюмова // Научные исследования и разработки студентов: сб. мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. - Чебоксары: Изд-во «Центр научного сотрудничества Интерактив плюс», 2017. - С. 59-62.
Фотографии к статье
Материал к дидактической игре «Кто позвал?».
Материал к дидактической игре «Наши друзья – животные»
Материал к дидактической игре «Оденем куклу на прогулку».
Материал к дидактической игре «Разноцветные мячи».
Материал к дидактической игре «Найди фигуру».
Прыгункова Л.А. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА - ОСОБАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА // Современная начальная школа. 2023. № 8 (51). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/51.pdf.
Аннотация. В данной статье охарактеризована игра как вид детской деятельности, обосновано значение дидактической игры в развитии детей раннего возраста и ее образовательный ресурс. Именно игра является основным видом деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребёнка и используется взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения. В статье предоставлены некоторые дидактические игры (из опыта работы).
Ключевые слова: дидактическая игра, ранний возраст, виды дидактических игр.
Prygunkova Lyubov Alexandrovna
Mentor
FGBDOU “Child Development Center – kindergarten No.43” UDP RF
Moscow
Didactic game is a special form of teaching young children
Description. This article describes the game as a type of children’s activity, substantiates the importance of didactic play in the development of young children and its educational resource. It is the game that is the main activity that causes qualitative changes in the child’s psyche and is used by adults for the purpose of educating children, teaching them various actions with objects, ways and means of communication. The article provides some didactic game. (from work experience).
Keywords: didactic game, early age, types of didactic games/
Для реализации большинства образовательных задач в дошкольном учреждении используют игры и игровые методы взаимодействия воспитателя и детей. Как считала Н. К. Крупская: «Игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольника – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, изучает растения и животных». Известный педагог А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность – работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе…»
С раннего возраста ребёнок, именно в игре, имеет возможность быть самостоятельным, по своему усмотрению выбирать игрушки, общаться со сверстниками, преодолевать трудности, связанные с сюжетом игры, её правилами.
Особую роль в развитии ребёнка играют дидактические игры, которые эффективны для повышения памяти и внимания, необходимы для развития речи и мышления. В самостоятельной деятельности ребёнка они не возникают, их предлагают взрослые, с целью получения определенных знаний и навыков. Особенность дидактических игр заключается в том, процесс овладения знаниями происходит в игровой форме. Дидактическая игра наиболее характерна для детей раннего возраста. Истоки её лежат в народной педагогике, которая положила начало многим обучающим играм на основе сочетания игры с песней, с движениями (потешки, игровые песенки, игры «Ладушки», «Сорока-белобока», пальчиковые игры). Основная цель педагога дошкольного образования – всестороннее гармоничное развитие ребёнка. Методом обучения, игра становится тогда, если в ней чётко определены дидактическая задача, игровые действия и правила.
Дидактические игры делятся на три основных вида.
К первому виду относятся игры с предметами (используются различные предметы: пирамидки, матрешки, кубики и т.д. или природные материалы). Игры с предметами способствуют развитию предметно-игровой деятельности. Малыши узнают элементарные свойства предметов, совершая с ними необходимые действия. К природным материалам относятся вода, песок, воздух, играя с ними, дети знакомятся с их свойствами. Такие игры не только познавательные, но и интересны для малышей. Игры с предметами играют важную роль. Дети любят с ними заниматься и получают навыки работы с дидактическими игрушками.
Ко второму виду относятся – настольные игры, которые представляют собой игры с правилами на печатной основе. Цель таких игр – научить играть не с предметами, а с их изображениями, что способствует развитию воображения. Настольно – печатные игры помогают решать важные задачи:
· Уточняют представления детей об окружающем мире, расширяют их кругозор,
· Развивают внимательность, логику.
К третьему виду относятся – словесные игры. Они играют большую роль в развитии речи. Такие игры формируют у детей слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова, умение отгадывать предмет по его описанию. Воспитатель учит малышей воспринимать потешки, сказки, песенки.
В своей практике с детьми раннего возраста я использую такие дидактические игры.
«Кто позвал?»
Дидактические задачи:
- закрепить знания «голосов» домашних животных;
- поощрять детей к звукоподражанию;
- развивать у детей речевой аппарат, мышление, внимание.
Правила игры: сидеть тихо и внимательно слушать голоса животных, затем чётко называть животное.
Оборудование: фигурки домашних животных, ширма.
