педагог дополнительного образования
МБУ ДО ТДДТ г. Нижний Тагил Свердловской области
1.Паспорт проекта
Вид проекта
информационно-исследовательский.
Продолжительность проекта
краткосрочный, 4 месяца
Участники проекта
учащиеся студии для дошкольников «Дебют»
Цель проекта
Создание условий для обогащения детей знаниями о Великой Отечественной войне на основе исторических фактов, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою семью и Родину.
Задачи проекта
1. Расширять знания детей о военной технике, о людях военных профессий.
2. Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ и всем защитникам Родины.
3. организовать вовлечение родителей в совместном освоении данной темы.
4. Сформировать у детей представления о Российской армии, о празднике День Победы.
Предполагаемый результат
1.Приобретение элементарных знаний о родах войск, военной технике, Российской армии, о ВОВ и Дне Победы.
2. Участие в районном фестивале патриотической песни им. А.Нечаева 3.Посещение с детьми митинга к 9 мая в микрорайоне у памятника погибшим в ВОВ шахтерам.
4.Совместно с родителями принять участие в праздничной демонстрации на Театральной площади города, в «Бессмертном полку»
5.Воспитание у детей чувства гордости и патриотизма за подвиги своего народа и ветеранов ВОВ.
2.Описание проекта
Актуальность проекта
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. Перед нами стоит задача найти наиболее верный метод приобщения ребенка к социально-значимым ценностям. Социокультурная ситуация современного общества обусловливает необходимость применять инновационные формы работы с дошкольниками: исследования, нетрадиционные техники в творчестве, здоровье-сбережение и т.д.
В образовательной программе студии «Дебют» есть такие темы как, любовь к Родине – высшее проявление любви ребенка к своим родителям, близким и родному городу, темы о военной технике и военных специальностях. В подготовке к досуговым мероприятиям на День защитника Отечества и День Победы, предусмотрено разучивание патриотических песен.
Формировать гражданственность, нужно начиная с малых, понятных детям вещей. Но небольшой объем часов на освоение этих тем и важность и необходимость ознакомления детей с историей Родины привели меня к выбору темы педагогического проекта.
Цель проекта:
Создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально - нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих видов творческой деятельности.
Задачи проекта:
1. Расширять знания детей о военной технике, о людях военных профессий.
2. Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ и всем защитникам Родины.
3. Организовать вовлечение родителей в совместном освоении данной темы.
4. Сформировать у детей представления о празднике День Победы.
Срок выполнения: 01.02.-30.05.
Основные формы реализации проекта:
- Экскурсии по улицам микрорайона, к памятнику погибшим шахтерам, сквер им. Р. Никитиной;
- выступление на фестивале патриотической деятельности
- беседы, просмотр видеоматериалов;
- участие в акции «Письмо солдату»
- мини-выставка детской литературы по теме;
- мини-выставки рисунков и ДПИ;
- физкультурный досуг;
- консультации для родителей;
- работа над бессмертным полком семей учащихся;
- участие в акции «Открытка ветерану»
Необходимые материалы и оборудование:
-Ноутбук, видео материалы, презентации.
-Детские книги, иллюстрации, плакаты.
-Материалы для творчества.
-Дидактические игры «Что лежит у солдата в вещевом мешке?», «Как называется военный…»,«Ордена и медали»
3.Содержание проекта
Подготовительный этап
· постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
· подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.);
· подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин;
· согласование участия в районном фестивале патриотической песни им. А.Нечаева и микрорайонном митинге у памятника погибшим шахтерам.
