Высшая школа делового администрирования
Конференции

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Пушкарёва Марина Сергеевна
воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 60 г. Томска

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие через включение в культуру и социальную активность.

Все ускоряющийся научно-технический прогресс стремительно изменяет жизнь современного общества, в том числе изменения касаются и дошкольного образования: существенно повышаются требования к процессу воспитания и обучения дошкольников, к качеству работы педагогов, к уровню их профессиональной компетентности. Но, в то же время, наблюдаются и негативные тенденции: у подрастающего поколения недостаточно сформированы нравственно-духовные ценности:

1) моральные ценности (доброжелательность, смелость, храбрость, доброта, трудолюбие, уважение к старшим, взаимопонимание, честность);

2) гуманные ценности (отношение к родителям, к сверстникам, к коллективу, справедливость);

3) гражданско-патриотические ценности (любовь к отчизне, верность Родине, родной земле, любовь к родному краю, родной природе).

Дети-дошкольники легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. У них активно пополняется запас представлений об окружающем их мире. Зачастую, этот запас пополняется из мультфильмов, телепередач с экрана телевизора. Интересы детей построены на иностранных мультфильмах, вымышленных героях. Родителям совершенно не хватает времени на общение со своими детьми. Просмотр мультфильмов в какой-то степени формирует личность современного ребенка. Хорошо, когда такое копирование происходит только из положительных примеров, но, к сожалению, часто наблюдается противоположное.

Наблюдая современных детей, я заметила, что они плохо знают историю и культуру своего народа. Это порождает проблему: человек незнакомый с традициями, историей и культурой своего народа, – человек без прошлого, а значит, - и без полноценного настоящего и будущего. Поэтому, нужно как можно раньше приобщить детей к национальной культуре, воспитывать любовь и уважение к Родине. Одним словом, осуществлять гражданско-патриотическое воспитание юных граждан.

Это свидетельствует о том, что особо актуальным становится вопрос формирования этнокультурной компетентности у педагогов и детей. Следовательно, необходимы специальные условия, методики и технологии работы в ДОУ, обеспечивающие приобщение к миру общечеловеческих ценностей. Важно закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям.

Что может способствовать устранению вышеобозначенных проблем? Какие существуют средства для формирования у дошкольников моральных принципов?

По мнению В.А. Сухомлинского именно сказка – это то зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.

Народная сказка близка детям, она способствует развитию эстетических чувств: сердечной чуткости к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, она вводит ребенка в мир предметов, наделенных свойствами говорить, думать и поступать гуманно.

Именно язык сказок помогает детям принять жизнь и знакомит их с тем, что есть злые и добрые люди, учит правильно себя с ними вести. Также сказки говорят о том, что нужно слушать родителей, что важно стать хорошим человеком, что у животных есть чувства. Поскольку у малышей еще нет логического мышления, такие истины воспринимаются естественно.

Познавательный интерес вызывает у детей особый интерес к русским народным сказкам, воспитывает желание к постоянному общению с книгой в совместной с взрослыми и самостоятельной деятельности. Формирует у детей, любознательность, представления о малой Родине, о ценностях нашего народа через сказку. А сказка – это уникальный источник опыта человеческих отношений, учит жить, воспитывает, заставляет рассуждать, переживать вместе с героями.

Таким образом, сказка является способом познания истоков русской народной культуры.

Старая поговорка гласит: «Все новое – хорошо забытое старое». Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры; самореализовать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем больших результатов добиваемся.

Для того чтобы дети могли эмоционально воспринимать произведения устного народного творчества предлагаю детям поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти героям выход из трудной ситуации. Развиваю в детях желание быть такими же смелыми, решительными, находчивыми, как герои сказок. Сказка помогает реализовать мечты и желания детей. Благодаря сказкам у детей развивается способность сострадать, сопереживать, сочувствовать, радоваться чужим удачам.

Сказка и приобщает детей к народному фольклору, и выступает средством нравственного воспитания.

Этим обуславливается использование сказок в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста как одного из средств реализации требований ФГОС для поддержки позитивной социализации дошкольников.

Сказки воспитывают уважение к истокам культуры своего народа, закладывая основы духовно-этических и патриотических чувств, что также является важными составляющими позитивной социализации детей, соответствует задачам ФГОС.

Сказка помогает в осуществлении на практике многообразия вариантов протекания периода дошкольного детства (ФГОС, п.1.2.1).

В своей работе я использую следующие методы приёмы и технологии:

· Наглядный метод

· Словесный метод

· Игровой метод

· Практический метод

· Метод «Синквейна»

· Технологию «Клубного часа»

Подробнее хотела бы остановиться на новом методе «Синквейне» и технологии «Клубного часа».

Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.

Инновационность методики «Составления синквейна» состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать? Конечно, можно. Составить синквейн получается у всех. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Главное — начать и все обязательно получится. Дети, которые не умели читать, устно составляли синквейн с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учились выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создавать свои устные нерифмованные стихотворения.

Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет», и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Они необходимы для создания синквейна – мини-сочетания, где сконцентрированы знания чувства, и сужена оценка явлений и событий, выражены свои позиция, взгляд на ту или иное событие, предмет. Работа по составлению синквейнов — источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых.

Также не менее важную роль играет Педагогическая технология «Клубный час» она заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию детского сада, соблюдая определенные правила поведения. Именно здесь дети учатся дружить, играть, начинают чувствовать себя членами большого детского коллектива. Узнавать новое, приобщатся к чтению литературы культуре.

Типы «Клубного часа»:

«Свободный» – когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам;

«Тематические» - которые включены в ситуацию месяца. Например, в ситуацию «Космос», это конкурс рисунка на асфальте на космические темы, постройка космического корабля, викторины «космонавт»;

«Деятельностный» - когда в основу «Клубного часа» положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, т. е. например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе пекут пирожки, в другой шьют платья куклам т. д.

Проведению «Клубного часа» предшествует большая подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов. Родители на собрании заранее предупреждаются о том, что в дошкольной организации будет проводиться данное мероприятие. Их информируют о том, как это повлияет на детей и каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность проводить мастер-классы в течение «Клубного часа», а также предлагать свою новую тематику и т. п.

Непосредственно перед проведением первого «Клубного часа» дети обсуждают все правила, они кратко повторяются перед каждым «Клубным часом» Затем дается инструкция: «Дети вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу».

После завершения «Клубного часа», все дети участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре, включается медитативная музыка. Начинается обсуждение. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая пока очередь дойдет до них.

Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие, у детей в процессе «Клубного часа» и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время, находя пути их решения в совместной деятельности).

И если в ходе наблюдения за детьми и родителями, мы видим интерес к истории и культуре русского народа, его традициям, то можно сказать, что растет национальное самосознание, стремление людей познать и понять самобытность России.

Список использованной литературы:

1. Бойчук И.А. Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 224с.

2. Брязгун А. Ф. Сборник сценариев для детского сада «Сказка в гости к нам пришла». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 80с.

3. Егорова Т.А. Комплексные занятия по сказкам для детей 4-6 лет/ авт.-сост. Т.А. Егорова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 67с.

4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. / Авт.-сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и дополн. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 400с.

5. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 304с.

6. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 304с.

7. Рыжова Л.В. Методика работы со сказкой: методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 160с.

8. Савченко В.И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников». Методические рекомендации. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 320с.

9. Савченко В.И. Педагогическая сказка как средство поддержки позитивной социализации старших дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 112с.

10. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 208с.
Ноябрь 2023