Игровые действия: малыши сидят на стульчиках перед ширмой. Воспитатель сообщает, что в гости к ним пришли животные, но они спрятались. Дети должны отгадать «голос» животного, и оно выйдет к ним. Воспитатель изображает мычание, лай, мяуканье, каждый раз ставя за ширмой нужное животное. Когда дети отгадывают, животные «выходят» и выстраиваются в ряд перед ширмой.
«Наши друзья — животные»
Дидактические задачи:
- закрепить знания о домашних животных (питание, особенности поведения);
- воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Правила игры: выбирать корм животным из предложенного, аккуратно раскладывать перед фигурками животных.
Оборудование: фигурки домашних животных, картинки с изображением корма для них, картинка с изображением бабушки.
Игровые действия: воспитатель читает детям загадки о животных и предлагает отправиться в путешествие на бабушкин двор, чтобы помочь ей покормить животных. На отдельном столе расположен «бабушкин двор»: животные на макете двора, картинки с изображением корма для них. Дети рассматривают животных и вспоминают, под руководством воспитателя, кто что ест, а потом находят нужные картинки и раскладывают перед животными.
«Оденем куклу на прогулку»
Дидактические задачи:
- Закрепить умение детей раздевать и одевать куклу, складывать одежду, повторить порядок действий при одевании на прогулку;
- способствовать закреплению обобщающих слов «одежда», «обувь».
Правила игры: подбирать одежду и обувь кукле по сезону.
Оборудование: кукла, комплект одежды и обуви для неё (по сезону).
Игровые действия: одна из кукол просит детей, чтобы её взяли на прогулку. Воспитатель предлагает малышам помочь кукле одеть её. В начале года дети надевают на куклу предметы одежды, приготовленные воспитателем, а во второй половине года малыши сами отбирают необходимые предметы одежды и обуви.
«Накормим куклу обедом»
Дидактические задачи:
- закрепить названия предметов посуды;
- формировать у детей умение выполнять игровые сюжетные действия с куклой;
- воспитывать аккуратность, правила поведения за столом.
Правила игры: накрывать на стол вместе, не отбирать друг у друга предметы.
Оборудование: кукла, игрушечная мебель (стол, стул), посуда (столовая и чайная).
Игровые действия: воспитатель говорит детям, что кукла захотела есть. Из игрушек, малыши выбирают стол, стул, вместе расставляют посуду, усаживают куклу.
Воспитатель повторяет правила поведения за столом. Кукла «ест» (импровизация воспитателя), вытирает рот салфеткой, благодарит детей. Во время игры необходимо стимулировать детей к называнию предметов, их формы, цвета, назначения. (Это чашка, она красная, кукла будет пить из неё чай).
«Разноцветные мячи»
Дидактические задачи:
- учить детей группировать предметы по цвету;
- закрепить знание основных цветов;
Правила игры: брать по одному мячу и «отдавать» кукле в соответствующем платье.
Оборудование: четыре куклы в одежде основных цветов, мячи основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный).
Игровые действия: куклы сидят на стульях в ряд, возле каждой куклы корзинка, на столе поднос, на котором разложены небольшие мячи разных цветов. Воспитатель обращает внимание малышей сначала на куклы и их наряды, потом на мячи. Предлагает каждому ребёнку взять мяч, определить его цвет и «подарить» мяч кукле, цвет платья которой совпадает с цветом мяча.
«Найди фигуру»
Дидактические задачи:
- закрепить знание основных цветов (синий, красный, зелёный, желтый)
- формировать умение находить геометрическую фигуру – круг;
- развивать логическое мышление, зрительную память.
Правила игры: а чётко произносить название фигуры и ее цвет.
Оборудование: геометрическая фигура (круг) разных цветов и размеров
Игровые действия: к детям приходит гость (медвежонок) и приносит в корзинке геометрические фигуры. Воспитатель достаёт по очереди фигуры из корзинки и просит детей назвать их. Потом фигуры раскладывают на столе, и дети по просьбе персонажа находят синий круг, красный круг и т. д.
«Закрой окошки в домике»
Дидактические задачи:
-совершенствовать представление детей о геометрических фигурах;
- формировать умение подбирать необходимую фигуру;
- развивать внимание, мышление, пространственное воображение.
Правила игры: выбирать такие фигуры, чтобы они закрывали окошки полностью, не разбрасывать фигуры.
Оборудование: геометрические фигуры разных цветов, домики с окошками в форме геометрических фигур.