Основной этап
· ознакомление детей с художественной литературой;
· проведение бесед;
· написание писем солдатам, участникам СВО
· рассмотрение картин, плакатов и иллюстраций и беседы по их содержанию;
· работа с родителями (подготовка «Бессмертного полка»);
· проведение учебных занятий (по курсам «Умелые ручки», «Веселые ладошки», «Волшебный карандаш», «Час забав»)
· проведение досуговых игровых и спортивных мероприятия;
· разучивание музыкальных произведений;
· выставка рисунков и поделок;
· просмотр презентаций и мультфильмов на военную тематику
· изготовление праздничных открыток для ветеранов
Заключительный этап
· Организация и проведение досугового мероприятия, посвященного празднованию «Дня Победы»
· Оформление выставки детского творчества ко Дню Победы.
· Участие в митинге
· Анализ результатов проекта.
4. Перспективный план
этапы
даты
деятельность
результат
подготовительный этап
февраль
Изучение информации, которая может пригодиться при подготовке проекта, при работе с родителями, и детьми.
список литературы для детей (Приложение 1);
фонотека музыкальных произведений и
видеотека презентаций для просмотра
(Приложение 2)
Видеотека мультфильмов о ВОВ (Приложение 3)
основной этап
15.02-15.05
Беседы с детьми «Что я знаю о войне?» «Россия – Родина моя», «Наша армия родная».
Выступление на фестивале патриотической песни им. А.Нечаева
Участие в городских конкурса ДПИ
«Держава армией крепка» «Великая слава-великой Победе»
Организация выставки рисунков и ДПИ
https://cloud.mail.ru/public/quPp/bQPoDmCab
Рассматривание иллюстраций родов войск, фотографии показывающие будни армии.
П/и «Самолеты». «Минное поле»
«Полоса препятствий!
Рисование «Пусть всегда будет солнце», «Праздничный салют».
Аппликация «Георгиевская ленточка». «Праздничная открытка»
Лепка «Звезда».«Танки»
Дидактические игры «Разрезная картинка». «Что лежит у солдата в вещевом мешке?», «Как называется военный…»,«Ордена и медали»
Разучивание песен «Ты не бойся мама, я с тобой», «Шли солдаты на войну»
Заключительный этап
май.
Экскурсия по микрорайону, к памятнику погибшим шахтерам
Досуговое мероприятие «Ради мира на земле»
участие в митинге
https://cloud.mail.ru/public/6SPP/vXy9fR3sf
Самостоятельный поход родителей с детьми на парад Победы, участие в акции
«Бессмертный полк»
сценарий мероприятий (Приложение 4)
5.Методическое и материально-техническое обеспечение проекта:
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М.: ЦГЛ, 2005. – 246 с.
2. Интернет-ресурсы (фото для презентаций)
3. Дошкольникам о празднике Победы: Методическое пособие по гражданско-партиотическому воспитанию в ДОУ/авторы-составителм Н. В. Корчаловская, И. С.Клевцова. –Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2010.-72 с.
4. Лебедева А. С. Великая Победа. Награды войны, «Сфера».
5. Минишева Т. Мир в картинках. День Победы. Наглядно-дидактическое пособие.«Мозаика-Синтез»
6. Рассказы по картинкам: Защитники Отечества, «Мозаика-Синтез»
7. Рассказы по картинкам. Великая Отечественная война в произведениях художников. «Мозаика-Синтез»
8. Шорыгина Т.А.Беседы о Великой Отечественной войне, «Сфера», 2019 г. – 160 с.
9. слайды для презентаций, аудиозаписи песен военных лет.
Заключение
Патриотическое воспитание дошкольников – сложный длительный процесс, требующий постоянных усилий педагогов и родителей, систематической и планомерной работы. В процессе совместного детско-взрослого сопереживания событий патриотической направленности формируется потребность быть сопричастным к культурно-историческому наследию.
В ходе проекта дети получат навыки совместной работы, поиска и сбора информации, ее анализа и систематизации. Все это в полной мере способствует саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности, уверенности в своих силах и самоуважения.
Реализация проекта позволяет не просто повысить интерес детей к событиям ВОВ, людям, защищавшим Родину много лет назад, но и способствует формированию гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.
