Высшая школа делового администрирования
Публикации
2019 (№ 1-2)

Шахова О.В. ДЕЖУРСТВО В ШКОЛЕ: ПОЛЬЗА И ВРЕД

Существуют два кардинально различных мнения: дежурство по школе – это правильно и важно, и дежурство – ущемляет права учеников, мешает учебному процессу. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

Есть статься 34 п.4 ФЗ «Об образовании» «Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.» Если посмотреть на правомерность установленных дежурств по школе и в классе, то получается, что дежурства – это нарушение закона. Но! Можно собрать письменные разрешения у законных представителей учеников о том, что они разрешают своему ребенку дежурить в школе. Также родители могут обратиться с соответствующим заявлением к директору школы об освобождении их ребенка от дежурства. Отказ будет неправомерным, т.к. это носит добровольный характер, а не обязательный.

Получается, в итоге, сплошная бюрократия. В школах либо обязательные дежурства, либо их вообще нет, потому что много собирать бумаг, администрация школ боится за себя и т.п. А бояться есть чего. В шести школах Верх-Исетского района Екатеринбурга во время проверок, которые традиционно проводятся перед 1 сентября, были выявлены серьезные нарушения п. 14 ст. 50 ФЗ «Об образовании». В частности, закон запрещает принудительное привлечение школьников к труду, не предусмотренному образовательной программой. Однако во внутренних документах школ говорилось, что дежурный помогает педагогу подготовить кабинет к следующему уроку, следит за санитарным состоянием классов, проводит уборку помещений. Начальник отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Свердловской области Ю. Гисматуллин: «Принуждение к труду – это серьезное нарушение».

Мы посмотрели мнения родителей, которые очень переживают за своих детей. Они так переживают, что готовы сразу же обращаться в вышестоящие инстанции о том, что ущемляются права учеников. Но эти же родители кричат на каждом шагу, что школа должна воспитывать их детей, т.к. у них самих на это не хватает времени. Так давайте подумаем, как процесс воспитания можно организовать, если ребенка не приучать к труду.

Ученики, приходя в школу, видят здание, где работают «разные взрослые люди». Кто-то из этих людей учит ребенка, кто-то охраняет, стоя на входе, кто-то убирает за детьми. Получается, что от ученика требуется только усваивать знания, а об остальном позаботятся другие. Некоторые ученики отлично справляются с поставленной задачей, они хорошо учатся. Но есть и такие, которые не собираются учиться, а их – большинство. Тогда приходиться воспитывать преподавателям. Но как организовать процесс воспитания? Ведь эти дети относятся ко всем без уважения, у них нет привычки убирать за собой мусор, следить за своим поведением. Родители воспитали детей – потребителей. Им все дается, берут только то, что нужно и интересно. Поэтому многие директора школ и учителя вынуждены принимать меры. Пережитки прошлого (как считают многие родители), т.е. дежурство по школе и кабинетам, в некоторых школах существуют.

Мое мнение такое: если дежурство организовано правильно – это только польза, но, если принуждать к уборке без согласия родителей – это противозаконно. Главное донести до родителей учеников, что дежурство – это не мытье туалетов, не бесплатная наемная сила, а это одно из необходимых мер по правильному воспитанию учеников.

Сведения об авторе

Шахова Ольга Валерьевна, учитель начальных классов, Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11, Россия, Московская область, г. Жуковский.