Игровые действия: воспитатель показывает детям домики, в окошках которых прячутся животные. Чтобы спрятать их, нужно закрыть окошко в домике фигурой соответствующей формы и цвета.
«Узнай по описанию»
Дидактические задачи:
-учить малышей внимательно слушать простые загадки, отгадывать их; находить среди предметов отгадку.
Правила игры: не выкрикивать, дождаться, когда загадка будет загадана.
Оборудование: предметы, муляжи, предметные картинки.
Игровые действия: воспитатель раскладывает на столе предметы и загадывает загадку. Дети отгадывают её, находят предмет и показывают всем товарищам.
«Дождик»
Дидактические задачи:
- учить малышей различать силу и темп речи;
- совершенствовать навыки звукоподражания;
- воспитывать культуру речи, умение контролировать силу голоса.
Правила игры: внимательно слушать воспитателя.
Оборудование: капельки и тучка из бумаги.
Игровые действия: воспитатель показывает малышам тучку с капельками и говорит, что сейчас пойдёт дождик. Сначала дождик идёт медленно, «Кап… Кап…», потом чаще, сильнее «Кап-кап-кап!» Затем воспитатель просит детей показать, как капает медленный дождик, быстрый, тихий, громкий.
«Автомобили»
Дидактические задачи:
- развивать у детей навыки звукоподражания;
- учить согласовывать движения и произносимые звуки.
Правила игры: выезжать из «гаража» по сигналу.
Оборудование: рули или круги с изображением автомобилей.
Игровые действия: воспитатель предлагает малышам «прокатиться на автомобилях» по группе или участку. Дети становятся в ряд (в гараж). Когда воспитатель поднимает флажок, дети движутся по кругу, громко произнося «Би-би», «Ту-ту», «Р-р-р», имитируя звуки машин.
«Подружки для матрёшки»
Дидактические задачи:
-учить детей сравнивать и подбирать предметы по размеру независимо от цвета и формы;
- формировать умение работать сообща, дружно.
Правила игры: нужно искать подружку по величине, сравнивая свои матрёшки с игрушками товарища.
Оборудование: по три матрёшки трёх размеров (разного цвета) на каждого ребёнка.
Игровые действия: воспитатель рассаживает детей парами, даёт каждому набор матрёшек, и просит найти: самую большую, среднюю, маленькую. Потом говорит, что матрёшки ищут подружек: большие хотят подружиться с большими, маленькие с маленькими, матрёшки среднего размера с такими же. Малыши сравнивают матрёшек и образуют пары. Если матрёшки подобраны неправильно, они «грустят», и воспитатель предлагает малышам исправить ошибку, составить правильные пары.
Таким образом, дидактическая игра является формой обучения детей раннего возраста, так как содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель является и учителем, и участником игры одновременно. Он учит детей играя, а малыши, играя, учатся. В дидактической игре дети учатся самостоятельно мыслить, сравнивать, делать выводы, использовать полученные знания.
Список использованной литературы
1. Бауэр Т. Психическое развитие младенца / Т. Бауэр. - М., 1979. Гл. 1. С. 12-26
2. Блинкова, Т.Б. Сенсорное развитие детей раннего и младшего школьного возраста средствами дидактической игры / Т.Б. Блинкова // ЕВРОПЕЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ: сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 122-126.
3. Вартан В. П. Сенсорное развитие дошкольников / В. П. Вартан. - Мн.: БрГУ., 2017. - 322 с.
4. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Л.А. Венгер. - М., 2009. - 178 с.
5. Зеньковский В. В. Психология детства / В.В. Зеньковкий. - Академический проспект, 2019. - 406 с.
6. Макаренко А.С. Том 4. Педагогические работы 1936-1939. Педагогические сочинения в восьми томах #4 – М: Педагогика, 1984. С 146 – с.29.
7. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина. - М.: Просвещение, 2004. - 164 с.
8. Угрюмова, С.Г. Педагогические условия сенсорного воспитания детей дошкольного возраста / С.Г. Угрюмова // Научные исследования и разработки студентов: сб. мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. - Чебоксары: Изд-во «Центр научного сотрудничества Интерактив плюс», 2017. - С. 59-62.
Фотографии к статье
Материал к дидактической игре «Кто позвал?».
Материал к дидактической игре «Наши друзья – животные»
Материал к дидактической игре «Оденем куклу на прогулку».
Материал к дидактической игре «Разноцветные мячи».
Материал к дидактической игре «Найди фигуру».