Приложение 1
Список литературы для детей:
-Я. Длуголенский «Что могут солдаты»,
-Я. Абидов «Мать-Земля»,
-М. Исаковский «Навек запомни»,
-А. Гайдара «Война и дети»,
-Л. Кассиль «Памятник солдату».
-С. Баруздин «Рассказы о войне»;
-С. Михалков «День Победы», «Отцовское поле»
-В. Крупин, «Братские могилы»
-В. Высоцкий, «Советский воин»,
-О. Высотская «Мой брат уехал на границу»
Приложение 2
https://cloud.mail.ru/public/JbQC/LZE8cKt5s
https://cloud.mail.ru/public/XEtP/534B53mUr
https://cloud.mail.ru/public/R7mt/No3EZ5rCg
https://cloud.mail.ru/public/Z1Ji/FF4ZX7vpQ
https://cloud.mail.ru/public/gqs8/VLgeRdd4J
Приложение 3
Мультфильмы о Великой Отечественной войне:
• Жить (2016)
Мультфильм о Великой Отечественной войне. Главный герой - молодой солдат преодолевает страх смерти, чувство самосохранения. Противотанковый расчет, в котором служит герой, затерялся в степи и вступает в бой с танками противника.
https://vk.com/risuem_doma?z=video-5608057_456239548%2Fpl_wall_-97000740
• Два музыканта (2015)
Две истории о мальчиках-подростках во время Великой Отечественной войны. Первый родом из поволжской немецкой семьи, он играет на губной гармошке. Другой из интеллигентной еврейской семьи, он очень виртуозно играет на скрипке. В конце оба мальчика играют перед победителями у стен побеждённого рейхстага.
https://vk.com/bookmarks?z=video-88143709_456241452%2Fb43914104680355e7f%2Fpl_post_-97000740_22325
• Солдатская сказка (1983)
Трогательная история по сказке К.Паустовского про солдата-фронтовика Петра и его верного друга – жука-носорога. Да, да, пусть это не удивляет вас, именно такой подарок сделал ему маленький сын. И жук оказался верным, мужественным товарищем, который помогал солдату в нелегких и опасных военных буднях. Жук не раз выручал Петра в сложных ситуациях и даже спасал ему жизнь. Все бойцы удивлялись этой беззаветной дружбе, уж слишком необычным был военный талисман солдата.
https://vk.com/bookmarks?z=video-169455598_456239747%2Fpl_post_-97000740_22325
• Легенда о старом маяке (1976)
Фильм посвящен патриотической теме - освобождению родной земли от фашистских захватчиков в период Великой Отечественной войны. В основе сюжета - приключения ребят, помогающих зажечь маяк, чтобы советские корабли вошли в бухту и разгромили гитлеровцев.
https://vk.com/bookmarks?z=video-135285_456240171%2F7f7bcac814db14d0c9%2Fpl_post_-97000740_22325
• Партизанская Снегурочка (1981)
Мультипликационный фильм о детях войны. Великая отечественная война. Суровая зима. Маленькая девочка несет в лес донесение партизанам.
https://vk.com/bookmarks?z=video-1026918_456241042%2Fa47be18c12d7d28501%2Fpl_post_-97000740_22325
• Василек
Сюжет мультфильма «Василёк» разворачивается после того как уже несколько лет назад отгремела Великая Отечественная Война. Простой сельский парнишка, которого все называют просто Василёк, вдруг обращает внимание на то, что у всех окружающих ребятишек есть дедушки, а у него дедушки нет, он не вернулся с войны. Василёк решает заняться поисками своего пропавшего дедушки…
https://vk.com/bookmarks?z=video-135285_168712311%2F8a00b59973ac5bf4bc%2Fpl_post_-97000740_22325
• Салют (1975)
В праздничный весенний день мальчонка вместе со своим папой ждут салют. Глядя из окна, малыш заметил прогуливающегося с детьми бородатого дедушку. Оказывается, что у главного героя дедушка никогда не носил бороды и так никогда и не был стареньким, ведь молодым погиб на войне, сражаясь за родную страну и близких...
https://vk.com/bookmarks?z=video-88143709_456241968%2F624a0324d63e5ae4c7%2Fpl_post_-97000740_22325
• Воспоминание (1986)
Мультфильм рассказывает о маленькой девочке, которая во время Великой отечественной войны в разоренном фашистами селе мечтала об учебе в школе.
https://vk.com/bookmarks?z=video-37492055_456243675%2Fd405519ef03d49d2a2%2Fpl_post_-97000740_22325
• Солдатская лампа (1984)
Мультфильм рассказывает нам о том, как школьники-пионеры готовились к празднику Дня Победы. Каждый ученик принес в класс предмет с тех далеких военных лет. Дети собрались вокруг большого стола и ожидали услышать рассказы от своих бабушек и дедушек. Однако все привело к тому, что солдатская лампа с патрона, стоявшая посередине стола, освещала так же, как и в те времена. Всем стало казаться, что они очутились в прошлом рядом с теми, кому эта лампа когда-то светила.
https://vk.com/bookmarks?z=video-91927136_456241897%2Fpl_post_-97000740_22325
• Скрипка пионера (1971)
Рассказ о подвиге юного героя Муси Пинкензон, отдавшего жизнь во имя Родины.
https://vk.com/bookmarks?z=video-91927136_456241898%2F09dd74728f2697144c%2Fpl_post_-97000740_22325
Приложение 4
Сценарий досугового мероприятия, посвященного Дню Победы
«Знаем. Помним. Гордимся»
1.Фанфары.
Ведущая:
Много праздников в году,
И важных тоже в нём немало,
Но этот день принёс Победу
И мирной жизни дал начало.
Мы этот день ждём каждый год
С щемящим чувством и волненьем.
И празднует весь наш народ
Праздник Победы с вдохновеньем!
И знает каждый человек на свете,
Что нам Победа эта принесла,
Чтоб были счастливы все дети!
И Родина любимая цвела!
2.Песня о Родине (на выбор)
Ведущая:
Этот славный День Победы
Пришёл к нам много лет назад.
Надёжный мир завоевали деды
И счастье для своих внучат!
Пусть светит солнце в День Победы!
И будем мы всегда благодарить,
Что в трудных схватках наши деды
Врагов смогли прогнать и победить!
Мы будем нашу землю защищать,
Смелыми расти, как наши деды!
И с гордостью мы будем отмечать
Этот Великий День Победы!
3.Песня «Шли солдаты на войну»
Ведущая:
Праздник Победы! Радостный день!
Наконец отгремела война,
Пусть в садах расцветает сирень
Живи спокойно наша страна!
4.Стихи читают дети (по выбору)
Ведущий: Нам посчастливилось родиться и жить в мирные времена. А война для нас является лишь историей. Но мы продолжаем из года в год отдавать дань тем, кто не вернулся в любимые семьи, тем, кто добился победы вопреки всему, вспоминаем о годах войны, когда наш народ боролся за свободу. Мы перенимаем традиции памяти о тех жестоких временах, потому что «хранителей» с каждым годом становится все меньше.
5.Презентация «Священная война»
(Говорит Левитан в записи. На презентации картины военных действий).
Ведущая: Утро 22го июня 1941 года стало роковым — спящие города нашей страны атаковали немецкие войска со страшной и сокрушительной силой — вой сирен сообщил жителям о начале войны. Война безжалостна — у миллионов людей она разрушила семьи и судьбы. Немецкие войска окружили страну со всех сторон — сбрасывались бомбы с самолетов, мирные жители расстреливались артиллеристами, враги оккупировали наши земли. Но русские люди, жертвуя своими жизнями, восстали против фашистов, не испугались атаки и ринулись вперед.
Ведущая:
Отважно сражались солдаты с врагом,
Освобождали деревни, шли напролом.
Очень уставали, часто голодали,
Но не падали духом, не унывали.
А когда удавались передышки в бою,
Прислонившись солдаты к оружию,
В своей землянке дружно сидели,
И очень тихонечко песни пели…
6.Песня «Смуглянка»
(Исполнение взрослых+ Видеоряд «История одной песни»).
Ведущая: Почти четыре долгих года шла война. Но люди верили — придет тот светлый час и страна отпразднует Победу! И песнями, шутками, стихами старались изо всех сил приблизить эти радостные дни!
Песня на войне всегда помогала,
И поддержкой для солдата была.
Вместе с ним она проживала
Все невзгоды войны и к Победе шла…
7.Музыкальная игра «Угадай мелодию»
(игра для гостей и родителей с видеорядом)
Ведущий: «Победа будет за нами!» — эти слова звучали в голове каждого солдата нашей страны и они продолжали борьбу против фашистских оккупантов. А в минуты забвенья мужчины слали о себе весточки любимым и родным: матерям, женам, детям. Но как известно, на войне сражались и женщины – медсестры, санитарки, врачи, а еще связистки и разведчицы. Они также совершали подвиги во времена войны – спасли множество солдат, согревали их сердца лаской и заботой
8.Блок подвижных игр
-«Связисты»
-«Перенеси раненного»
-»Минное поле»
Ведущий: А теперь, когда война канула в лету, и мужчины и женщины вступают в ряды армии, чтобы быть всегда на чеку. Причем с таким же патриотизмом, энтузиазмом и не менее оптимистично.
Пусть о войне не знают дети!
И будут счастливы на свете!
А пистолеты, танки, пушки
Будут всегда только игрушки!
9.Песня «Ты не бойся мама, я с тобой»
Ведущая: Не покинет никогда сердца русского народа гордость за Великую Победу, пока живет в памяти людей осознание той ужасной цены, которую пришлось заплатить за мирную жизнь.
Мы не забудем память поколений,
И помнить тех, кто жизнь отдал за нас.
Мы помолчим и постоим мгновение,
Скорбим и помним мы конечно вас…
Дети минутой молчания, почтим память героев!
10.Звучит «Метроном» Минута молчанья+ видеоряд.
Ведущая: Были тяжелые времена, и даже в самых трудных моментах люди верили в победу и не теряли надежды. И когда люди услышали объявление о том, что война закончена, страну накрыло всеобщим ликованием! Вот же он – долгожданный День победы! На улицах были танцы, песни, все обнимались – даже люди, не знающие друг друга – и слезы радости катились по щекам. 9 Мая в честь великой Победы в небо взмывает салют.
11.Танец-импровизация с атрибутами «Салютики»
Ведущая: Победа!
Дети: Победа! (Взмахивают лентами)
Ведущая:
Главное слово Победа!
В нём заложена слава бойца,
Волноваться заставит любого
И радость переполняет сердца! Победа!
Дети: Победа! (Взмахивают лентами)
Ведущая:
Тучи ночью тёмные исчезли,
Солнце утром яркое встаёт
Соловей в голубом поднебесии
Серенаду Победы поёт! Победа!
Дети: Победа! (Взмахивают лентами)
Ведущая:
Громыхает салют над Москвою,
И мирная пришла к нам пора,
Слава тебе русский воин!
Великой Победе «УРА!»
Дети и взрослые (вместе): УРА!
Ведущая:
Мы благодарны нашим ветеранам,
Что подарили нам мирное детство,
Счастливую жизнь россиянам!
За верность к России в наследство.
Мы сейчас под мирным небом живём,
Растим и любим наших детей!
А Родину нашу мы бережём!
Нет в мире страны родней и милей!
12.Под песню «Этот День Победы» дети дарят цветы и повязывают георгиевские ленточки гостям и родителям.